ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Нуркаева Наталья Алексеевна

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 28 «Колокольчик»

 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ                                   «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»                                          

Нуркаева Наталья Алексеевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Обоснование выбранной темы

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики.  Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. 
       Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

     ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

3. Разработать систему знаний с детьми  дошкольного возраста по развитию описательных рассказов с помощью мнемотаблиц.

4. Привить навыки культуры речи, правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, расширить круг знаний об окружающем мире, преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией сверстников.

План работы по самообразованию

Месяц

Тема

(вопросы

подлежащие

изучению)

Источник

(наименование

прочитанной

литературы, статьи

Формы работы

(с детьми,

педагогами,

родителями)

Использование на практике

1.

Сентябрь

Изучение научно-педагогической литературы, изучение методик и технологий педагогов в Интернете

Т. Б. Полянская «Использование метода  мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

    Статьи в журналах:

«Воспитатель ДОУ»;

«Дошкольное воспитание»

Интернет- сайты

2.

Октябрь

Подбор практического материала работы с мнемотаблицами

Интернет- сайты

Составление картотеки:

«Алгоритмы Расскажи - ка»

«Мнемотаблицы по сказкам»,

«Мнемотаблицы скороговорок и чистоговорок»

«Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»

Составление папок-передвижек для родителей:

     «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

   «Стихотворения. Учим стихи с помощью

мнемотехник».

    «Составляем и используем мнемотаблицу дома».

      Консультации для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».  

   «Речь и веселый мяч».

Внесение мнемо-таблиц в предметно - развивающую среду.

Папки-передвижки для родителей

3.

Ноябрь

Разработка  плана работы по данной теме.

«Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т. Д. / Ребёнок в детском саду. 2004.

 Заучивание стихотворения

Составление описательного рассказа «Опиши птицу»

Консультация для родителей

Картотека «Мнемотаблицы для заучивания стихотворения»

Картотека «Алгоритмы «Расскажи – ка»

    Консультации для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

4.

Декабрь

Использование материалов по теме самообразования

Н. В. Нищева 

«Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

 

ОД  Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Дид игра «В гостях у сказки»

Составление совместно с детьми мнемотаблицы к рассказу

Применение картотеки «Мнемотаблицы по сказкам»

5.

Январь

Использование материалов по теме самообразования

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л. В.

ОД Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Пересказ сказки  «Лиса и серый волк»

 Консультация для родителей

Применение мнемотаблицы для заучивания стихотворения

Применение картотеки «Мнемотаблицы по сказкам»

Консультация «Словесные игры»

6.

Февраль

Использование материалов по теме самообразования

«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи» Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»

ОД Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Пересказ сказки «Волк и семеро козлят»

Родительское собрание на тему:

«Развиваем речь играя»

Применение мнемотаблицы для заучивания стихотворения

Применение картотеки «Мнемотаблицы по сказкам»

Сообщение: «Использование мнемотаблиц для развития речи детей»

7.

Март

Использование материалов по теме самообразования

Вебинар на тему: «Мнемотехника как одно из эффективных вспомогательных приемов обучения»

ОД Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж»

Папка – передвижка для родителей

Составление совместно с детьми мнемотаблицы к рассказу

Папка – передвижка «Стихотворения. Учим стихи с помощью

мнемотехник».

 

8.

Апрель

Использование материалов по теме самообразования

Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.  

ОД Пересказ рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов»

Дид.упр «Чистоговорка на звук Р»

Папка – передвижка для родителей

Составление совместно с детьми мнемотаблицы к рассказу

Применение картотеки «Мнемотаблицы к чистоговоркам»

Папка – передвижка «Составляем и используем мнемотаблицу дома».

9.

Май

Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

ОД  Заучивание стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная»

Задание для родителей

Применение мнемотаблицы для заучивания стихотворения

Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для  загадок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Представление опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:·         односложная, состоящая лишь из простых предложений...