Консультация для педагогов ДОУ "Уголок природы в детском саду"
консультация

Афимьина Виталина Сергеевна

Консультация для педагогов «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Уголок природы в детском саду»

Составила: воспитатель

Афимьина Виталина Сергеевна

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Познакомить детей с природой, привить любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.

Воспитателю следует приучать детей по окончанию работы вымыть всё, чем они пользовались, налить в лейки воды и убрать всё на место; затем проверить, всё ли сделано так, как надо. Это важно при оценке труда дошкольников, формируя, таким образом, навыки культуры труда.

 Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен сам показать пример. При уходе за обитателями уголка помнить, что его отношение и действия являются образцом, которому подражают дети.

Требования к отбору растений для уголка природы:

1. Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые в уходе.

3. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Растения уголка природы младшей группы ( 3 -4 года).

При подборе растений уголка природы для младших групп детского сада педагоги учитывают особенности восприятия детьми предметов – ребенок, прежде всего, обращает внимание на самые яркие и красивые из них.

Воспитанники младших групп должны научиться узнавать 2-3 растения, их части (стебель, листок, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями, поливают водой, приготовленной взрослым. Обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп размещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель и листья) и красиво, обильно и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза). Заинтересовываю детей и растения с пестро окрашенными листьями. Они также имеют четко выраженный стебель и листья, на которых можно учить детей несложным приемам поддержания растений в чистоте.

Из названных видов растений воспитатель подбирает на год 3 – 4 экземпляра. При этом в уголке природы имеется два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

 Растения уголка природы в средней группе.

В средней группе у детей формируется умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов, и их частей: дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые узнают и называют дети. В процессе ухода вместе с воспитателем дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка. Пополняется уголок природы новыми растениями. Подбираются комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев.

Дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте, обливание их из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелкими листьями, обтирание листьев влажной тряпочкой или щеткой, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья.

При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

В средней группе кроме растений для уголка природы младших групп помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющие зазубрины по краям), бегонию - рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опущенными листьями)

В уголке природы средней группы может бать до 6-8 видов растений. Имеются разные виды растений одного семейства (зональная и душистая герань, несколько видов гераней).

Растения уголка природы старшей группы.

Знания детей старшей группы получат существенные дополнения. Дети узнают, что растения для своего роста нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Если что – то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям объясняется, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги, одни хорошо растут при ярком освещении, другие в тени, одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. Закрепляется умение определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

В уголок природы вносится дополнительный ряд растений (при этом часть растений убирается или передается в младшую или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелящиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы: 2 – 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1 – 2 вида кактуса, цикламен, примула, амараллис, кливия. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

 

Растения уголка природы подготовительной к школе группы.

Основная задача: знакомство детей с природой – формирование у детей элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы.

Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

В этой группе продолжается знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода за растениями и сам характер организации труда (вводится дежурство по уголку природы). Дети учатся видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим в организации уголка природы обращается внимание на разнообразие растений не только по их внешнему виду, но и по их потребностям в определенных условиях среды.

В уголок природы подготовительной группы помещаются растения, резко отличающиеся по своим потребностям: папирус, который 10 месяцев растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не большого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно.

В подготовительной группе детей знакомят с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония – рекс, сансевьера: размножение луковицами (гемантус, амараллис), размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспарагус).

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения, позволяет проводить наблюдения и труд в природе более интересным, содержательным и увлекательным.

Очень важную роль в уголке природы следует отводить календарям наблюдений. Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Как же должен выглядеть календарь погоды

в разных возрастных группах?

Работа по созданию макета календаря природы в возрастных группах

Обсуждение календарей.

В младшей группе календарь природы представляет собой картинки из четырех времен года, так же могут присутствовать картинки, характеризующие деятельность детей в соответствующее время года.

В средней группе к выше сказанному добавляется детский рисунок и отмечается погода карточками с условными обозначениями.

В старшей группе календарь природы усложняется: теперь здесь присутствует название одного времени года, иллюстрация с указанным временем года, детский рисунок, календарь погоды, в котором ежедневно отмечается погода за день.

В подготовительной группе к выше сказанному добавляется отрывной календарь, кроме того, для изучения месяцев года и сезонных изменений в природе можно изготовить календарь «Круглый год».

Еще один вид календаря – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

В каждой возрастной группе должны находиться:

1. Таблички к комнатным цветам.

2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле уголка природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум, бегонии, традесканции и др.) ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий, кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

3. Календарь природы (со старшей группы дети заполняют его самостоятельно)

4. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)

В уголке природы:

1. Гербарии, муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей).

2. Карточки с изображением природы, животных, насекомых.

3. Альбом, книжки, картины времени года, также и известных художников.

4. Рисунки, книжки детей о природе.

5. Орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.

6. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.

 

Вывод: Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей.

Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 147 «Рябинушка» Составила: воспитатель Афимьина Виталина Сергеевна высшая квалификационная категория

Слайд 2

Комнатные растения

Слайд 3

Требования к отбору растений для уголка природы: Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста Растения должны быть внешне привлекательными Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений Растения должны быть абсолютно безопасны Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения

Слайд 4

Растения уголка природы в разных возрастных группах

Слайд 5

Комнатные растения младшей группы

Слайд 6

Комнатные растения средней группы

Слайд 7

Комнатные растения старшей группы

Слайд 8

Комнатные растения подготовительной группы

Слайд 9

КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ

Слайд 10

Уголок природы в младшей группе

Слайд 11

Уголок природы в средней группе

Слайд 12

Уголок природы в старшей группе

Слайд 13

Уголок природы в подготовительной группе

Слайд 14

Другие виды календарей Наблюдение за луком (свет-тень) Наблюдение за луком (вода-почва) Наблюдение за веточкой

Слайд 15

В каждой возрастной группе должны находиться: Таблички к комнатным цветам Комнатные растения Календарь природы (со старшей группы дети заполняют его самостоятельно) Паспорт на каждое растение

Слайд 16

В уголке природы: Гербарии, муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей). Карточки с изображением природы, животных, насекомых. Альбом, книжки, картины времени года, также и известных художников. Рисунки, книжки детей о природе. Орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.

Слайд 17

Удачных наблюдений Вам и Вашим детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. ...

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Консультация для воспитателей детских садов "Уголок природы в детском саду" по новым стандартам ФГОС....

Школа молодого воспитателя. Консультация на тему: «Уголок природы в детском саду»

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возр...

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой ...

Консультация для воспитателей "Календари природы в детском саду"

Консультация для воспитателей "Календари природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями"...

Консультация для педагогов "Уголок природы в детском саду"

Консультация для педагогов "Уголок природы в детском саду"...