«Творчество К. Г. Паустовского в произведениях о животных для детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Сомова Виктория Сергеевна

          Художественная литература является одним из основных факторов познавательного развития в дошкольном образовании, имеющим большое значение в решении задач, как в образовании, так и в воспитании старших  дошкольников. Она способствует развитию таких психических процессов как мышление, воображение, память. Прослушивание художественных произведений помогает ребенку в активизации и пополнении пассивного и активного словаря, развивает речь.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в области дошкольного образования, приоритетной образовательной задачей в развитии художественной литературы в дошкольном учреждении является формирование эстетического вкуса воспитанников, понимание духовной сущности произведений.

Природа отличается необычайным многообразием форм жизни. Всюду нас окружает разнообразие растений, животных в самых различных условиях. Испокон веков человек учился у живой природы. Ознакомление с дружественными сообществами разных организмов ребенок может узнать много интересного, например, как возникли такие сообщества, при каких условиях достигается их продуктивность жизнедеятельности, связан ли биологический прогресс с изменением соотношения между конкуренцией и взаимопомощью. Многообразие форм живой природы, окружающее нас повсеместно, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения – воздействует на его чувства, ум, воображение.

Дошкольный возраст ребенка является сензитивным периодом формирования познавательной активности и усвоения представлений о природе. Одним из основных средств эффективного развития представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста являются художественные произведения для детей К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, Е. А. Чарушина.

Исследованием проблемы развития представлений о животном мире средствами познавательной активности в перспективе овладения старшими дошкольниками представлениями о нём занимались Занков Л. В., Трошин Г. Я., Леушина А. М.,  Ушинский К. Д.,  и многие другие.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе развития существует насущная практическая необходимость определения эффективных методов и средств развития познавательной активности на занятиях по ознакомлению с окружающей природой, способствующих формированию представлений о животном мире, а также роли художественных произведений о природе К. Г. Паустовского как средства развития представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.

Рассказы о животных Константина Георгиевича Паустовского обладают эмоциональной выразительностью, уникальностью и содержат в себе огромный, неоценимый, воспитательный потенциал. Мы понимаем, как важно знакомить детей дошкольного возраста с рассказами К. Г. Паустовского, насколько необходимо использовать творчество данного автора в процессе нравственного и эстетического воспитания.

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.

Цель данного исследования – изучить особенности работы по формированию представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с произведениями К. Г. Паустовского.

Задачи исследования:

  1. Дать краткий обзор биографии и творческого пути К. Г. Паустовского.
  2. Обосновать роль природоведческих книг К. Г. Паустовского как эффективного средства развития у дошкольников представлений о животных.
  3. Проанализировать рассказы, сказки о животных К. Г. Паустовского, адресованные детям.
  4. Разработать и апробировать занятия с использованием произведений К. Г. Паустовского для формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Изучить динамику развития овладения представлениями о животном мире у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – своеобразие природоведческих книг К. Г. Паустовского как эффективного средства развития природоведческих представлений дошкольников.

В качестве гипотезы нашего исследования нами выдвигается предположение: формирование представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при использовании в методике обучения произведений о животных  К. Г. Паустовского.

Методы исследования:

  • Теоретические: теоретический анализ художественной литературы; количественный и качественный анализ деятельности дошкольников;
  • эмпирические: экспериментальные диагностики,  наблюдение, сравнение.

База исследования: МБДОУ Детский сад № 1 Кесова Гора, Тверской области.

Структурно работа состоит из введения, где обосновывается актуальность работы, двух глав, разделенных на параграфы, в которых в логической последовательности реализуются задачи исследования заключения, списка используемой литературы и приложений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины по произведениям Б.Заходера для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Африку"

Закрепление и систематизация знаний произведений Б.заходера в форме игровых упражнений....

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Педагогический проект: Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Для детей старшего дошкольного возраста

На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина....

Литературный час, посвященный творчеству Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённая знакомству с творчеством Ф.А.Абрамова....

Примерный перечень произведений изобразительного искусства для детей старшего дошкольного возраста

Примерный перечень произведений изобразительного искусства для реализации Федеральной программы (33.3.4. от 5-6 лет)...

Квест – игра по произведениям В. Бианки (для детей старшего дошкольного возраста)

Интересное и увлекательное путешествие по произведениям Виталия Бианки побуждает у детей любознательность к жизни природы,  к художественно - познавательной литературе....