Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
материал

Шаповалова Татьяна Анатольевна

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию по теме 

«Использование приемов мнемотехники для развития речи  детей дошкольного возраста»

Воспитатель Шаповалова Т.А.

 

Актуальность выбранной темы

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнениевеликих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Цель: Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники,.

Задачи:

  • Повышение уровня речевой активности детей.

• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Ожидаемые результаты:

Дети:

-Расширился словарный запас и знания об окружающем

мире.

-Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем

не трудно.

- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

- Это является одним из эффективных способов развития речи

дошкольников.

Родители:

-Вовлечены в процесс речевого развития детей;

-Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

-Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно -

развивающей среды.

Педагоги:

- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей

дошкольного возраста.

- Получение педагогами представления о мнемотехнике.

- Внедрение в образовательный процесс методику работы с

мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Форма работы

Практический выход

Диагностический

- анализ затруднений

- постановка проблемы

-изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Сентябрь

Проведение диагностики

Анкетирование родителей

Разработка плана по теме самообразования

1.Диагностические материалы

2.План самообразования

Прогностический

-определение цели  задачи работы над темой

-разработка системы мер, направленных на решение проблемы

-прогнозирование результатов.

Сентябрь - октябрь

Планирование деятельности с детьми, родителями, педагогами

1.Разработка перспективного плана по работе с детьми и родителями.

2.Планирование ежемесячных мероприятий.

Практический

-внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

-формирование методического комплекса.

-отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

- корректировка работы.

Октябрь - апрель

Осуществление запланированных мероприятий:

-Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

-Использование элементов мнемотехники в совместной деятельности детей.

-Внесение мнемотаблиц в предметно –развивающую среду

-Вовлечение родителей в совместную работу по теме: «Использование мнемотехники в развитие речи детей»

1.Родительское собрание

2.Картотека мнемотаблиц

3. Папка передвижка «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

4. Выставка мнемотаблиц

5. Размещение  мнемотаблиц в игровых зонах группы

Обобщающий

-подведение итогов

- оформление результатов работы по теме.

-представление материала.

Май

Анализ проведенной работы.

Проведение диагностики

1 Открытый показ НОД

2.Диагностические материалы

Внедренческий

-использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

-распространение опыта.

Май

Представление опыта для педагогов: размещение материала на сайте.

1.Рекомендации родителям  

2. Консультации родителям

3.Конспект НОД

4.Картотека мнемотаблиц

5.Творческий отчет

Литература:

1.Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория»,

2.Дидактическое пособие Н.В.Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»

3.Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.

4.Журнал «Дошкольная педагогика», 2006, №7, И.А.Поташко «Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников»

5.Журнал «Логопед», 2008, №4,  Л.В.Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

6. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6

7.Методическое пособие Л.Н.Ефименковой «Формирование речи у дошкольников»

8.Методическое пособие Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

Самообразование: «Приемы мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ОВЗ.»

Развитие связной речи детей с  ОВЗ ,  посредством использования мнемотехники....