"Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики"
статья по художественной литературе (старшая группа)

Буразова Татьяна Николаевна

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики

Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах, образность природы позволяет испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои переживания в рисунке.

Психологи рассматривают эстетическое восприятие, как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями. Восприятие дошкольника  отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которое проявляется в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: всё увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обследовать со всех сторон, и, конечно, охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними.

Лирика природы развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению впечатлений в рисунке.

Вопрос развития детского творчества на основе поэтических произведений считается важным и сложным в методике руководства изобразительной деятельностью детей.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникающих на основе опыта. Чем больше знаний о природе накапливает ребенок, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.

Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Лирический образ не только передает чувства, но, и как отражение реальной жизни, имеет эстетическую прелесть сам по себе.

В пейзажной лирике дошкольник воспринимает прежде всего ритм, проявляет особую чуткость к нему. «Законы» ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов.

При знакомстве с опоэзированной природой педагог должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, научить сравнивать, как отражено одно и то же явление в разных поэтических строках. Так, образ леса изображен в целом ряде стихотворений: С. Погореловский «Лес», И. Бунин «Листопад», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», С. Есенин «Пороша».

Дети начинают понимать эту красоту, связывают её с тем, что лес – богатство нашей Родины, ее могущество. У детей воспитываются не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь лес, природу – этому человек должен научиться с детства, Педагог должен показать детям образец гуманного отношения ко всему живому. Так, после сильного снегопада ветки деревьев гнутся под тяжестью снега и могут сломаться. Дети вместе с воспитателем стряхивают, где это возможно, снег с деревьев и кустарников. чтобы сохранить их невредимость. такая работа окажет положительное влияние на воспитание эмоционально-гуманных чувств дошкольников и на развитие их в дальнейшем во время изобразительной деятельности.

Итак, эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной деятельности, природы, на которой базируется детское творчество.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Уж небо осенью дышало...":пейзажная лирика А.С.Пушкина (подготовительная группа).

Занятие,посвящённое пейзажной лирике А.С.Пушкина,помогает детям увидеть красоту русской природы через поэтические образы великого поэта....

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика В е с н а[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5419570","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Ari...

Пейзажная лирика для детей 4 лет

Пейзажная лирика, как средство эстетического развития детей....

Пейзажная лирика для детей 5 лет

Пейзажная лирика, как средствоэстетического  развития детей....

Пейзажная лирика для детей 6 лет

Пейзажная лирика, как средство эстетического развития детей....

Пейзажная лирика русских поэтов 19 начала 20 века для детей.

Тема: Пейзажная лирика русских поэтов 19 начала 20 века для детей....

Конспект по ознакомлению детей в подготовительной группе детского сада с пейзажной лирикой русского поэта ХlХ начала ХХ века Сергея Александровича Есенина.

Конспект по ознакомлению  детей с  пейзажной лирикой русского поэта      XIX  начала XX века               Сергея  Александро...