Тема: «Мини-музей сказки» (детско – родительский проект дошкольников с ТНР)
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Решетникова Юлия Николаевна

Актуальность.

Нарушения речевого развития затрудняют процесс формирования не только коммуникативной компетентности, но и всех остальных. Таким образом, вопрос о повышении эффективности работы с детьми с ТНР, остается актуальным. У детей, нуждающихся в коррекционной работе, есть особые образовательные потребности, которые определяются спецификой нарушений речевого развития и педагогу необходимо обеспечить пространственную организацию образовательной среды.

Опыт работы свидетельствует, что коррекционно – развивающая деятельность будет эффективной только при тесном сотрудничестве воспитателя с родителями и детьми через их активное включение в педагогический процесс.

Детско-родительский проект «Мини – музей сказок» - одна из форм взаимодействия. Для детей с речевыми нарушениями процесс обучения представляется не в форме утомительного занятия, а в форме творческого создания условий для развития речи и познавательной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mini_-_muzey_skazok.ppt1.31 МБ
Microsoft Office document icon statya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини – музей сказок Долгосрочный проект подготовительной к школе группы «РОМАШКА» Воспитатель Решетникова Ю.Н.

Слайд 2

Цель Создать условия в предметно – пространственной среде группы для формирования интереса к сказкам

Слайд 3

Задачи Способствовать приобщению детей к сказкам как средству развития у детей интереса к книге как источнику знаний; Создать условия для упражнения в чтении; Создать условия для обучения детей умению передавать впечатления от произведений в разнообразных видах деятельности; Создать условия для воспитания культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания. Активизировать свободное общение со взрослыми и сверстниками; Привлечь родителей к участию в образовательной деятельности.

Слайд 4

Музейные экспонаты: Основной фонд (книги) Интерактивный фонд (творческие работы) Любой предмет мини – музея может подсказать тему для интересного разговора.

Слайд 5

Макеты

Слайд 6

Макеты

Слайд 7

Коллажи

Слайд 8

Тематические папки

Слайд 9

Аппликация в разных техниках

Слайд 10

Аппликация в разных техниках

Слайд 12

Поделки

Слайд 13

Книжки – малышки, раскраски

Слайд 14

Иллюстрации детей к сказкам

Слайд 15

Рисунки

Слайд 16

Иллюстрации детей к сказкам

Слайд 17

Иллюстрации детей к сказкам

Слайд 18

Иллюстрации детей к сказкам

Слайд 19

Иллюстрации детей к сказкам

Слайд 20

Картотека кроссвордов

Слайд 21

Физкультминутки и пальчиковые гимнастики

Слайд 22

Игры «Собери картинку»

Слайд 23

Книги серии «Читаем по слогам»

Слайд 24

Региональный компонент

Слайд 25

Экскурсия в библиотеку «Знакомство с Вологодской сказочницей Т. Петуховой»

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 124» город Череповец, Вологодская область.

Воспитатель высшей квалификационной категории Решетникова Ю.Н.

Тема: «Мини-музей сказки»

(детско – родительский проект дошкольников с ТНР)

Участники: дети подготовительной к школе группы с ТНР, родители, воспитатель

Актуальность.

Нарушения речевого развития затрудняют процесс формирования не только коммуникативной компетентности, но и всех остальных. Таким образом, вопрос о повышении эффективности работы с детьми с ТНР, остается актуальным. У детей, нуждающихся в коррекционной работе, есть особые образовательные потребности, которые определяются спецификой нарушений речевого развития и педагогу необходимо обеспечить пространственную организацию образовательной среды.

Опыт работы свидетельствует, что коррекционно – развивающая деятельность будет эффективной только при тесном сотрудничестве воспитателя с родителями и детьми через их активное включение в педагогический процесс.

Детско-родительский проект «Мини – музей сказок» - одна из форм взаимодействия. Для детей с речевыми нарушениями процесс обучения представляется не в форме утомительного занятия, а в форме творческого создания условий для развития речи и познавательной активности.

Проект осуществлялся в течении 4 месяцев.

Цель проекта: создать условия в предметно – пространственной среде группы для формирования интереса к сказкам.

