Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
консультация (младшая группа) по теме

Хасанова Миляуша Гиниятуловна

Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_prirody_v_detskom_sadu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.  

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет  воспитателю организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум. С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т.д.). В этом случае, дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение. В группе должно быть целесообразное количество растений: все или большая часть их (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в кашпо, торшерах, композициях). При подборе комнатных растений учитываются особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север – хорошо развиваются теневыносливые. При переезде детей в новые помещения растения следует оставлять на своих местах, так как многие из них плохо реагируют на перемещение, изменение пространственной ориентации.  

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоравливают микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

В аквариуме могут быть любые доступные для содержания рыбы. Целесообразно, чтобы в разных группах были рыбы разных видов. В этом случае в один аквариум можно поселить рыб, живущих в разных слоях воды, в другой – пару хищников, в третий – стайных рыб, в четвертый – 3-4 разновидности золотых рыбок и т.д.

Если позволяет помещение, животный мир уголка природы старших групп может быть разнообразнее: 1-2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопитающих. В средней группе целесообразно содержать морскую свинку: достаточно крупный, пушистый и мирный зверек как нельзя лучше подходит для общения и формирования навыков ухода. В старших группах можно содержать хомяков, черепах, белую крысу – детям 5-7 лет интересны разнообразные особенности строения и поведения, которые имеются у этих животных.

Для закрепления знаний детей о сезонных изменениях в природе в уголках природы всех возрастных групп имеются специальные календари. Это планшеты или ширмы с прозрачными карманами, в которых помещаются цветные иллюстрации  и рисунки детей. В уголках природы старшей и подготовительной к школе групп календари природы должны быть несколько сложнее, чем в младших группах. В них дети значками отмечают погоду сегодняшнего дня. При подборе иллюстраций и гербарного материала для календаря надо также следить за тем, чтобы рисунки детей отражали состояние природы в данный момент, что они видели на прогулке, наблюдали. Кроме того, помещаются некоторые иллюстрации, изображающие то, что характерно для данной климатической полосы и о чем дети узнают от воспитателя (например, отлет птиц, белка, запасающая грибы и т.д.). Иллюстрации надо чаще менять. Рисунки помещают самые интересные по содержанию. Календарь природы используется также как наглядный материал на занятиях, например при проведении итоговых бесед о времени года. Ведение календарей развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

В уголках природы должно быть место для труда, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады) особо следует отметить значение места для труда. Как правило, оно отсутствует, и дети выполняют трудовые операции, где попало и как попало. Между тем, воспитатель должен предусмотреть этот момент и организовать специальное место – это может быть небольшой стационарный, откидной или выдвижной столик, на котором всегда можно расположить требуемый инвентарь. Для ухода за растениями – лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; для ухода за животными – тазы, тряпочки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи; для ухода за аквариумом – сачки, банки с кормом.  Там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети одевают во время работы. Воспитатель приучает детей после окончании работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали. При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями и животными, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.  

Деятельность по созданию и поддержанию необходимых условий – то, что традиционно называется трудом в уголке природе, чрезвычайна важна как для самих обитателей уголка природы, так и для детей. Эту деятельность надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, особенно если воспитатель доверяет им и опирается на их достижения. Дежурства детей в уголке природы – это и есть форма проявления их самостоятельности. Воспитатель при этом выступает, прежде всего, в роли помощника, а не контролера и учителя – эти функции он выполняет незаметно, как помощник. Важно, чтобы воспитатель каждый раз хвалил ребенка за самостоятельность, отмечал его успехи и продвижение.

Расположить уголок природы можно по-разному: в помещении группы, если найдется действительно спокойный уголок – не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; в раздевальной или туалетной комнатах, если позволяет пространство. При выборе места для уголка природы воспитатель должен учитывать, какие виды деятельности он в нем организует.

Общение с природой – это новый вид деятельности в детском саду. Именно общение с природой позволяет развивать у детей положительно-эмоциональное отношение к растениям и животным, развивать нравственные и эстетические чувства. Уголок природы может сыграть в этом важную роль, так как его обитатели постоянно находятся рядом с детьми. Детей надо научить общаться с ними: почаще подходить и смотреть на них; говорить им добрые и приятные слова, не ожидая ответа; животных называть по кличке, предлагать им корм с руки; млекопитающих поглаживать, почесывать, брать осторожно в руки. Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего, сам демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: растения и животные – не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им хорошо, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.

Использованная  литература: С.Н. Николаева «Юный эколог»

        М..М. Марковская «Уголок природы в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Консультация для воспитателей детских садов "Уголок природы в детском саду" по новым стандартам ФГОС....

Консультация "Оборудование центра природы в детском саду"

Текст  к презентации "Оборудование центра природы в детском саду"...

Школа молодого воспитателя. Консультация на тему: «Уголок природы в детском саду»

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возр...

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой ...

Консультация для педагогов ДОУ "Уголок природы в детском саду"

Консультация для педагогов «Уголок природы в детском саду»Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, ...

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...