Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»
консультация
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolki_prirody_v_detskom_sadu-konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду» подготовила воспитатель Моськина Г. В.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения. Главная особенность уголка природы -его непосредственная близость к детям , что позволяет педагогу организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года.
В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с растениями у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.
При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.
Требования к отбору растений уголка природы:
1. Растение должно быть типичным для той или иной экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными условиями для большой группы растений.
2. Уход за растениями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения, неприхотливых уходу за ними.
3. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
В уголке природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, рассады), так как работа с календарём, наблюдение за посадками – это всё компоненты методики экологического воспитания.
Деятельность по созданию и поддержанию необходимых условий то, что традиционно называется трудом в природе, чрезвычайно важна как для самих растений, так и для детей. Эту деятельность надо рассматривать, как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функции педагога и степень самостоятельности детей, но деятельность остаётся совместной. В младшем дошкольном возрасте педагог всем своим поведением (действиями, словами, интонацией голоса) создаёт образец правильного и гуманного отношения к природе через взаимодействие с растениями уголка природы. Он показывает, что и как надо делать с ними, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались живыми и здоровыми. В средней группе педагог и дети выступают в паре, но приоритет остаётся за педагогом, что выражается в формуле «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники». В этот период зарождается осмысленная самостоятельность детей. Важно, чтобы педагог не пропустил и поддержал в каждом ребёнке желание что-то сделать самому. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, особенно если педагог доверяет им и опирается на их достижения. Формула этого возраста в самостоятельной деятельности другая : «Вы делаете, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать всё, что вам ещё пока трудно».
Дежурство детей в уголке природы – это и есть форма проявления их самостоятельности. Педагог при этом выступает прежде всего в роли помощника, а не контролёра и учителя – эти функции он выполняет незаметно, как помощник.
При подборе растений уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Знакомим детей с такими комнатными растениями , как герань, фикус.
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает: Бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги. Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).традисканция, алоэ, цикломен, мамриллис
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.
Хотела бы остановиться на ядовитых растениях, которые нельзя иметь в уголках природы детского сада, это диффенбахия пятнистая, алокация, кротон, сингониум, молочай (все виды), монстера, азалия и пуансеттия.
Продуманная организация и оборудование зоны уголка природы должны также обеспечивать возможность осуществлять экологическое воспитание детей следующими методами :
- Проводить многоразовые наблюдения объектов природы;
- Фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
- Обсуждать увиденное;
- Осуществлять различные виды деятельности : уход, моделирование явлений природы;
- Отражать впечатления природы в различных формах художественной и игровой деятельности.
Итак, экологически правильные организация и оборудование зоны уголка природы – это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду : оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Как организовать уголок природы в ДОУ"
Консультация содержит материал о том, что должно быть в группе в уголке природы....
Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. ...
Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
Консультация для воспитателей детских садов "Уголок природы в детском саду" по новым стандартам ФГОС....
Консультация для педагогов " Уголок природы в детском саду "
Уголк природы...
Консультация для педагогов ДОУ "Уголок природы в детском саду"
Консультация для педагогов «Уголок природы в детском саду»Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, ...
Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»
laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...
Консультация для педагогов "Уголок природы в детском саду"
Консультация для педагогов "Уголок природы в детском саду"...