Задачи:

  • Способствовать приобщению детей к сказкам как средству развития у детей интереса к книге как источнику знаний;
  • Создать условия для упражнения в чтении;
  • Создать условия для обучения детей умению передавать впечатления от произведений в разнообразных видах деятельности;
  • Создать условия для воспитания культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.
  • Активизировать свободное общение со взрослыми и сверстниками;
  • Привлечь родителей к участию в образовательной деятельности.

Мы знаем, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы.

Мини-музеи в нашей группе создавался на основе собранных детьми и родителями коллекций. Экспонатами мини-музея выступили творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки. Такие экспонаты являются главным учебным пособием, их дети могут потрогать, поиграть.
Особенность нашего мини-музея в том, что дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. Это результат общения, взаимодействия и совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Родители и дети пробовали себя в роли дизайнеров, художников-иллюстраторов. 
В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания коллекций и мини-музее в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

В коррекционно – развивающей работе экспонаты мини – музея используются для проведения занятий, игр, инсценировок, бесед, при чтении сказок и выполняют ряд задач:

  1. Совершенствовуют лексико-грамматические средства языка, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  2. Способствуют развитию диалогической и монологической речи.
  3. Повышают эффективность игровой мотивации детской речи.
  4. Позволяют установить взаимосвязь зрительного, слухового, моторного анализаторов.

Таким образом, сказки влияют на развитие речи, обогащают её: раскрывают перед нами меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Для полноценного восприятия сказки необходимо обратить внимание детей не только на содержание, на выразительные средства, но и на иллюстрации.

Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей сказки.

Задача воспитателя в ходе реализации проекта состояла в привлечении внимания детей к иллюстрации, ее художественным образам.

Одним из направлений реализации проекта стала работа в создании детьми иллюстраций к таким сказкам как Г.Х.Андерсен «Снежная королева» и А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

Огромное значение это направление работы оказало на развитие связной речи  детей с ТНР: формируются умения понимать тему сказок, основную мысль, умение соблюдать последовательность при передаче событий, описанных в сказке; умение выделять структурные части и соединять высказывания в единое целое.

Предлагаем вашему вниманию конспект занятия с использованием экспонатов мини – музея – иллюстраций, созданных детьми к сказке А. Волкова «Волшебник изумрудного города».

Конспект занятия в подготовительной к школе группе с детьми с ТНР.

Тема: «Путешествие в Изумрудный город».

Цель: закрепить знания детей о сказке А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Задачи:

Развивающие задачи:

       -развивать смекалку, воображение, логическое мышление;

       -развивать  мелкую моторику рук, внимание, память;

Образовательные задачи:

      -формировать умение давать характеристику героям сказки, их действиям;

       -расширять и обогащать словарный запас детей;

           -продолжать формировать навык составления небольших рассказов по собственным иллюстрациям;

       - формировать навык звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в словах; 

Воспитательные задачи:

       -воспитывать у детей чувство товарищества, душевные качества: доброту, взаимовыручку, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Предварительная работа:

- чтение сказочной повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»;

- рассматривание иллюстраций к книге;

- просмотр мультфильма;

- разучивание отрывка песни из сказки;

- разучивание физ.минутки;

- отгадывание загадок;

- изготовление книги с иллюстрациями детей;

- индивидуальная работа по совершенствованию фонематического слуха;

-дидактические игры по развитию речи.

Оборудование: компьютер, презентация «Путешествие в Изумрудный город», «Кроссворд», разрезные картинки (2шт), кроссворд (2шт), фломастеры, схемы, иллюстрации к сказке «Волшебник Изумрудного города», раскраска (по количеству детей).

Ход:

  1. Орг. Момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы совершим путешествие в сказку, а какую вам помогут узнать картинки. Дети делятся на команды.

Игра «Собери картинку».

  1. Основная часть.
  1. Введение в тему.

- Вы уже догадались, что наше путешествие будет в Изумрудный город, а сказочная викторина поможет узнать, как хорошо вы знаете эту сказку.

- Ну что готовы? Тогда в путь.

