Консультация для воспитателей "Календари природы в детском саду"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Второва Татьяна Владимировна

Консультация для воспитателей "Календари природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ugolok_prirody.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Календари природы в детском саду.

Согласно ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.

Организация уголка природы способствует:

  • развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира;
  • формированию элементарных экологических представлений;
  • воспитанию умения вести себя в природе;
  • воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.

Уголок природы – важный элемент в оформлении каждой группы детского сада. Несомненно, для каждого воспитателя оформление уголка природы – это полет фантазии!  Обязательно здесь будут и растения, и эксперименты на экологические темы, и  альбомы и многое другое. И еще одним неизменным компонентом является календарь природы, в котором мы отмечаем день недели, месяц, год, погоду.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном  возрасте. Начинать надо с наиболее доступных для них природных объектов. Наблюдения, относящиеся к одному и тому же объекту, должны быть непродолжительными, но многократными. В процессе наблюдения воспитатель вопросами активизирует мышление детей, помогает устанавливать связи явлений. Для уточнения  и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь набор цветных картинок, содержание которых отражает основное состояние погоды: солнце, дождик, снег, ветер, облака, радуга.  Одним из игровых приёмов в работе с календарём является картонная кукла с набором сезонной одежды. Дети вместе с куклой  наблюдают погоду, отмечают её особенности и предлагают ей надеть ту или иную одежду. Введение в наблюдение куклы смещает акцент внимания детей  с   познавательного на игровой. Игровым способом  дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы во второй младшей  группе - это набор цветных картинок,   изготовленных из плотного картона. Содержание их отражает основное состояние погоды и растительного мира для каждого сезона отдельно. Например,   для осени, может быть, набор из следующих картинок: тихая солнечная погода, желтеющее дерево; пасмурная погода в начале осени; дождь; на траве лежат опавшие листья; порыв ветра, листопад; пасмурная ветреная погода, почти голые деревья.

С детьми средней группы воспитатель отмечает уже не отдельные  явления неживой природы, а комплекс  признаков погоды: солнечная  (светит солнце),  дождливая (идёт дождь), пасмурная (небо затянуто облаками), тёплая (дети легко одеты).

Для средней группы количество картинок можно увеличить. На них изображено  одно и то же дерево в разных сезонных состояниях (в начале, середине, и в конце осени) и в двух вариантах: на ветру и в безветренную  погоду. Покров земли также показателен для времени года и какого-либо его периода. Под деревом могут быть зелёная трава и опавшие с дерева листья, лужи, снег. Отдельно на картинках изображены  явления неживой природы: солнце, радуга, снег, вьюга. Приложением к картинкам является картонная кукла с набором одежды на все сезоны,  это поможет показать, тепло или холодно на улице. Работа с календарём проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и  ставят её на подставку. При переменной погоде можно выставить две картинки (пасмурная и дождливая погода).

Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем возрасте строится на базе конкретных знаний, полученных в предыдущие года.  Дети должны понимать, что осень – это не только прохладная дождливая погода, желтеющие и опадающие листья, но и такое время года, когда постепенно всё меняется: растения, образ   жизни животных, укорачиваются дни.  Основными приёмами активизации мышления детей во время наблюдений  являются вопросы воспитателя и пояснения, которыми он сопровождает ответы детей. Вопросы следует ставить так, чтобы дети, наблюдая явления природы, сопоставляли их, делали самостоятельные выводы. В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы,  состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их читать.                                                                              

  В формировании представлений о временах года у старших дошкольников большое значение имеет графическая модель календарь-ширма, которая имеет три графы: «Недели», «Погода», « Живая природа». Первая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца. Для наблюдений за погодой растительным и животным миром, лучше выбрать вторую или  третью неделю. Из четырёх недель заполняется лишь одна. Это даёт возможность  детям показать,  сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили, через, сколько возобновились снова.

Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Дни недели - разным цветом, погоду - значками натуралистического характера (например, ветер - дерево, наклонившееся в сторону, снег- изображение снежинок).  Обозначение степени тепла и холода: это схематическая фигура ребёнка, по –разному одетого: в платье, в пальто, в шубе.

Графа «Живая природа» заполняется рисунками с изображением растений (дерево, куст, трава,  цветы), животных (птицы, насекомые), встречающихся на участке. Изображение одной и той же местности в разное время года, регулярная запись значками отражает закономерность последовательных изменений в природе.

Календарь  для старшей группы несколько проще, чем для подготовительной.  В нём только одна неделя, а не четыре, а в графе «живая природа» приводится меньше видов растений  (например, трава, дерево). Кроме того, дети старшей группы несколько позже приобретают навыки самостоятельной работы с календарём. В подготовительной группе детей постоянно подводят к самостоятельным наблюдениям за погодой.

В младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах ведётся календарь, который даёт возможность, познакомится с зимующими  птицами, прилетающими на участок. При наблюдении за птицами дети указывают: большая или маленькая, летает или ходит, как клюёт и т. д.

