Проектная деятельность. (Детско-родительский образовательный проект) "Права ребёнка"
проект (старшая группа) по теме

Танюкова Галина Петровна

                                         Цель проекта.

Обобщение и систематизация знание детей и их родителей о правовой культуре.

                                              Задачи проекта.

  1. Сформировать модель поведения ребенка, как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи, другими детьми, взрослыми.
  2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления воспитанников.
  3. Сформировать первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

          4.  Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_starshey_gruppe.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность в  старшей группе. Права ребёнка»

                                                                                                              Воспитатель Танюкова Г. П.

                                                                                                              МДОУ «Детский сад № 216»

г. Саратова, Ленинского района.

Актуальность.

Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности – задача не только педагогов, но и родителей. Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка.[1]

Исходя из опыта работы, я столкнулась с тем, что у молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. В то время как у родителей постарше, наоборот, из-за невероятно быстрого ритма жизни остается мало время на воспитание своего ребенка и многие вопросы они скидывают на старших детей, тем самым нарушая права ребенка. Поэтому, я решила , что необходимо помочь родителям побольше узнать и сформировать знания о конвенции по правам ребенка.

Уникальная положительная характеристика Конвенции по правам ребенка, которая отличает ее о прочих конвенций по правам человека, заключается во всеобъемлющем подходе к правам ребенка. Она формирует комплекс гражданских, экономических, социальных и культурных прав в контексте сохранения человеческого достоинства ребенка. Ребенок в Конвенции характеризуется как «человек с момента рождения до 18 лет».

Конвенция принимает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия. Ребенок, говорится в Конвенции, имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых. В конвенции подробно говорится о правах детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей — сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за правонарушения. Важное место занимают статьи о защите детей от экономической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.[2]

Ребенок в этой конвенции выступает в роли активного субъекта, т. е. гражданина, который обладает свободами во всех областях и на всех относящихся к нему уровнях. Кроме этого, она вносит новый аспект: право ребенка расти в семье, что рассматривается как наиболее естественная среда для гармоничного развития и нормального существования ребенка.

Новизна проекта “Права ребёнка” заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.

                                                  Проблема.

«Ты – гражданин России. У тебя, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права.

Но знай, твои права особые. Это – «Права ребенка».

Они дают тебе преимущество перед взрослыми.

Они защищают тебя от несправедливости" [3]

Проблема защиты прав детей существуют во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема не могла оставить меня равнодушной.

Гипотеза.

Предположим, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о правовой культуре. Закрепить знания и понятия о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.

С помощью данного проекта, я хочу помочь детям закрепить знания о своих правах, гарантированных законами страны, в которой они живут. Помочь детям в накоплении социального опыта.

Объект проектной деятельности.

Организационно — педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста.

                                         Цель проекта.

Обобщение и систематизация знание детей и их родителей о правовой культуре.

                                              Задачи проекта.

  1. Сформировать модель поведения ребенка, как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи, другими детьми, взрослыми.
  2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления воспитанников.
  3. Сформировать первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

          4.  Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.

Участники проекта: дети старшей группы («Колокольчик» МДОУ «Детский сад № 216»), родители старшей группы, воспитатель, социальный педагог.

В проекте выделены три этапа.

1. Организационно — подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к своим правам и обязанностям. Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2. Основной этап. Его цели: активное участие детей и родителей во всех познавательно — развлекательных, творческих мероприятиях ДОУ. Повышение качества образования в вопросах правовой культуры.

3. Итоговый этап. Презентация, выставка накопленного материала, проведение викторины для детей и их родителей, показ открытого мероприятия “Я ребёнок, я имею право….” вывод о полученных результатах.

Срок реализации проекта: один месяц.

План реализации  проекта.

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Непосредственно-образовательная деятельность познавательного цикла: «Мое имя»

Беседа: «Какие на свете бывают имена?»

Развлечение:

«Я и моя семья»

С/р. Игра «Семья»

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Круглый стол:

«Защитим права детей»

Анкетирование «Знаю ли я и соблюдаю права ребёнка»

Оформление свидетельства о рождении глазами ребенка.

Родители делятся    опытом (обязанности по дому).

Выпуск информационной газеты:  «Я и мое имя»

  I неделя

Повышение интереса детей к знанию разных имен, знакомство с значением собственного имени.

 

Воспитание уважения и любви к родным и близким, помочь детям в накоплении социального опыта

Активизация родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры.

Дать детям представление о первом документе ребёнка.

Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта.

Воспитатель, родители

Социальный педагог.

Воспитатель, родители, дети,

Социальный педагог

Старший воспитатель

Социальный педагог  родители.

Родители, дети.

Родители:

Ишанова М. Н.

Чибезова Ю.С.

Социальный педагог, воспитатель.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Непосредственно-образовательная деятельность познавательного цикла: «Право на жильё».

Рисование на тему: “Мой дом”

Изготовление д./игры:

«Узнай и назови свои права»

Рассматривание альбома:

«Ребенок имеет право»

Чтение книги

А. Усачева «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых»

Совместная творческая деятельность детей  и родителей:

Выставка фото

 «Моя дружная семья»

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Совместная творческая деятельность детей  и родителей:

Написание и оформление сказок о правах детей.

II неделя

Повышение знаний детей о неприкосновенности своего жилища.

Развитие творчества

Умение доступно донести до ребенка необходимую информацию о защите своих прав.

