Конспект образовательной деятельность по восприятию художественной литературы с детьми старшей группы образовательная область «Развитие речи» Знакомство со сказкой Н.К. Абрамцевой «День рождение старой ели»
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа)

Титова Наталья Анатольевна

Познакомить детей со сказкой Натальи Абрамцевой "День рождение старой ели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_titova.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад посёлка Солидарность Елецкого муниципального района

Конспект образовательной деятельность

по восприятию художественной литературы

с детьми старшей группы

образовательная область «Развитие речи»

Знакомство со сказкой Н.К. Абрамцевой

«День рождение старой ели»

                                             Воспитатель:

                                                Титова

                                                                          Наталья Анатольевна

Цель: познакомить детей со сказкой Н. Абрамцевой «День рождение старой ели».

Задачи:

Образовательные:

 - учить внимательно и заинтересованно слушать сказку;

- учить высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос;

- учить объяснять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- формировать эмоциональное отношение к литературным героям.

Развивающие: 

- развивать умение поддерживать непринужденную беседу;

- побуждать детей к творчеству, развивать фантазию и их творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать в детях доброту, чуткость, внимательное отношение друг к другу, к природе, и к тому, что нас окружает.

Приоритетная область: «речевое развитие».

Дополнительная область: коммуникация, социализация.

Планируемые результаты:

- уметь отвечать на поставленные вопросы с опорой на прочитанный текст;

- уметь высказать свою точку зрения на поведение героев произведения;

- уметь высказывать своё эмоциональное отношение к  литературному произведению.

Целевые ориентиры:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру;

- ребенок хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Методы: наглядные, словесные.

Приемы: беседа, показ иллюстраций.

Материалы:

- иллюстрация к сказке;

- листы, карандаши.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, скажите, а вы любите праздники?

- А какие вы праздники знаете? (Новый год, День Рождения)

- А почему вы любите дни рождения?  (Предполагаемые ответы детей: потому что на дне рождении весело, можно  играть в игры, есть вкусные угощения, дарят подарки).

- А вы знаете, что дни рождения бывают не только у людей, но и у предметов и даже у деревьев.

- Я вот знаю одну старую ель, ей исполнилось 100 лет. Хотите я вам про нее расскажу?

Чтение сказки:

Жила-была елка. Уважаемая всем лесом старая ель. Ей исполнялось сто лет. Это много — сто лет. Даже ель, дерево сильное, в этом возрасте считается пожилым. Столетняя елка много повидала на своем веку и многое умела. Умела ель предсказывать погоду. Это ей было совсем не трудно, потому что все на свете ветры и даже маленькие ветерки были ее добрыми друзьями. Они и научили ее узнавать погоду. Прилетит ли завтра туча из-за леса и прольет ли дождь над лесом, или туча улетит далеко за речку и погода будет ясной. А ведь лесным жителям очень важно, какая будет погода. Если солнечно — белкам можно грибы на зиму сушить, а если пасмурно, прохладно — можно лягушатам по влажной траве прыгать в соседний ручей в гости к бабушке. Ну а если сильный ливень приближается, значит, всем по норкам прятаться. А еще старая ель умела рассказывать удивительные сказки и истории. И откуда она их столько знала? А вот откуда! Самые короткие сказки рассказывала елке быстрая молния. Самые длинные истории поведали долгие зимние ночи. Самые веселые сказки рассказывали солнечные лучи. Самые грустные — осенние дожди. За сто лет много разных историй узнала елка, а ведь интересные сказки все любят. Вот и прибегают к елке зайчата, ежата, медвежата, прилетают синицы, дрозды и просят: «Елка, елка, расскажи сказку! Пожалуйста!» И за сказки любили елку, и за то, что про погоду все знала, а главное, за то, что доброй и справедливой была. Поэтому, когда стал приближаться день рождения старой ели, весь лес задумался: чем бы ее порадовать? Ведь это не простой день рождения, а сотый!

 — Послушайте меня,— важно сказал дедушка медведь.— Хоть и считается, что слуха у меня нет и в музыке я ничего не понимаю, а все-таки я точно знаю, что лучше всех в нашем лесу поет розовый дрозд. Давайте попросим его спеть для елки свои самые лучшие песни.

 — Я очень рад, что вам нравятся мои песни, уважаемый дедушка медведь, — вежливо поклонился розовый дрозд,— но я пою их часто и не могу дарить на день рождения то, что дарю каждый день.

 — Дрозд прав,— застрекотала сорока.— Нельзя дарить уже подаренное.

— Придумал!— весело подпрыгнул заяц.— Мы, зайцы, соберем самые красивые грибы, а белки пусть нанижут их на ветки старой ели. Мне рассказывала одна маленькая елочка, что деревья очень любят, когда их украшают грибами.

 — Ну-у-у! Тоже придумал,— насмешливо фыркнула рыжая белочка.— Мы уже неделю назад нанизали на елкины веточки самые красивые грибы.

