Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Спасская Татьяна Владимировна

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Сегодня я хочу поделиться опытом работы по данной теме. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я внедряю и использую в работе по обучению детей развитию речи приёмы мнемотехники.

Реализуя данную тему, поставила перед собой задачи:

-помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

-обогащать словарный запас детей;

-учить последовательности, логичности;

-развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

-снять речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении;

-развивать мелкую моторику у детей.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. При обучении детей развитию речи я использую приёмы мнемотехники, такие как: мнемодорожка, мнемотаблицы. На первых этапах обучения пользуюсь мнемодорожкой. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и в графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.

Мнемотаблица – это таблица, с определённой информацией. По данным таблицам учатся составлять рассказы, загадки, сказки. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняю: даю предметно – схематическую модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого даю схематическую мнемотаблицу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Таким образом, можно сделать выводы, что используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. оказываем положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

-обогащения словарного запаса,

-составления рассказов,

- пересказывания художественной литературы,

-отгадывания и загадывания загадок,

- заучивания стихов.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символы предметов и объектов к выбранному рассказу. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа.

При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Провожу разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно обсуждаем с детьми, оформляем в форме беседы, вслушиваемся в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица? ». При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседую по тексту, рассматриваю иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. В старших, подготовительных группах – дети сами под руководством воспитателя учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь результатов:

- у детей появилось желание пересказывать сказки

- расширился круг знаний об окружающем мире;

- активизировался словарный запас;

- дети преодолели робость, застенчивость,

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности его к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....