Расширять кругозор детей

Воспитывать заботливое отношение к близким

Активизация родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры.

Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта.

Воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель, родители, дети,

Социальный педагог

Воспитатель, родители, дети.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Изготовление и проведение д./игры:

«Герои сказок – какие права они нарушили».

Чтение художественной литературы о правах ребенка.

Д/ игра «Ромашка здоровья»

Рисование на тему:

«Я люблю сою маму».

Игра: «Скажи имя ласково»

Развлекательно – интеллектуальная игра «Если хочешь быть здоров».

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Изготовление папки – передвижки «Конвенция по правам ребенка»

Совместная творческая деятельность детей  и родителей.

Изготовление фотоколлажа:

«Мои обязанности в саду и дома»

III неделя

Развивать сообразительность, умение рассуждать и делать выводы.

Расширять кругозор, развивать словарный запас.

Формировать заботливое отношение  к своему здоровью

Развивать творческие способности, любовь к маме

Создать позитивный настрой, развивать доброе отношение к друг  другу.

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Дети понимают, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Активизация родителей к совместной работе по воспитанию правовой культуры.

Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта.

Воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель.

Социальный педагог

Социальный педагог

Воспитатель,

родители.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Чтение сказки

А. Толстой  «Буратино»

С/р. игра: «Больница»

Д/и: “Угадай вид отдыха”

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Досуг

«Мой отдых»

Викторина-«Мама, папа, я – театральная семья».

Создание картотек мультфильмов и сказок, красочного иллюстрированного материала.

Подведение итогов проекта.

Викторина для детей и родителей:

«Как я знаю свои права»

Открытое мероприятие с участием педагогов детского сада, родителей и детей “Я ребёнок, я имею право….”

IV неделя.

Сформировать у детей знания о праве на бесплатное обучение.

Закрепить знания о правах на бесплатное медицинское обслуживание.

Закреплять умение с помощью пантомимы угадывать вид отдыха

Родители  делятся опытом о проведении активного отдыха, а также о праве на вероисповедании

Создать радостное настроение.

Активное включение родителей в работу по формированию и обогащению знаний о защите прав ребёнка.

Выявить знания представлений о правовом мировоззрении.

Закрепить знания детей и взрослых о правах и обязанностях ребёнка.

Воспитатель.

Воспитатель.

Социальный педагог Воспитатель.

Родители (Ишановы, Утешевы)

Дети

Социальный педагог.

Родители.

Родители.

Социальный педагог.

Воспитатель.

Дети.

Подводя итоги проектной деятельности, я сделала вывод, что моё предположение полностью подтвердилось. У детей старшего дошкольного возраста качественно повысились представления о правовой культуре. Мы сумели обобщить и систематизировать знания детей, а также их родителей о правовом мировоззрении. На протяжении данного проекта чётко прослеживается развитие нравственных представлений,  познавательных способностей у детей и совершенствование способов взаимоотношения с членами семьи. В рамках проекта у детей закрепилось  понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности, а также были сформированы у родителей необходимые знания о Конвенции по правам ребёнка.         

                                          Список использованной литературы:

  1. А. Тулеев, «Права ребенка и обязанности государства», Кемерово 2001г
  2. Правовое просвещение родителей. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010,- №3
  3. Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям - большие права.- учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка, -Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

  1. Н. С. Голицына, Л.Г. Огнева «Ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка», «Издательство Скрипторий 2003», 2006г.

  1. О.И. Давыдова , С.М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребенка», « ТЦ сфера», 2006г.

\


[1] Правовое просвещение родителей. Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010,- №3

[2] Мячина, Л.К., Зотова, Л.М., Данилова, О.А. Маленьким детям - большие права.- учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка, -С-Пб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместно-образовательной деятельности детско-родительской студии "День, в который я родился!"

Рассказ родителей о Дне рождения своего ребенка (домашнее задание), по ходу беседы можно задать вопросы: в какой день недели родился ваш ребенок, почему назвали именно так, соответствуют ли черты хара...

Проектная деятельность ко Дню Защитника Отечества с ребёнком дошкольного возраста. Пособие для родителей.

Данный проект был реализован в школе детьми дошкольниками. Цель - воспитать в ребёнке чувство патриотизма,гордости за тех,кто воевал. Помочь понять историю возникновения праздника 23 февраля. СФормиро...

Образовательный проект "Права ребёнка"

В нашей группе был запущен образовательный проект «Права ребёнка» с целью закрепления представлений детей о правах ребёнка, а так же формирования основ правовых знаний. Тема, конечно сложн...

Родительское собрание в младшей группе на тему "Эмоциональный аспект детско-родительских отношений. Учитесь чувствовать своего ребёнка»

В сознании ребенка в младшем дошкольном возрасте (3-4 лет) происходит наиболее интенсивное развитие эмоций и воображения.Эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ребенком потребностей в си...

Проектная деятельность одно из эффективных средств развития ребёнка в условиях ФГОС ДОУ

В данной статье рассматривается теоретические основы и  особенности  проектной деятельности в дошкольном учреждении, которые спрсобствуют повышению у детей познавательной активности и успешн...

Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"

Образовательная практика "Мини - музей "Бабушкин сундучок", как результат деятельности детско - родительского проекта "Моя семья"...


 

Комментарии

Котенко Татьяна Германовна

Интересный проект, тема очень важная.Понравилось, что к одной и той же проблеме можно подойти по разному.