Главные вкладки

    Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
    методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

    Груздева Татьяна Николаевна

      «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.

           Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает  внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.

           В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы  по нравственному воспитанию детей старшей группы, средствами   художественной литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnyy_plan_raboty_vstarshey_gruppe.docx25.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             «Детский сад №11»

    Перспективный план работы в старшей группе по теме

    " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы" (второй год обучения)

    Воспитатель :Груздева Т.Н.

                                                         2020

    месяц

    Тема недели

    произведение

                              задачи

    Сентябрь

    «До свидание, лето»

    «Бесконечные стихи» Р. Сеф  

    Заучивание «Мирная считалка»  М.Яснов

    «Сказка про трёх пиратов»

    А. Митяев

    «Как Санька стал большим»  С.Гиоргиев

    -ознакомление детей с   произведениями о лете                        

    -способствование развитию  произвольного внимания;

    -воспитание чувства коллективизма

    «Я-человек»

    «Старушка»  (обр. С. Маршака)

    «Златовласка»  Пер. с чеш. К.Паустовского

     «Цветик-семицветик» В. Катаев.

    «Жадина» Я. Аким

    «О мальчиках и девочках»

    Пословицы и поговорки о человеке.

    -подвести воспитанников к       пониманию правил культурного  

     поведения;

    -развитие умений делать выводы;

    -воспитание чувства гордости за свои    поступки

    «Овощи»

    «Фрукты»

    «Уж я колышки тешу…»

    «Косточка» Л. Толстой.

    «Овощи» Ю.Тувим

    Загадки.

    Стихи об овощах и фруктах.

    - ознакомление детей с видами овощей и фруктов;

    -развитие памяти;

    -содействование  трудовому    воспитанию

    Октябрь

    «Мой город»

    «Дом, который построил Джек» пер. С. Маршака

    Заучивание  «Вот моя деревня»  

    И. Суриков

    Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом»

    - развитие воображения детей;

    -воспитание ответственности и   порядочности

    «Осень»

     

    «Солнышко, обогрей…»

    «Скоро зима» Г.Скребицкий

    Заучивание  «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин.

    «Кот- ворюга» К.Паустовский

    «Осень» Г.Скребицкий

    «Листопадничек» И.С. Соколов-Микитов

    «Деревья спят» К.Чолиева

    ознакомление детей с описанием   красоты природы через прозу;

    -развитие воображения детей;

    -воспитание желания оберегать   окружающую природу

    «Одежда.Обувь»

    «Уж я бегал, бегал, бегал…» Д. Хармс  

     «Как лягушку продавали» (сказка-шутка)  Г. Сапгир

     «Глупая лошадь» В. Левин

    «Шляпа волшебника» В.Смирнова

    Стихи про одежду

    Загадки об одежде

    развитие воображения детей;

    -воспитание ответственности и   порядочности

    «Перелётные птицы»

    «Друг за дружкой»  (тадж., обр. Н. Гребнёва)

    «Ой, люли, люли, люли…»

     «Улетая, улетели…» Е.Благинина

    «Хроменькая уточка» укр.н.с.

    Загадки о птицах

    ознакомление с русскими народными   сказками, потешками.

    -развитие эмоционального отношения   детей к сказочным персонажам;

    -воспитание взаимопомощи.

    «День народного единства»

    Пословицы и поговорки о дружбе.

    «Крылатый, махнатый да масляный» обр.И. Карнауховой

    «Рифмы» обр. М.Булатова

     «Живая шляпа» Н.Носов

    «Три золотых волоска Деда-Всеведа» Н.Аросьевой

    «Мышка Вострохвостик» чуваш.н.с.

    обучение детей понятиям дружба

    -развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;

    -воспитывать желание поступать в  соответствии с нормами морали

    Ноябрь

    «Дикие животные»

    «Заяц-хвастун» Р.н.с.

     «Лев и собачка» Л. Толстой

    «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»  (инд.пер. Н. Ходзы)

    «Чудесные истории про зайца по имени Лек» пер. О.Кустовой

    Загадки о диких животных

    «Купание медвежат» В.Бианки

    углубление представлений о жизни      животных;

    -развитие эмоционального отношения    детей к сказочным персонажам;

    -воспитание в детях единства слова и    дела

    «Домашние животные»

    Заучивание   м.ф.ф. «Как у бабушки козел…»   «Раним – рано поутру…»

    «Кошка в лукошке…»

    «Сивка –Бурка» обр. М.Булатова

    «Кот поет прищуря глаз…» А.Фет

    «Кот, который умел петь» Л. Петрушевская.  