Календарь для младших и средних детей заполняется карточками с изображением птиц, прилетающими на кормушку. Наблюдения проводятся ежедневно и никакие пометки, (следы) не ставятся.

Календарь для детей старшего возраста заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки- «галочки», учитывается время, некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов.

Форма календарей может быть разной. Дидактическое пособие «Круглый год» - это календарь,  сделанный из плотного материала, где каждый месяц представлен отдельным сектором, помогает формировать у детей представление о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев  (как по названиям: январь – февраль - март…так и по их порядковым номерам: первый месяц январь, второй- февраль и т. д.) Четыре сектора, отражающих характерные особенности времён года, обозначены соответствующими рисунками и цветом; каждый из них, в свою очередь, разделён на три части (месяцы). Все три месяца одного времени года отмечены одним цветом, например, летние   месяцы окрашены в красный цвет и т.д. Пособие имеет иллюстрации с изображением деятельности детей в разные времена года.

Работа с календарём - это практическое средство формирования логической формы мышления.  Календарь природы помогает восстанавливать в памяти детей сезонные изменения,  явления живой и неживой природы. Систематическое ведение календаря стимулирует их к дальнейшим наблюдениям, приучает на основе наблюдений за погодой намечать игры с природным материалом и работу, которую необходимо провести на участке. Использование в работе игровых приёмов, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок формирует глубокий познавательный интерес детей к природе, понимание бережного обращения с ней. Целенаправленная, разнообразная по форме и методам работа с детьми разных возрастов позволяет сформировать у них правильные представления о сезонных явлениях природы, о труде взрослых.

Календарь наблюдений познакомит  ребенка с такими понятиями как:


- Сколько времен года в годовом цикле природы?
- Сколько месяцев в году и в каждом времени года?
- Когда бывает вчера – сегодня — завтра?
- Сколько дней в каждом месяце? А сколько длится год?
- Когда наступает утро, день, вечер и ночь?
- Который сейчас час? А сколько минут? Что такое четверть часа, полчаса?
- Какая сейчас температура? Как определить её на градуснике?
- Какие явления природы ты видел сегодня?
- Когда бывает полнолуние? И как растет луна?

  • Вращающийся круг "Времена года"

  • Вращающийся круг "Дни недели"

  • Действующая модель часов

  • Действующая модель термометра

  • Красочные названия времен года, месяцев

  • Названия дней недели в  цветах двух форматов

  •  карточки дат в цветовой гамме по временам года

  •  карточек явлений природы

  •  карточек фазы луны и карточки ночных явлений природы

     Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, альбом или дневник наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. о состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги.

Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает педагог на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач можно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, а на их основе проводится итоговое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе.

Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала затрудняет его анализ.

Однако если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за погодой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности.

Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом.

Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создаются новые рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке?» и т. п.

Внешнее оформление календаря целиком определяется самим педагогом. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.

Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особенных требований к дневнику природы не предъявляется (кроме обычных - аккуратности, точности воспроизведения деталей).

Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяются педагогом. Данный вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла проводимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами - их расшифровыванием.

Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм - с использования готовых фото

графий и картинок, например, при ознакомлении с весенними явлениями в природе детям младшей группы предлагаются две фотографии: на одной изображено цветущее дерево, на другой - голое, потерявшее листья. Малыши должны определить, на какое из них похоже дерево, которое стоит перед нами.

В конце младшей группы - начале средней группы можно использовать циферблат, стрелку которого дети самостоятельно переводят на нужную картинку.

Начиная со средней группы, вводятся схематические зарисовки. На первых порах основную работу выполняет педагог, дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, воспитатель постоянно обращается к ним за советом, просит уточнить увиденное, нарочно совершает ошибки, позволяя детям проявить свою наблюдательность.

По завершении работы он дает возможность детям окончательно проверить ее правильность. Постепенно роль детей возрастает, а воспитателя уменьшается. В конце средней группы педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки сформированы лучше, чем у остальных.

В старшей и подготовительной группе календари природы и дневники заполняются всеми детьми по очереди; эту работу могут выполнять дежурные по уголку природы.

Непосредственный контроль со стороны педагога в первом полугодии обязателен. Во втором полугодии начинают практиковать заполнение названных документов под неявным контролем педагога, когда детям кажется, что они работают самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. ...

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Консультация для воспитателей детских садов "Уголок природы в детском саду" по новым стандартам ФГОС....

Консультация "Оборудование центра природы в детском саду"

Текст  к презентации "Оборудование центра природы в детском саду"...

Школа молодого воспитателя. Консультация на тему: «Уголок природы в детском саду»

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возр...

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой ...

Консультация для педагогов ДОУ "Уголок природы в детском саду"

Консультация для педагогов «Уголок природы в детском саду»Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, ...