Проект "Читающая семья"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Свиридова Любовь Михайловна

         В век компьютеризации, гаджетов резко снизился интерес к чтению у современных родителей. А как следствие у  не читающих родителей растут не читающие дети. Кругозор таких ребят ограничен, скудный словарный запас, ребята не могут выразить словом свою мысль, у детей нет примеров для подражания литературных героев, которые учат справедливости, пониманию добра и зла.  Чтобы ребёнок начал проявлять интерес к книге, в первую очередь должны читать родители. Мы столкнулись с проблемой   отсутствия родительского чтения детям. Отсюда главная задача нашего проекта, научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №17 «Здоровячок»

Согласовано                                                                                                      Утверждаю:

Старший воспитатель МБДОУ№17                                        Заведующий МБДОУ №17

Домашенко Е.А._____________                                              Киселева Е.В.__________

«     »______________20___                                                   «     »______________20___

Проект

«Читающая семья»

 на 2019-2020 уч.год

Воспитатели: Л.М. Свиридова

                                                                                                     А.С. Сартакова

                                                                                 

Постановка проблемы:

         В век компьютеризации, гаджетов резко снизился интерес к чтению у современных родителей. А как следствие у  не читающих родителей растут не читающие дети. Кругозор таких ребят ограничен, скудный словарный запас, ребята не могут выразить словом свою мысль, у детей нет примеров для подражания литературных героев, которые учат справедливости, пониманию добра и зла.  Чтобы ребёнок начал проявлять интерес к книге, в первую очередь должны читать родители. Мы столкнулись с проблемой   отсутствия родительского чтения детям. Отсюда главная задача нашего проекта, научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

Цель проекта. Возрождение традиций семейного чтения.

         Задачи проекта: 

  • Учить родителей взаимодействовать с детьми через книгу
  • Учить детей пользоваться групповой библиотекой.
  • Развивать  у детей интерес к чтению.
  • Расширить кругозор детей с помощью книги.
  • Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
  • Повысить уровень мотивации семейного чтения.
  • Приобщить детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.
  • Обобщить и распространить опыт, выработанный  в ходе реализации проекта.

Ожидаемый результат:

  • Увеличится число родителей, читающих вместе с детьми.
  • Повысится степень осознанности родителей к ценности детского чтения.
  • Появятся традиции семейного чтения.
  • Дети станут свободно пользоваться библиотекой, расширится детский кругозор.
  • У детей и родителей сформируется устойчивый интерес  к книге, к семейному чтению.

Продолжительность проекта: С сентября 2019 года по май 2020 года

I этап

  • Опрос родителей о чтении книг дома.
  • Проведение разъяснительной работы с родителями  о значимости проекта.
  • Отбор и литературы  для совместного чтения  родителей с детьми.
  • Формирование картотеки групповой библиотеки
  • Ранжирование книг по писателям
  • Обозначение книг маркерами- эмблемками)
  • Составление таблицы отражающей количество прочитанных книг в семье. 

II этап

        Все началось со знакомства ребят с групповой библиотекой. Мы ничего не объясняли, а  предоставили возможность детям  полистать, рассмотреть предлагаемую литературу, карточки. Сразу посыпались вопросы. Что  за картинки на каждой книжке, что они обозначают? Это что за карточки, зачем они нужны?  Отсюда и началась наша работа

     Каждый ребёнок на своём формуляре рисует именной символ. Так детям легко находить свою карточку и отмечать в ней книгу. Для того чтобы легче было детям записывать книгу, мы  приготовили книжные значки, которые прикрепили на обложки книг. Значки разные, не повторяются. Ребёнок выбирает книгу, видит на обложке значок этой книги, находит формуляр со своим символом и зарисовывает туда значок выбранной книги.  Символы, придуманные детьми, прослеживаются не только в библиотечных карточках, но на планшетах с индивидуальным планированием.

