Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"
методическая разработка

Романенко Тамара Петровна

Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_romanenko_praktika_opisanie.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

                            МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47»

Образовательная практика: «Мини-музей «Бабушкин сундучок», как результат деятельности детско - родительского проекта «Моя семья».

Автор:  Романенко Т.П. – воспитатель.

              Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое, не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций – самый верный способ получить хороший результат для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

           Проведённая с детьми диагностика и анкетирование родителей, показали, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомы с историей и культурой русского народа:

  1. В современной жизни отсутствуют предметы, характерные для русского народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях, поэтому дети с ними не знакомы.
  2. Дошкольники имеют первоначальные представления о русском народном творчестве, но не используют его в активной речи.
  3. У ребят есть интерес к народным играм и фольклорным календарным праздникам, но недостаточно знаний.
  4. Родители проявляют интерес к истории и культуре русского народа, но не владеют соответствующими знаниями.

          Закончив работу по проекту «Моя семья», я пришла к выводу, что сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.  Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать знакомства с разнообразными видами народного творчества и привлекать к этому родителей. Как показал опыт для занятий по привитию интереса к прошлому нашего народа, необходима особая предметно-пространственная среда. Среда, которая бы удовлетворяла потребности, интересы самого ребенка, дала ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным «владельцем» пространства, иметь свободный доступ к средствам деятельности, способствовала формированию творческого потенциала в личности ребенка. Так возникла идея о создании мини-музея «Бабушкин сундучок», как результат деятельности детско - родительского проекта «Моя семья».  

Цель: Совершенствование первоначальных знаний детей о русском народном творчестве, через создание в ДОО мини-музея «Бабушкин сундучок».

Задачи:

1. Создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.

3.Развивать в ребёнке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношении к культуре других народов.

4.Повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.

             В процессе реализации детско - родительского проекта «Моя семья», мы использовали разные формы организации практической деятельности:

-чтение народных и авторских сказок, составление картотек считалочек, народных игр, пословиц и поговорок, песенок, потешек, которые помогают и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. 
- циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры (
Например, рассматривание слайдов «Как жили наши предки», «Кукла в русском костюме»; игры-соревнования: кто больше скажет пословиц, д/игра «Продолжи пословицу». Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: «Делу – время, потехе – час».

 - русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.  Для работы с детьми использовала литературные пересказы былин таких авторов как И.В. Карнауховой, Н.П. Колпаковой, А.В. Митяевой, А. Нечаевой.
- изготовление элементов маскарадных костюмов, драматизация сказок- Морозко, Снегурочка- сплотило детей, они научились договариваться друг с другом;

-роспись предметов утвари-ложки, тарелки, разделочные доски, изготовление и роспись глиняных поделок.  Дети научились различать, называть и копировать знакомые росписи, а некоторые придумывали свои элементы, создавая свой узор на предмете.

-тематические выставки работ детского творчества «Победный май», участие в конкурсах национального костюма «Роев Ручей», конкурс рисунков «Рождественская сказка», «Сказка на окне» приносили победу и пополняли портфолио детей.

- сюжетно-ролевая игра: «Русский самовар и чаепитие на Руси»-результат: дети готовы встречать гостей, умеют организовать «Ярмарку» с закличками, прибаутками.

-большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе старалась его придерживаться и, вместе с музыкальным руководителем организовала такие календарно-обрядовые праздники, как: Покров, Рождество, Масленица, Пасха, Троица и др. На Святки разучивали колядки и поздравляли детей из других групп.
 - народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Эти игры не носят соревновательный характер, способствуют сплочению. Дети в играх используют считалки, заклички, приговорки.

 -для родителей организовала родительские собрания и консультации: «История одной вещи», «Рождество в домашнем кругу», «Что вы  знаете о народных традициях» «Приобщение детей к народным традициям», «Семейная реликвия».  Мастер класс –«Древо семьи», «Изготовление тряпичной народной куклы».
         Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков. Как показал опыт для занятий по привитию интереса к прошлому нашего народа, необходима особая предметно-пространственная среда.

