" Уж небо осенью дышало...":пейзажная лирика А.С.Пушкина (подготовительная группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Занятие,посвящённое пейзажной лирике А.С.Пушкина,помогает детям увидеть красоту русской природы через поэтические образы великого поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkinskaya_peyzazhnaya_lirika.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад № 646 Приморского района.
Конспект занятия по ознакомлению детей с пушкинской пейзажной лирикой
«Уж небо осенью дышало…»
(подготовительная группа)
Образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы.
Образовательные задачи: Продолжать пробуждать и поддерживать интерес детей к творчеству А. С. Пушкина, как к национальному поэту России; познакомить с понятием «лирика» и с некоторыми произведениями пейзажной лирики А. С. Пушкина; продолжать знакомство дошкольников с биографией великого поэта, обобщать знания детей о его творчестве.
Развивающие задачи: Развивать воображение детей, активизировать их речь, пополнять словарный запас; приобщать к культуре русского народа.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и уважение к русским писателям; помочь научиться чувствовать эмоциональное состояние автора, воплощённое им в поэтических образах; воспитывать талантливого читателя, способного переживать чувства поэта; развивать умение видеть красоту родной природы и воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая произведения поэта; учить бережно относиться к книгам.
Предварительная работа: Экскурсия в филиал Русского музея (тема: «Пейзаж в живописи»). Рассматривание и обсуждение пейзажей (Е. Волков «Октябрь», «Золотая осень. Тихая речка », В. Поленов « Золотая осень », И. Остроухов «Осенний пейзаж», «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», «Осень. Туман», «Осень. Река»). Продуктивная деятельность - рисование пейзажа. Разучивание отрывков из произведений А.С. Пушкина.
Оборудование: Репродукции картин известных русских пейзажистов, посвящённых золотой осени (для создания «осеннего настроения»); презентация « Детям о русской пейзажной живописи», аудиозапись (П. И. Чайковский «Времена года»).
Воспитатель: Угадайте, ребята, из каких произведений эти строки?
- «В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет».
(«Сказка о царе Салтане»).
2) «Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет».
(«Сказка о царе Салтане»).
з)» Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
(Подвести детей к пониманию того, что, во- первых, автор всех этих строк - А.С. Пушкин, во-вторых-всё это-описание природы, пейзажа в стихотворной форме.)
Воспитатель: Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. Давайте вспомним осенние пейзажи известных русских живописцев, как бы шагнём в них, виртуально погуляем там. (Звучит музыка П. И. Чайковского; презентация « Детям о русской пейзажной живописи»).
( Воспитатель просит перечислить приметы осени, увиденные на картинах.)
Воспитатель: Неслышно, плавно кружась, падают с деревьев последние листья. Земля укрыта ярким осенним ковром. Пахнет грибами. Последние лучи солнца светят неярко и прощально. Иногда становится слышным пение птиц. Наступила осенняя пора.
Физкультминутка. Листочки
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Воспитатель: Как художник передаёт свои чувства посредством кисти и красок, композитор-с помощью нот, так поэт - словами. Личные переживания, настроения, чувства и мысли человека, его отношение к людям, к окружающей природе и к жизни в целом находят воплощение в лирике. Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий".
Изображение природы занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. В лирике Пушкина русская природа оживает. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос и оставался преданным ее природе всю жизнь. У Пушкина природа, скромная и такая простая на вид, засверкала всеми яркими красками. Любимым временем года была для Пушкина осень:
« Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…»
Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство ее красок. Одним из них является стихотворение “Осень” (1833). В стихотворении изображены все времена года, но особое место поэт отводит осени - своему любимому времени года.
«Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...»
В стихотворении изображен конкретный пейзаж средней полосы России. Может этот, или этот (обратить внимание на пейзажи).
Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени.
А ещё, осенью был открыт Лицей, в котором учился поэт на протяжении шести лет. Поэтому с осенью у поэта тесно связано и чувство дружбы. Много прекрасных строк посвятил поэт этому прекрасному времени года - осени.
Далее воспитатель читает стихотворения поэта и просит найти в поэтических образах конкретные приметы осени.
«Уж небо осенью дышало»
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора».
«Осень»
«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл».
Воспитатель : Кондрусова А.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Тема: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Конспект интегрированного НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Тема: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе «Заучивание наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало...» с использованием мнемотаблиц
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе «Заучивание наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж неб...
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы
Цель: Учить детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворений.Задачи: 1. ОбразовательныеПродолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;Отвечать на вопросы взро...
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе.Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.Цель: Учить детей пользоватьс...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Разучивание стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало...""
Данный конспект разработан с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей подготовительной к школе группы при чтении стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышал...
КОНСПЕКТ Н О Д ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина « Уж небо осенью дышало »
ЦЕЛЬ: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Закреплять представления детей о характерных признаках осени.2. Учить детей называть приметы ос...
Занятие в подготовительной группе по развитию речи. ЗНАКОМСТВО С ОТРЫВКОМ ИЗ ПОЭМЫ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…»
Цели: расширить представления о праздниках, школе; познакомить с творчеством А. С. Пушкина; воспитывать уважение к профессиям школьных работников; учить читать наизусть стихотворения....