Мастер-класс по теме «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Сухова Елена Анатольевна

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи: Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, с принципами технологии, этапами работы. Дать рекомендации по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Продолжительность мастер-класса: 1 час

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицамипри заучивании текста.

Ход мастер-класса

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

          У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному: Воробьёва В. К. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.  

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. 

Моделирование:

Педагоги делятся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение)

  1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку. Остальные команды отгадывают.

Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Яблоко от яблони не далеко падает

  1. Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу

В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
Вниз на Землю он глядит.

  1. Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»
  2. Нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»

- есть слово простое, короткое – … (лист)
- есть слово обозначающее много - … (листья)
- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)
- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)
- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)
- есть слово – название дерева - … (лиственница)

Демонстрация выполненного материала

  1. Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Зима»

Заключительная часть

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно. 

 

Приложение

В синем небе звезды светят

космонавт

летит в ракете.

День летит

и ночь летит

И на Землю вниз

глядит.

Видит сверху он

поля,

горы,

реки

и моря.

Видит он весь шар земной,

шар земной-

наш дом родной!

Составьте мнемотаблицу к стихотворению:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                         Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...