 — Я знаю, что сделать!— сказал маленький зеленый лягушонок.— Нужно спросить у самой елки, какой подарок она хотела бы получить.

На том и порешили. Пошли к елке.

— Дорогая наша именинница,— сказал дедушка медведь,— мы долго думали, что подарить тебе, чем порадовать в твой сотый день рождения. Думали, да придумать не смогли. Не подскажешь ли ты нам?

 — Спасибо, друзья,— зашуршала иголками старая ель.— Спасибо, что помните о моем празднике. Мы старые друзья, и поэтому открою я вам мою тайну. Есть у меня заветное желание… Замерли звери и птицы — слушают. — Девяносто девять раз встречала я свой день рождения зеленым-презеленым летом. А ведь день рождения — это начало нового года моей жизни. Это праздник — почти как Новый год. У нас, у елок, традиция — встречать Новый год в пушистом легком платье из нежных трепетных снежинок. Но я знаю,— вздохнула елка,— что даже вы, мои верные друзья, не сможете подарить мне ни единой снежинки. Только зима со снегом могут сделать это…

 Опечалились лесные жители: действительно, как исполнить желание ели? Вдруг крохотная белая бабочка опустилась на лапу дедушки медведя. Посмотрел медведь на белую бабочку, задумался и понял, что не просто так прилетела она.

 — Бабочка,— тихо спросил он,— много ли у тебя подружек?

— Много, дедушка медведь: и в лесу, и на лугу, и в поле, и в березовой роще.  — Они такие же белые, нежные, легкие, как ты? Так же похожи на снежинки?

— Да, дедушка медведь. Правда, я никогда не видела снега — ведь мы. бабочки, спим зимой. Но однажды старая ель сказала мне, что я похожа на большую снежинку. Вот я и подумала… — Ты замечательно придумала, маленькая белая бабочка. Собирай своих подружек.— И медведь легонько подбросил бабочку. …

Вот и настал день рождения ели. Друзья пришли поздравлять ее. И бабочка здесь. Она тихонько что-то сказала дедушке медведю.

— Милая елка,— торжественно произнес дедушка медведь,— с днем рождения! Закрой, пожалуйста, только на одну минутку глаза. Закрыла ель зеленые глаза. (Почему зеленые? Конечно, зеленые. Какие же глаза могут быть у ели. Только зеленые-презеленые.) Закрыла ель глаза. А когда открыла, увидела, что на каждой ее веточке, на каждой ее хвоинке сидит, взмахивая крылышками, легкая, невесомая, почти белая бабочка. Бабочка-снежинка. Такого необыкновенного, прекрасного живого снега ель еще никогда не видела. Она была очень счастлива, благодарно кивала ветками и думала: «Как хорошо, как радостно жить на свете, если рядом настоящие друзья».

 А друзья повторяли: — С Новым годом! С днем рождения!

Беседа по сказке:

- Почему лесные жители так любили старую ель?

- Откуда она знала сказки?

- Ребята, а о каком подарке мечтала старая ель?

-  А легко ли было его исполнить? Что они придумали?

- Можно ли сказать, что у елочки были чуткие друзья? Кто такой чуткий человек? Какой он?

- А  почему возникла такая фраза: «С Днем Рождения! С Новым годом!». Как вы думаете? (звери решили подарить елочке зиму, Новый год; они поздравляли ее с Днем рождения, а это и есть Новый год ее жизни)

- А кого бы из героев сказки вы хотели пригласить к себе на день рождения? И почему?

- А давайте представим, что нас  день рождения, и мы веселимся и танцуем на этом празднике?!

Физкультминутка. КУКУТИКИ «Этот день рождения».

Ребята, хотите увидеть какая была ель в свой день рожденье, когда её друзья сделали ей подарок? (показ картинки  старой ели). Посмотрите, какая она? (нарядная, счастливая) 

- А что вы подарили старой ели? (шишки, бусы, шарики, звезды)

- А давайте мы тоже с вами поздравим старую ель и нарисуем для нее подарки!?

- Вот какие красивые , замечательные подарки у нас получились! (повесить работы на доску, обсудить)

- Ребята, а вам понравилась сказка? А чему Вас научила эта сказка?

- А хотите узнать кто ее написал? (да)

- Её написала писательница Наталья Абрамцева. (показ фото писателя)

- Она написала очень много интересных, детских сказок, с одной из них мы с вами сегодня познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по восприятию художественной литературы для детей 5-6 лет: «Чтение сказки С. Козлова «Как ежик с медвежонком протирали звёзды »

Образовательная деятельность направлена на формирование у детей умения внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию....

Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды для детей подготовительного возраста.

Познакомить  детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на язы...

Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки: «Жихарка» для детей старшего возраста.

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характеры героев. Учить правильно строить ответ на вопрос, отвечать полным...

Планирование образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора. Старшая группа комбинированной направленности.

Планирование образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора. Старшая группа комбинированной направленности....

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».

Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовател...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Цель: пересказать текст Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».Задачи: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по см...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы.

Тема: пересказ украинской народной сказки «Колосок»....