    «Кроха» М.Москвина

    Загадки о домашних животных

    - ознакомление детей с рассказами о животных;

    - развитие памяти;

    -воспитание желания заботиться   братьях наших меньших

    «Посуда»

    «Про летающую корову»  В.Смит

    «Совет» Р.Сеф

    «Хитрый способ» В.Драгунский

    Заучивание стих-я «Разговаривали вещи» Ю.Мориц

    Загадки о посуде

    --выявление специфики работы с посудой;

    -развитие умения логически излагать мысли;

    -содействие трудовому воспитанию.

    «Моя семья»

    «Николенька –гусачок…» м.ф.ф.

    «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого)

     «Котёнок» С. Городецкий

    «Как у нас семья большая» м.ф.ф.

    «Кукушка» обр. К.Шаврова

    «Белый домик» Б.Житков

    «Тихая игра» Х.Левина

    - подвести воспитанников к       пониманию правил культурного   поведения;

    -развитие умений делать выводы;

    -воспитание чувства гордости за свои    поступки.

    Декабрь

    «Игрушки»

    - Создать доброжелательное отношение к друг другу , бережному отношению к игрушкам.

    «Здравствуй, зимушка-зима»

    «Как на тоненький ледок…» м.ф.ф.

    «Зима» Г.Скребицкий

     

    «Первый снег» И.Бунин

     «Зимний вечер» (в сокращении) А. Пушкин.  

     Заучивание  «Береза» С. Есенин

    «Серебряное копыце» П. Бажов

    «Медведь и солнце» Н.Сладков

    Загадки о зиме

    продолжение формирования у детей  понятий смены времен года;

    -способствование развитию  произвольного внимания;

    -воспитание желания вести себя в  соответствии с нормами морали

    «Новогодний калейдоскоп»

    «Ты мороз, мороз, мороз…»

     «Зима недаром злится…» Ф.Тютчев

     «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев

     «Сказка  о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин

    «На катке» В.Осеева

    расширение представлений детей о праздновании Нового года;

    -развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;

    -обеспечение нравственного    воспитания

    «Новогодний калейдоскоп»

    - расширение представлений детей о праздновании Нового года;

    -развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;

    -обеспечение нравственного    воспитания

    Январь

    «Зимующие птицы»

    «Сорока-белобока»

    Заучивание  «По дубочку постучишь…»

     «Сова» В.Бианки

    «Господин Ау» Х.Мякеля

    «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пенгвиненок» Г.Снегирев

    «Сороки» В.Осеева

    подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;

    -развитие эмоционального отношения     к проблемам нехватки корма в зимнее  время года;

    -воспитание чувства сопереживания  пернатым, желания помочь им в трудную минуту.

    «Быть здоровыми хотим»

    «Волк» С. Черный

     «Друг детства» В. Драгунский

    «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю.Тувим

    «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский,

    «Прививка»  С. Михалков

    Стихи про части тела и гигиену

    -- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового   образа жизни;

    -развитие желания заниматься спортом;

    «Транспорт»

    «На Горизонтских  

    островах»  Я. Бжехва  

    «Как я ловил человечков» Б.Житков

    «Поезд» Я.Тайц

    «Участливый» Н.Гринева

    Загадки о транспорте

    обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;

    -развитие самостоятельности мышления;

    -воспитание культуры поведения

    «Азбука безопасности

    .ПДД»

    «Верёвочка» А. Барто

    «Счастливого пути!» обр. И.Токмаковой

     «Прыжок» Л.Толстой

    «О том, у кого три глаза» Д.Чиарди

    «Танечка»   А. Потапова

    -  ознакомление детей с   правилами поведения на улице.                                             

    -способствование развитию  произвольного внимания;

    -воспитание чувства коллективизма

    Февраль

    «Инструменты

    «Небылица в лицах» Г. Сапгир

    «Острая иголка…» м.ф.ф.

    «Волшебный барабан» Дж.Родари

    Загадки об орудиях труда

    - выявление специфики работы с инстументами;

    -развитие умения логически излагать мысли;

    -содействие трудовому воспитанию

    «Наша Родина»

    Заучивание  «Поезжай за моря-океаны» М. Исаковский

    «Дом под крышей голубой»

    «Русь» И. Никитин

    «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки»

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    - развитие воображения детей;

    -воспитание любви к родному краю.

    «Наша защитники»

    «Никита Кожемяка»  Рус.ск.

