Книжный уголок группы в детском саду
статья по художественной литературе

Шувалова Людмила Александровна

Книжный уголок в греппе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_knizhnyy_ugolok_gruppy_detskogo_sada.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 компенсирующего вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Выступление в рамках недели профессионального роста педагогов дошкольных образовательных организаций Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Книжный уголок группы детского сада» 

Подготовила и провела

воспитатель Шувалова Л.А.

Санкт-Петербург, 2018

«Книжный уголок группы детского сада» 

(выступление в рамках недели профессионального роста педагогов дошкольных образовательных организаций Красносельского района

Санкт-Петербурга) 

Шувалова Л.А.,  
воспитатель  

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». 

Дошкольное детство — очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. 

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. 

Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Дом для книг», продуктами которого стали: 

  •  Книжный уголок
  • Альбом с рисунками «Наши любимые сказочные герои»
  • Рукописные книжки-малышки. 

Цель проекта: воспитание у дошкольников интереса и любви к книге, развитие познавательной активности, творческих способностей детей в процессе создания книжного уголка. 

Основными формами реализации проекта стали: 

  • Чтение художественных произведений, стихов, загадок. 
  • Продуктивная деятельность. 
  • Дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры. 
  • Беседы. 
  • Рассказывание, пересказ, разыгрывание и драматизация сказок. 
  • Экскурсия в библиотеку. 
  • Рассматривание разных видов книг, иллюстраций в книгах, фотографий. 
  • Досуг. 
  • Работа с родителями. 

Учитывая требования ФГОС ДО в группе создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда, в т. ч. оформление и обогащение содержания книжного уголка группы, в качестве приоритетного направления своей деятельности в рамках решения годовых задач.  

«Книжный уголок» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате, который играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.  

Рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством художников – Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина и многих других. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения с книгой. 

С целью реализации принципа трансформируемости, который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группе в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей, имеется многофункциональная мебель, обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов.  

В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.  

Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагоги разнообразили содержание книжных уголков.  

В книжном уголке создан альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников, в котором дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы и т. д.  

Кроме этого, представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения и т. д.  

В нашем книжном уголке имеются книги на школьную тематику. Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, присутствуют азбуки разного рода, буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам». 

Также в книжном уголке с детьми организуем тематические выставки. 

Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную важную тему, например: тема связанна с предстоящим праздником 8 марта (выставка по произведениям Агнии Барто «Посидим в тишине»), а в день рождение Сергея Михалкова (13 марта) прошла выставка его книг, дети познакомились с его произведениями, ещё раз перечитали «Дядю Стёпу».  Длятся такие выставки

5 дней, т.к. далее внимание и интерес детей снижается. 

Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников. Поэтому книжный уголок в группе оформлен с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Он отличается информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.  

В книжном уголке нашей группы есть библиотека, с книгами, которые углубляют познавательные интересы детей (помещены издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями).  

Кроме книг, находятся:  

  • Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, на близкие для детей темы и небольшой альбом с портретами известных детских писателей, поэтов, художников детской книги;  
  • Тематические альбомы для рассматривания (специально созданные художниками альбомы на определённые темы «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.);  
  • Книги на различную тематику (рассказы о войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.); 
  • Научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии; 
  • Сказки народные и авторские; 
  • Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; 
  • Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского,  
    Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями лучших художников; 
  • Книги, которые дети приносят из дома; 
  • «Книжки – малышки», составленные вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и другое. 

С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжный уголок в группе расположен автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой.  

Дети нашей группы, знают правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, после того как посмотрел, всегда класть книгу на место. 

Книги легко мнутся и рвутся, дети знают способы ухода за ними, участвуют в починке книг уже самостоятельно, поэтому, есть материалы для ремонта книги (размещен в книжном уголке небольшой пластиковый контейнер «Книжкина аптечка» с ножницами, клеем, скотчем, линейкой, карандашом). Давно читаемые, бывшие в ремонте книги, порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной. 

Рядом с книжным уголком, в едином пространстве, оформляется уголок продуктивной, театрализованной деятельности, уголок уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.  

За исправностью и сохранностью книг в уголке следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в группе имеется «книжная аптечка», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью нее воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать.  

С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжный уголок оборудован в максимально освещенной зоне групповой комнаты.  

Мебель для книжного уголка подобрана из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.  

Созданный в группе книжный уголок способствует развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.  

Таким образом,  

  • Развивающая предметно-пространственная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов; 
  • Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми в книжном уголке способствует самостоятельному сосредоточенному общению с книгой, совместному рассматриванию и обсуждению. Книга становится важной частью духовной жизни детей, у них появляются литературные пристрастия. 

Развитие стремления общаться с книгой составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». 

 Литература: 

  1. Алексеева Л., Жирова Н. Праздник Недели детской книги. // Воспитание школьников. - 2004.- №2.-с. 41-47. 
  1. Бабкина, Л.Н. Книжкины именины: история праздника «Неделя детской книги» / Л.Н. Бабкина // Читаем, учимся, играем.   2012.   № 2.   С. 9   11. 
  1. Майборода Т.В.- Вас в сказку добрую зовем [Текст]: Сценарий открытия Недели детской книги // Читаем, учимся, играем. - 2007. - Вып. 1. - С. 28-31. 
  1. План Недели детской книги (варианты). Репка с секретом: игра. Путешествие по стране Маршака: сценарий // Книжкины именины. - Минск, 2003 
  1. Скипина, М.А. Путешествие в Мир Книги [Текст]: Сценарий спектакля, посвященного Неделе детской книги // Педсовет. - 2005. - N 12. - С. 3-5. 
  1. Тунгулукова, С.А. В гостях у литературных героев [Текст]: сценарий игры к Международному дню – детской книги / Светлана Анатольевна Тунгулукова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – Вып. № 1. – С. 4-5. 
  2. Юмашева О. С героем сказка будет интересней! [Текст]: Сценарий конкурса знатоков для детей 7-9 лет к Неделе детской книги // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2008. - № 1. - с. 70-72 

 

 

 

Приложение 1. 

