Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Валентина Николаевна Коканова

Тема: пересказ украинской народной сказки «Колосок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vhl.docx58.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы.

Тема: пересказ украинской народной сказки «Колосок».

Цель: учить пересказывать сказку, передавать интонацией характеры героев.

Задачи: закрепить умение пересказывать короткий текст точно и последовательно, использовать в речи сложные предложения. Вызвать у детей сопереживание персонажам сказки. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, наблюдательность. Развивать двигательную активность и мелкую моторику рук.  Воспитание уважения к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. Формировать доброжелательность в общении друг с другом.

Форма работы: ситуативная беседа.

Ход ОД

Этапы работы

Действия педагога (методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на кобылке, жена на коровке,

Дети на телятках, а внуки на козлятках.

Съехали с гор, развели костер,

Кушают кашку, слушают сказку».

Ребята, а что такое сказка?

Простановка цели детьми

 Ответы детей. 

Сказка - это вымышленная, выдуманная, волшебная история.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Какие бывают сказки? Если их сочинил народ…

Предполагаемые ответы детей: Это народные сказки. А еще бывают авторские сказки, которые сочинил автор.

Про кого бывают сказки?

Предполагаемые ответы детей: Сказки бывают о жизни людей.

Как такие сказки называются?

Предполагаемые ответы детей: Эти сказки называются бытовые.

А если в сказке рассказывается про лису, как такая сказка называется?

Предполагаемые ответы детей: Это сказка о животных.

Какие еще сказки бывают?

Предполагаемые ответы детей: Еще сказки бывают волшебные.

Все сказки нас чему-то учат. А как вы думаете, чему нас учат сказки?

Предполагаемые ответы детей: Сказки учат нас добру, честности, дружбе.

Сегодня мы с вами познакомимся с украинской народной сказкой «Колосок». Кто знает, что такое колосок?

А сейчас я прочитаю вам сказку:

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.

- А кто будет молотить? - спросил петушок.

- Только не я!-закричал один.

- Только не я!-закричал другой.

- Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

- А кто понесёт? - спросил петушок.

- Только не я!-закричал Круть.

- Только не я!- закричал Верть.

- Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.

- Только не я!-запищал Круть.

- Только не я!-запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

- Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

- Ох и проголодался я! - пищит Круть.

- Ох и есть хочется! - пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

- Ты нашёл! - громко закричали мышата.

- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.

- Ты обмолотил! - потише сказали оба.

- А кто зерно на мельницу носил?

- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.

- А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

Понравилась вам сказка? Как она называется?

Назовите главного героя сказки.

А как звали мышат в сказке?

Почему им дали такие имена?

Как звали петушка? Петушка в сказке звали Голосистое горлышко.

Почему его так звали? Потому что он всех будил своей песней.

Какими изображены мышата?

Каким народ изобразил петушка?

Как отвечали мышата петушку в начале сказке?

А в конце сказки что они говорили?

Почему они так говорили?

Потому что мышата лентяи, не хотели помогать петушку.

Мышата не получили угощения, петушок их выгнал.

Физминутка «Колосок»

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Рано петушок вставал,

Голосок свой подавал:

Ку-ку-реку, ку-ку-реку.

Раз нашел он колосок

И положил его в мешок.

На мельницу с ним пошел

И в муку его он стер.

И каждое утро охотно

Пек из муки он пирожки.

Чтение сказки с установкой на пересказ.

Пересказ 2 детей с опорой на мнемотаблицу.

Молодцы! Хорошо пересказали сказку!

А как вы думаете, правильно поступил петушок, когда не угостил мышат пирогом? Кто помнит поговорку про работу?

Как много пришлось петушку потрудиться, чтоб хлеб на стол пришел! Хлеб проходит очень трудный путь и нужно бережно к нему относиться! Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. Это еще одна поговорка о труде.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Подведение итога

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Легко ли вырастить хлеб?

Как нужно относиться к хлебу?

Чему нас учит сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение стихотворения Э. Успенского «Разгром».

Задачи: Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы. Развивать фразовую речь, память, воображение. Воспитывать уважение и любовь к маме. Побужда...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение сказки «Воробьишко» Максима Горького.

Задачи: Помочь детям понять смысл и идею произведения. Учить внимательно слушать литературное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной л...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» с помощью опорных картинок.

Задачи: уточнить знания детей о приметах весны; продолжать учить детей понимать поэтическое произведение...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: слушание произведения Николая Носова «На горке».

Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».Задачи: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовател...

Конспект по Восприятию художественной литературы с детьми старшей группы. Тема: Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Цель: пересказать текст Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».Задачи: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по см...