" Уж небо осенью дышало...":пейзажная лирика А.С.Пушкина (подготовительная группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кондрусова Анжела Михайловна

Занятие,посвящённое пейзажной лирике А.С.Пушкина,помогает детям увидеть красоту русской природы через поэтические образы великого поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkinskaya_peyzazhnaya_lirika.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное  образовательное учреждение для детей  дошкольного                     и младшего школьного возраста начальная школа детский сад № 646  Приморского  района.

Конспект занятия по ознакомлению детей с пушкинской пейзажной лирикой

«Уж небо осенью дышало…»

(подготовительная группа)

Образовательные области: коммуникация,  познание, чтение художественной литературы.  

Образовательные задачи: Продолжать  пробуждать и поддерживать  интерес  детей к  творчеству А. С. Пушкина, как к национальному поэту России; познакомить с понятием «лирика» и с некоторыми произведениями пейзажной лирики А. С. Пушкина; продолжать знакомство дошкольников   с биографией  великого поэта, обобщать знания детей о его  творчестве.

Развивающие задачи: Развивать воображение  детей, активизировать их речь, пополнять словарный запас; приобщать к культуре русского народа.

Воспитательные задачи:  Воспитывать любовь и уважение к русским писателям; помочь  научиться чувствовать эмоциональное состояние автора, воплощённое  им в поэтических образах; воспитывать  талантливого читателя, способного переживать чувства поэта;  развивать умение видеть красоту родной природы и воссоздавать ее в своем воображении, слушая и читая произведения поэта;  учить  бережно относиться к книгам.

Предварительная работа: Экскурсия в филиал Русского музея (тема: «Пейзаж в  живописи»). Рассматривание и обсуждение пейзажей  (Е. Волков «Октябрь», «Золотая осень. Тихая  речка »,   В. Поленов  « Золотая осень », И. Остроухов  «Осенний пейзаж», «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», «Осень. Туман», «Осень. Река»). Продуктивная деятельность - рисование пейзажа.  Разучивание отрывков из произведений А.С. Пушкина.

Оборудование: Репродукции картин известных русских пейзажистов, посвящённых золотой осени (для создания «осеннего настроения»); презентация « Детям о русской пейзажной живописи», аудиозапись (П. И. Чайковский «Времена года»).

Воспитатель: Угадайте, ребята, из каких  произведений эти строки?

  1. «В синем небе звезды блещут,

         В синем море волны хлещут,      

         Туча по небу идет,

        Бочка по морю плывет».

                                       («Сказка о царе Салтане»).

2) «Ветер по морю гуляет

     И кораблик подгоняет».

                               («Сказка о царе Салтане»).

з)» Вот идет он к синему морю,

    Видит, на море черная буря:

    Так и вздулись сердитые волны,

   Так и ходят, так воем и воют».

                                  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  (Подвести детей к пониманию того, что, во- первых, автор всех этих строк -  А.С. Пушкин, во-вторых-всё это-описание природы, пейзажа в стихотворной форме.)  

 Воспитатель: Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. Давайте вспомним  осенние пейзажи известных русских живописцев, как бы шагнём в них, виртуально погуляем там. (Звучит музыка П. И. Чайковского; презентация « Детям о русской пейзажной живописи»).

( Воспитатель просит перечислить приметы осени, увиденные на картинах.)

 Воспитатель: Неслышно, плавно кружась, падают с деревьев последние листья. Земля укрыта ярким осенним ковром. Пахнет грибами. Последние лучи солнца светят неярко и прощально. Иногда становится слышным пение птиц. Наступила осенняя пора.

Физкультминутка. Листочки

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

 Воспитатель: Как художник передаёт свои чувства посредством кисти и красок, композитор-с помощью нот, так поэт - словами. Личные переживания, настроения, чувства и мысли человека, его отношение к людям, к окружающей природе и к жизни в целом находят воплощение в лирике. Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий".

Изображение природы занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. В лирике Пушкина русская природа оживает. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос  и оставался преданным ее природе всю жизнь. У Пушкина природа, скромная и такая простая на вид, засверкала всеми яркими красками. Любимым временем года была для Пушкина осень:

 « Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно…»

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство ее красок. Одним из них является стихотворение “Осень” (1833). В стихотворении изображены все времена года, но особое место поэт отводит осени - своему любимому времени года.

«Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...»

     В стихотворении изображен конкретный пейзаж средней полосы России. Может этот, или этот (обратить внимание на пейзажи).

Но осень особенно дорога Пушкину еще и потому, что она пробуждает его творческие силы. Многим великим произведениям Пушкина мы обязаны осени.

    А ещё,  осенью был открыт Лицей, в котором учился поэт на протяжении шести лет. Поэтому с осенью у поэта тесно связано и чувство дружбы. Много прекрасных строк посвятил поэт этому прекрасному времени года - осени.

Далее воспитатель читает стихотворения поэта  и просит найти в поэтических образах  конкретные приметы осени.

«Уж небо осенью дышало»

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора».

«Осень»

 «Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча ещё  бежит  за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл».

                                                                                                      Воспитатель : Кондрусова  А.М.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Тема: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Конспект интегрированного НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.  Тема: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»...

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе «Заучивание наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало...» с использованием мнемотаблиц

Конспект  занятия  по  художественной  литературе в подготовительной  к  школе группе  «Заучивание наизусть стихотворения  А.С.Пушкина  «Уж неб...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы

Цель: Учить детей пользоваться мнемотаблицей при заучивании стихотворений.Задачи: 1. ОбразовательныеПродолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;Отвечать на вопросы взро...

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе.Тема: Заучивание стихотворения  А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемотаблицы.Цель: Учить детей пользоватьс...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Разучивание стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало...""

Данный конспект разработан с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей подготовительной к школе группы при чтении стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышал...

КОНСПЕКТ Н О Д ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина « Уж небо осенью дышало »

ЦЕЛЬ: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Закреплять представления детей о  характерных признаках осени.2. Учить детей называть приметы ос...

Занятие в подготовительной группе по развитию речи. ЗНАКОМСТВО С ОТРЫВКОМ ИЗ ПОЭМЫ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…»

Цели: расширить представления о праздниках, школе; познакомить с творчеством А. С. Пушкина; воспитывать уважение к профессиям школьных работников; учить читать наизусть стихотворения....