Конспект по ознакомлению детей в подготовительной группе детского сада с пейзажной лирикой русского поэта ХlХ начала ХХ века Сергея Александровича Есенина.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Макаева Елена Викторовна
Конспект по ознакомлению  детей с  пейзажной лирикой русского поэта      XIX  начала XX века               Сергея  Александровича Есенина.
(подготовительная группа)
Тема: Познакомить детей с пейзажной лирикой русского поэта Сергея Есенина.
Задачи:
Образовательные:
1. 1.Познакомить детей с жизнью и литературной деятельностью С.А.Есенина;
2. 2.Способствовать образному восприятию стихотворения;
3. 3.Раскрыть авторское отношение к природе;
4. 4.Расширять знания детей о природе и поэзии;
5. 5.Пополнять литературный багаж стихотворениями.
Развивающие:
1. Развивать память и умение внимательно слушать говорящего (Ребёнка, взрослого), дослушивать вопросы до конца;
2. Активировать чувственное восприятие художественного слова.
Воспитательные:
1. 1.Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову;
2. 2.Вызвать у детей интерес к выразительному чтению отрывков из стихотворений;
3. 3.Воспитывать любовь к всему прекрасному, к природе, к своей Родине;
4. 4.Приобщать детей к музыкальной культуре;
5. 5.Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки.
Предварительная работа:
Проявляли познавательный интерес к изменениям времени года; рассматривали картины с изображениями зимы, весны, лета и осени; предварительно заучивали стихотворения с детьми С. Есенина.
Материалы и оборудование к занятию:
Портреты и фотографии Есенина, книжная выставка произведений С.А.Есенина; Фото «Золотая осень», «Листопад», «Поздняя осень»; репродукция картин Левитана «Золотая осень», Е.Волкова «Поздняя осень»; разрезанные фото-картинки по временам года (в виде пазла); музыкальная колонка.
Интеграция областей:
 «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Используемые технологии: 
информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, здоровье- сберегающие технологии, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
Методы и приёмы:
- практические: игровое упражнение, двигательное упражнение;
- наглядные: рассматривание портрета (картин);
-словесные: вопросы-ответы, рассказ воспитателя и детей, художественное слово, объяснения.
Ход занятия:
(Воспитатель зачитывает строки стихотворения С. Есенина).
Закружилась листва золотая 
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. 
(репродукция Левитана «Золотая осень)»
Я сегодня влюблён в этот вечер,                
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок- ветер по самые плечи
Заголил на берёзке подол.
И в душе, и в долине прохлада,
Синий сумрак как стая овец, 
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрёт бубенец…
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, о каком времени года говориться в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Почему вы так решили? Какие слова вам подсказали, что говориться об осени?
Дети: Закружилась листва золотая, желтеющий дол…
Воспитатель: С кем сравнивает поэт осеннюю листву?
Дети: С бабочками.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? (ответы детей –листья лёгкие как бабочка, цветные..).
Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с автором этого стихотворения (показывает портрет).
   Это стихотворение написал известный русский поэт Сергей Есенин. Родился автор в самое прекрасное, по его мнению, время года- осенью, а именно 3 октября в семье крестьян.
  Так случилось, что с 2 лет Сергея отдали на воспитание бабушке и дедушке. Вместе с дедушкой и бабушкой в доме жили три неженатых их сына. Они- то и учили жизни маленького Сережу.  Учили верховой езде: сажали на неоседланную лошадь и пускали в галоп. Учили плавать: завозили на середину реки в лодке и кидали в воду. Серёжа плескал руками, а когда начинал захлёбываться, его доставали из воды. Когда Сергей подрос, его стали брать на охоту, где он был у дядей вместо охотничьей собачки: из водоём
 доставал подстреленных уток, лазил на деревья за дичью.
   Среди деревенских мальчишек Сергей был большим озорником и драчуном. И за это его ругала только бабушка, которая очень сильно его любила. Она рассказывала ему много сказок, пела песни и частушки. И как сам утверждал поэт, именно она привила ему любовь к народному творчеству и подтолкнула к написанию
 