    «Докучные сказки»

    «Мой брат уехал на границу» О.Высотская

    --ознакомление детей с произведениями на военную тематику;

    -развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;

    -воспитание чувства гордости за свою страну

    «Мебель»

    «Разгром» Э.Успенский

    Загадки о мебели

    - формирование понятия о необходимости беречь предметы быта;

    -развитие памяти;

    -воспитание аккуратности

    Март

    «Наши мамы. Женский день»

    «У кроватки» М. Цветаева

     Заучивание  «Посидим в тишине» Е. Благинина

     «Мамин день» Г. Виеру 

    «Крупеничка» Н.Телешов

    «Кто больше любит маму?» А. Потапова

    расширение представления детей о  празднике 8 марта;

    -развитие желания помогать своим  мамам;

    -воспитание чувства гордости за свою  маму-расширение представления детей о  празднике 8 марта;

    -развитие желания помогать своим  мамам;

    -воспитание чувства гордости за свою  маму

    «Город мастеров. Профессии»

    «Почта» С. Маршак  

    Сверху вниз, наискосок» В.Драгунский

    «Чудаки» Ю. Владимиров

    «Сто пуговиц» Л. Улицкая

    «Повар» О. Григорьев

    «Какого цвета ремесла?» Д. Родари

    --ознакомление детей с трудом   взрослых;

    - развитие умения делать выводы;

    -содействование трудовому   воспитанию

    ознакомление детей с новыми профессиями;

    -развивать желание трудиться;

    -воспитание чувства патриотизма

    «Весна шагает по планете»

     Заучивание  «Ау, ау, аукаем…»

    «Дождик, дождик, веселей…»

     «Черемуха» С. Есенин

    «Мой садик» А. Плещеев  

    «Веснянка» обр. Г. Литвака

    «Золотой луг» М. Пришвин

    «Как медведя переворачивали»  Н. Сладков

    Загадки о весне

    - -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях      российских авторов;

    -развитие фантазии воспитанников;

    -воспитание желания оберегать природу

    «Народная культура и традиции. Одежда»

    «Царевна – лягушка» Р.н.с.

    «Ты скажи мне реченька…» В.Орлов

    «Желтый Аист» пер. Ф. Ярлина

    «Солнышко, покажись!» Закличка

    «Солнышко, обогрей!»

    углубление представлений детей об     авторских и русских народных сказках;

    -способствование развитию  положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;

    -разъяснение сущности моральных    норм

    Апрель

    «Встречаем птиц»

    «Грачи-кричи…»

    «Уж ты пташечка, ты залетная…»

    «Ласточка-ласточка…»

     «Друг за дружкой»  (тадж., обр. Н. Гребнёва)

    «Финист- Ясный сокол» обр. А.Платонова

    «Ой, зачем ты, жаворонок…»

    Загадки о птицах

    -- ознакомление детей с перелётными птицами.

    -развитие желания помогать и  защищать им;

    -воспитание бережного отношения ко  всему живому

    «День космонавтики»

    «Карлсон, который живет на крыше» А. Лингрен

    «Трое в космосе» Ю. Яковлев

    «Первый в космосе» В. Бороздин.

    - -продолжение ознакомления детей с космосом;

    -развитие желания узнать побольше о  других планетах;

    -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина

    «Деревья. Лес»

    «Слоненок» Р.Киплинг

    «Черемуха» С. Есенин

    Стихи о деревьях, о лесе.

    Загадки о деревьях, о лесе.

    «Золотой луг» М. Пришвин

    Загадки о деревьях, лесе

    --ознакомление с правилами прогулки по лесу;

    -воспитание бережного отношения к природе

    -- ознакомление детей с жизнью насекомых и рыб;

    -воспитание бережного отношения ко  всему живому

    «Насекомые .

    Рыбы»

    «Божья коровка…»

    «Никого не обижай»

    «Таинственные превращения»

    Ю.Дмитриев

     «Серая звездочка» Б.Заходер

     «Приятная встреча» Б. Заходер  

    «О самом последнем в мире драконе» Т. Янсон

    «Дед хотел уху сварить…»

    Загадки о насекомых, рыбах.

    - ознакомление детей с жизнью насекомых и рыб;

    -воспитание бережного отношения ко  всему живому

    Май

    Праздник весны и труда.»  (Сельхозработы ,поле .Откуда хлеб пришёл)

    «Гречку мыли» литовская нар. песенка в обр. Ю. Григорьева

    «Как братья отцовский клад нашли»  (молд. обр.  М. Булатова)

    «Сенокос»

    Пословицы и поговорки о хлебе.

    «Хлебный голос» А. Ремизов

    «Кисонька-мурысонька…»

    Загадки о хлебе, с/х машинах

    - ознакомление детей с процессом  изготовления хлебобулочной продукции;

    -способствование развития   положительных эмоций путем  сопоставления произведений с    реальностью.

    -воспитание желания трудиться

    «День победы»

    «Горбушка» Б. Алмазов

    Стихи о празднике День Победы

    Расширятьзнания о Великой Отечественной войне.

    - Расширять представление озащитниках отечества.

    «Цветы»

     

    --ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях      российских авторов;

    -развитие фантазии воспитанников;

    -воспитание желания оберегать природу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы в старшей группе по теме: «Геометрия для маленьких»

    игры и игровые упражнения для детей старшей группы по развитию геометрических представлений...

    Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

    Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...

    Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

    В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...

    Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

    Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...

    Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

    laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...

    Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

    Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание средствами художественной литературы"...

    Отчёт по теме самообразования в старшей группе: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

    В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...