             С целью обеспечения познавательной, игровой и творческой   активности воспитанников начали собирать разнообразные экспонаты:

Этапы мини – музея «Бабушкин сундучок»:

  1. «Домашняя утварь» - собрали старинные или сделанные под старину предметы быта (изделия из бересты, глины, чугунные изделия, деревянную утварь).
  2. «Рукотворный мир» - готовые изделия декоративно-прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Дымка, городецкая роспись и т д.)
  3.  «Мастерская» - заготовки для творчества: тарелки, ложки, холст, нитки, лоскуты ткани, формы из фанеры, глина и др.
  4. «Копилка» -предметы, которые создали в процессе деятельности

 Формы работы в музее:

-Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).

-Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

-Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).

            Взаимодействие участников мини-музея осуществляем по следующему алгоритму: педагоги-родители, педагоги-дети, педагоги-дети-родители, родители-дети.

            Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями.  Особенностью экспозиции мини-музея является динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий.

Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В «Бабушкином сундучке» размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.  

              В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. Дополнен интерьер народными «Игрушками», выполненными детьми на занятиях по изобразительной деятельности. Родители сшили детям красивые сарафаны и косоворотки. В «Мастерской» вместе с детьми изготовили тряпичных кукол. Я сама изготовила   два народных костюма с кокошниками. Вместе с детьми расписали тарелки Гжельской и Городецкой росписью, ложки большие и маленькие – Хохлома. Детям доступна глина, пластилиновое тесто, краски. Дидактические игры, благодаря которым дети учатся конструировать, создавать свои узоры, орнаменты.

Работа по созданию мини – музея «Бабушкин сундучок» не однодневная, в этом направлении работаем уже шестой год, пересмотрели много литературы, поддерживаем связь с работниками библиотеки. Как само пространство мини – музея, так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.

Мы добились большого результата в своей работе: наш мини – музей стал своеобразным центром народной культуры, открытым в детском саду для разных возрастных групп, причастных к идее духовного и культурного возрождения, где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите народов России. Собранные предметы используются на занятиях по ознакомлению с укладом жизни русской деревни, по изобразительной деятельности (дети выкладывают и рисуют орнаменты, узоры, лепят посуду, игрушки). В нашем мини – музеи проводятся занятия следующей тематики: («Русская изба», «Посиделки», «Город мастеров», «Народная игрушка»). Стало традицией проводить вечер русской народной песни, встречи со сказкой. Дети знакомятся с фольклорными праздниками (Осенины, масленица, колядки и др.). Мини – музей «Бабушкин сундучок» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно – нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими раннее, живущими сейчас рядом. Но главное то, чего мы добились – это огонёк заинтересованности в глазах детей и родителей. Желание узнавать что-то новое, сотрудничать и развивать все это дальше.

На перспективу планируем:

1. Пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: подкова, дуга, кочерга, корытце, рукомойник, рубель, ухват.

2. Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.

Тех, кого мы заинтересовали, обращайтесь – приходите в наш мини- музей.

Литература:

1.Князева О.Л., Миханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»

3.Кононова Н.Г. «Семейный театр в детском саду»

4.Чебан А.Я. Г. П. «Знакомим дошкольников с народной культурой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья»  (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).     ...

ЗАСЕДАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «СЕМЬЯ И ДЕТИ» ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬЕ!»

Ключевые слова: дети, родители, семья, общение, игра, здоровый образ жизни, художественно-эстетическое развитие....

Конспект совместно-образовательной деятельности детско-родительской студии "День, в который я родился!"

Рассказ родителей о Дне рождения своего ребенка (домашнее задание), по ходу беседы можно задать вопросы: в какой день недели родился ваш ребенок, почему назвали именно так, соответствуют ли черты хара...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Положение о деятельности детско - родительского клуба "Здоровая семья"

Цель: повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах сохранения и укрепления физического здоровья детей, совершенствования их физического развития и построение эффективного вз...