2. Создание таблицы «Читающая семья»

По правилам, которые установили дети, книги меняем по пятницам. Когда ребёнок прочитал книжку, её значок вычеркивает из формуляра, и зарисовывает значок прочитанной книжки  в таблице «Читающая семья» в соответствующей графе. Таким образом,  видно всем, в том числе и родителям, как проходит знакомство с литературой в семье. Это здорово стимулирует.

Знакомство с литературой начали по писателям.      В групповой  библиотеке выставляются произведения  детских писателей С.Я. Маршака, затем С. Михалкова, К.И Чуковского, Е.А.Благининой, А.С.Пушкина, Н.Н.Носова. и т. д.

    В конце каждой недели в «Литературном круге» обсуждаем с ребятами  о прочитанных произведениях. Таким образом,  происходит как бы анонс тех книжек,  что прочитали дети либо самостоятельно, либо с родителями. Что свою очередь  вызывает интерес к тем произведениям у других ребят! Благодаря обсуждению,  у ребят продолжает формироваться умение  пересказывать, выделать главную мысль, отвечать на вопросы. Обогащается кругозор и багаж прочитанных произведений.

Наша задача, как педагогов,  помочь родителям сориентироваться в мире книг. Но зачастую, прежде чем ориентировать, необходимо убедить мам и пап в актуальности проблемы детского чтения, показать значимость семейных вечеров с книгой, пробудить желание духовного взаимодействия с детьми в процессе чтения. Для решения этих задач мы используем различные формы работы.

Рабочий план реализации проекта

Мероприятие

сроки

1.

Подготовительные мероприятия.

Оформление библиотечных формуляров

Задача: учить детей пользоваться библиотекой.

Формировать умение  отмечать в карточке выбранную книгу, развивать ответственность и бережливость за книжку. 

Создание таблицы-экрана «Читающая семья»

Задача: стимулировать родителей к совместным семейным чтениям. 

Создание фонда групповой библиотеки.

Задача: структурировать литературные произведения для постепенного знакомства детей с детскими писателями

Сентябрь

2.

«Читательский круг»

Задача: учить детей делиться впечатлениями о прочитанных произведениях. Продолжать формировать умение пересказывать, отвечать на вопросы.

Проводится просмотр художественных книг,  по произведениям детских писателей.

Каждую пятницу

3

Мастерская «Читаем-творим»

Создание рисунков, поделок, понравившихся литературных героев.

Задача: развивать творчество, уверенность, самостоятельность.

1 раз в месяц

4

«Семейные чтения»

Задача:

Привлекать родителей к совместным чтениям с детьми в группе. Формировать привычку у взрослых необходимости совместного чтения. Повысить уровень мотивации семейного чтения.

1 раз в неделю

5

Встреча с учителями начальной школы.

Задача: привлечь родителей к проблеме, повысить осознанность совместного чтения с детьми, ориентировать родителей на школу.

«Проблемы читательской грамотности в школе»

6

 «Литературные посиделки  с чаем»

  • Подведение итогов
  • Семейная инсценировка  произведения понравившегося ребёнку
  • Игра для детей и их родителей «Крокодил»
  • «Семейная мастерская» Создание  необычных закладок для книг.
  • «Театральная примерка» Создание различных атрибутов для драматизации произведений.
  • Придумывание новых сказок,  историй опираясь на прочитанные  произведения.
  • Викторина «Папа, мама, я –читающая семья»
  • Подведение итогов

1 раз в два месяца

       Мы рассчитываем, что в ходе воплощения проекта «Читающая семья» новые единомышленники из числа родителей, увеличилось число читателей. И самое важное в этом проекте - это то, что ребенок почувствовал теплое плечо мамы, добрую руку папы. Книга для ребёнка стала главным помощником в процессе познания мира. А так же увеличилось число родителей, читающих вместе с детьми.

  • Повысилась степень осознанности родителей к ценности детского чтения.
  • Каждая семья подключилась к решению проблемы детского чтения.
  • Появились традиции семейного чтения.
  • Ребята  свободно пользуются библиотекой, расширился детский кругозор.
  • У детей и родителей сформировался устойчивый интерес  к книге, к семейному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....