  1. Загадки.
  • Ветер сильный, ураган превратил вокруг всё в хлам. Домик он унёс с собой к ведьме страшной, очень злой. Двое в домике летели – пёс ... вместе с ... (Тотошка и Элли)
  • Он умел пугать ворон, в нём соломы был – вагон. Пугало был неуклюж и умом своим не дюж. Тот соломенный верзила, называл себя ... (Страшила)
  • Собран был он из металла, сердца в нём не доставало. Но любил вокруг всех-всех тот ...(Железный Дровосек)
  • Царь зверей труслив был очень, всех боялся. Между прочим, он мечтал стать зверем храбрым, помогать несчастным, слабым. А пока боится всех тот большой ...(Трусливый Лев)
  • На домике она летала, В чудесную страну попала, Приобрела верных друзей, Мечтала к Гудвину добраться поскорей. Много приключений было на пути, Но исполнение желаний ждало всех впереди. (Элли)
  1. Игра «ДА или НЕТ?».
  • Гудвин показался Элли в облике русалки? ДА НЕТ
  • Всем- всем без исключения в Изумрудном городе надевали зелёные очки? ДА НЕТ
  • Железный Дровосек увидел Гудвина в виде чудовищного зверя? ДА НЕТ
  • Гудвин в тот же день отправил Элли домой? ДА НЕТ
  • Гудвин приказал Элли с друзьями освободить фиолетовую страну? ДА НЕТ
  • Гудвин принял путников всех сразу в тот же день, когда они прибыли в Изумрудный город? ДА НЕТ
  • Гудвин показался Элли –головой, Страшиле – русалкой, Дровосеку – чудовищным зверем, Льву – солнцем? ДА НЕТ
  1. Минутка отдыха. Самомассаж «Ладошки».

Дети выполняют движения по тексту.

Вот у нас игра, какая:

Хлоп ладошка, хлоп, другая!

Правой,левую ладошку

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом,

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам - шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Справа – можем! Слева – можем!

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя.

Вот какие мы друзья!

  1. Викторина

Проверьте себя и ответьте на вопросы викторины:

1. Назовите автора книги Волшебник изумрудного города. Александр Мелентьевич Волков 2. Как звали главных героев сказки «Волшебник изумрудного города? Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Лев 3. Какие 4 волшебницы правили в Волшебной стране? Виллина, Бастинда, Гингема, Стелла 4. Кого совсем не было в стране Гудвина? В стране Гудвина совсем не было собак. 5. Что сделала Элли с Бастиндой? Облила Бастинду водой. 6. Какой страной правит Виллина?Виллина — добрая волшебница, правительница Жёлтой страны. 7. Кто хотел съесть Элли? Элли хотел съесть Людоед.

-Молодцы.

  1. Кроссворд.

-Это задание для капитанов ваших команд. Отгадав кроссворд, мы узнаем, что же помогло нашим героям преодолеть все трудности, которые встретились им на пути?

  1. Как звали мудрого волшебника? (Гудвин)
  2. Друг Элли, который хотел получить мозги? (Страшила)
  3. Кем был лев до встречи с Элли? (Трус)
  4. Из чего сделан дровосек? (Железо)
  5. Злая волшебница, которая боялась воды? (Бастинда)
  6. Где жила Элли? (Канзас)
  7. Игра «Подбери схему».

- Мы узнали, что благодаря дружбе наши герои преодолели все испытания.

Посмотрим, какие вы внимательные. Нужно найти схему, которая соответствует слову ДРУЖБА.

  1. Рассказы по иллюстрациям к книге.

- Вы рисовали иллюстрации к сказкам. Давайте посмотрим на рисунки, расскажите, что вы на них нарисовали?

Дети показывают свои иллюстрации и выборочно составляют рассказ.

  1. Итог.

- Вот и закончилось наше удивительное путешествие в Волшебной стране, о котором поведал нам замечательный детский писатель Александр Мелентьевич Волков. Наших героев она привела к исполнению желаний.

Из всех испытаний наши герои вышли победителями. Что же им помогло?  А помогло им: ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА. ПОДДЕРЖКА.  Значит, эта сказка учит нас этому. Будем стараться поддерживать друг друга, выручать в трудную минуту и будем учиться дружить! В подарок вам раскраски.

Использованная литература:

  1. Грошенкова В.А. «Использование книжной иллюстрации в работе по развитию речи с дошкольниками с нарушениями речевого развития.»
  2. Игнатьева С.И. Развитие речи с помощью сказок у дошкольников с ОНР 5- 6 лет. / Логопед № 2, 2015г.
  3. Паникарова Л.А. Моя первая книга. / Логопед № 2, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...

Проект " Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Мини-музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», &laqu...

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"

Проект "Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников"Мини-музеи в ДОУ приобретают большую популярность в системе дошкольного образования, так как является познават...

Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"

Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"...