первых стихов. 
   Писать стихи Есенин начал с 9 лет. Но осознал он своё творчество только в 17 лет.
   Есенин очень любил природу. Для него природа- это вечная красота. И в своих стихах он описывает шелест луговых трав, песнь ветра, утреннюю зарю, звёздное ночное небо…
    Стихотворение «Берёза» читают дети.
1 ребёнок:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
     На пушистых ветках
Снежною каймой                                           
Распустились кисти
Белой бахромой.
2 ребёнок:
    И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
    А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки 
Новым серебром.
Воспитатель: В какое время года описывается берёза?
Дети: Зимой.
Какой он её изображает? (ответы детей)
 Есенин очень любил берёзу, он питал к ней особые чувства. Она всегда напоминала ему о родных краях. Ему казалось, что берёза прекрасна в любое время суток и в любое время года.
   Игра-конкурс «Время года»
Воспитатель предлагает разделиться детям на 4 группы. Сидя за столами дети собирают пазл с данным временем года (лето, зима, осень, весна). Кто был первым, и чья команда правильно определило время года -тот и победитель! 
Воспитатель: молодцы ребята!
Стихи Есенина очень красивы и музыкальны, так и просятся на музыку, на них написано много песен- послушайте одну из них.
        «Клён ты мой опавший» муз.Липатова
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
   Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
   Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
  Сам себе казался я таким же клёном, 
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
Воспитатель: Понравилась вам песня? (дети отвечают). О каком дереве идёт речь? Какое время года описывает поэт? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам чуть-чуть размяться.
         Физкультминутка.
Ветер веет над полями, и качается трава. (Дети плавно качают руками над головой).
Облако плывёт над нами, словно белая гора (Потягивания- руки вверх).
Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья-
Вправо-влево, взад-вперед, а потом наоборот (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад).
Мы взбираемся на холм (ходьба на месте).
Там немного отдохнём (дети садятся).
Воспитатель: Итак, с творчеством какого поэта мы сегодня познакомились? (ответы детей)
Что вам понравилось? Что интересного вы узнали? ( ответы детей).
Какое любимое время года Сергея Есенина? (ответы детей)
Чему посвящены стихотворения Есенина? (ответы детей)
Правильно, природе. Для Есенина природа-это гармония мира, это любовь к Родине, к родному краю.  Нужно любить нашу Родину, ценить и оберегать.
  
Планируемая последующая работа:
1.Изобразительная деятельность по поэзии С.Есенина;
2.Выставка детских рисунков;
3.Разучивание с детьми стихотворений Есенина;
4.Выступление детей на конкурсе чтецов.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада (для детей с ОНР) "САЖАЕМ СЕМЕНА ЦВЕТОВ"

Данный материал позволяет расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития  декоративного подсолнечнике и астр. Способствует развитию активного словаря детей, ...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе детского сада

Мини-музей ,,Путешествие в прошлое. Чем пользовались люди до изобретения электроприборов.”...

Конспект НОД на Пасху для детей старшей-подготовительной группы детского сада Великий праздник - Светлая Пасха.

Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха.Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых сло...

Музыкальная гостиная к 9 мая "С песней до Победы". Конспект с презентацией для детей старшей - подготовительной группы детского сада

Музыкальная гостиная к 9 мая "С песней до Победы". Конспект с презентацией для детей старшей - подготовительной группы детского сада...

Пейзажная лирика русских поэтов 19 начала 20 века для детей.

Тема: Пейзажная лирика русских поэтов 19 начала 20 века для детей....

Конспект НОД для детей в средней группе детского сада на тему: «Путешествие в страну русского фольклора» для конкурса методических разработок

Образовательная область – «Музыка». Цель: 1. Образовательная. Формировать эстетический вкус. Рассказ о русском народном творчестве.2. Развивающая. Обеспечить условия для развити...