 

Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. 

В группах раннего и младшего возраста книжный уголок организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку. Сначала воспитатель знакомит детей с книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, приучает рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорит о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.), затем приучает к самостоятельному пользованию книгой. В «Уголке книги» необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. (с движущимися частями, встроенными игрушками). Предпочтение отдается книгам – элерманам (книги, страницы которых сделаны из картона) 

Книг выставляется, как правило, немного 4—5, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же. 

В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир. 

Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др. 

Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. 

В средней группе книжный уголок организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 5 – 6 книг, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги, добавляется коллекция скороговорок и чистоговорок. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, так же можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. 

На полки книжного уголка выставляются разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами. 

Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней, поэтому там может храниться материал для ремонта книг (бумага, клей, ножницы и др.), 

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. 

Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Широта и избирательность читательских интересов детей определяют и главные правила организации подбора произведений — удовлетворение этих многообразных интересов. 

В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 – 12 экземпляров. 

В подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок: 

  • Книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.); 
  • Научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. 
  • Сказки народные и авторские; 
  • Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью; 
  • Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях; 
  • Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников; 
  • Иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям; 
  • Книги, которые дети приносят из дома; 
  • Тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Е. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. 
  • Портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги. 

В подготовительной к школе группе добавляются книги на школьную тематику. 

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. В книжный уголок можно поместить буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам». 

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека. 

Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки. 

Их основная цель – развить интерес к книге, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника). 

Длится выставка не более 5 дней, т.к. внимание и интерес детей будет снижаться. 

В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке. 

 

 

 

 

 Приложение 2. 

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №1 2015 

Критерии оценки содержания книжных уголков в группах в ходе тематического контроля 

Оснащение 

Баллы 

Примечания 

Младший возраст 

Количество книг 4–5 (одинаковые по содержанию, но разные по оформлению) Наличие 2–3 экземпляров одинаковых книг Наличие 3–4 тематических книг, книг разных литературных жанров Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям  

  

  

Наличие нетрадиционных книг (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом) 

  

  

Наличие набора сюжетных картинок 

  

  

Наличие тематических альбомов «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д. 

  

  

Наличие набора предметных картинок 

  

  

Наличие постоянного персонажа — «жителя» книжного уголка 

  

  

Использование детских работ в оформлении книжного уголка 

  

  

Средний возраст 

Наличие книг разных жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворения) 

  

  

Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой 

  

  

3–4 книги с одним и тем же произведением, но с разными иллюстрациями 

  

  

Портрет детского писателя. Книги с его произведениями. 

  

  

Наличие наборов предметных, сюжетных картинок 

  

  

Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям 

  

  

Наличие «Аптечки для книг» 

  

  

Использование детских работ в оформлении книжного уголка 

  

  

Старший возраст 

Наличие книг разных жанров художественной литературы (в подготовительной группе оформлена библиотека) 

  

  

Тематическая выставка книг 

  

  

Наличие книг, соответствующих программным требованиям Наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД  

  

  

Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления) 

  

  

Наличие книг-самоделок 

  

  

Наличие журнала интересных дат 

  

  

Наличие альбома детского художественного творчества по мотивам художественных произведений 

  

  

Наличие дидактических игр по развитию речи 

  

  

Наличие наборов открыток 

  

  

Журналы с учетом гендерной принадлежности детей 

  

  

Наличие сюжетных картинок, картотеки речевых игр 

  

  

Наличие «Аптечки для книг» 

  

  

Всего баллов: 

  

  

 

Критерии оценки оформления книжных уголков в группах ДОО с учетом педагогических требований 

 

Критерии

Возрастная группа

Младшая 

Средняя 

Старшая 

Подготовительная 

Рациональное размещение 

  

  

  

 

Безопасность 

  

  

  

 

Доступность 

  

  

  

 

Насыщенность 

  

  

  

 

Вариативность (сменяемость) 

  

  

  

 

Учет возрастных особенностей 

  

  

  

 

Эстетичность 

  

  

  

 

Всего баллов: 

  

  

  

 

 

Оценка книжных уголков:

5 – отлично;

4 – хорошо;

3 – удовлетворительно;

2 – требует улучшений;

1 – плохо.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Уголок экспериментирования в детском саду".

В консультации размещён материал по созданию уголка  экспериментирования в группе  раннего возраста....

Конспект занятия в логопедической группе по теме Уголок природы в детском саду

Уточнение произношения звука Х, воспитание длительного ротового выдоха. Упражнение детей в правильном произношении звука Х в словах и в умении выделять его в слове. Звуковой анализ слогов. Закрепить у...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Уголок природы в детском саду по возрастным группам.

Картотека растениий  для  уголка природы в разных возрастных группах детского сада, от младшей, до подготовительной....

Календарное-тематическое планирование для подготовительной группы на тему "Уголок природы в детском саду"

Календарное-тематическое планирование для подготовительной группы на тему "Уголок природы в детском саду"...

Подробный паспорт растений в уголок природы для всех групп в детском саду

Предлагаем вашему вниманию подробный паспорт растенйи уголка природы с подробным описанием основных харакетристик. Данный материал может быть полезен как работникам дошкольного учреждения, так и студе...

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...