Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе детского сада
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мини-музей ,,Путешествие в прошлое. Чем пользовались люди до изобретения электроприборов.”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе детского сада.

Мини-музей ,,Путешествие в прошлое. Чем пользовались люди до изобретения электроприборов.”

                     

Цели:

- дать детям определённый уровень знаний о старых бытовых приборах, расширить представление детей о электроприборах, о том, что было до них;

- дать детям навыки практического общения со старыми вещами, потрогать, посмотреть, сравнить их с современными, учить обобщать, делать выводы;

-развивать любознательность, познавательные процессы детей: внимание, память, мышление;

-обогащать и активизировать словарь детей;

-воспитывать уважения к истории нашей страны, учить уважать и беречь всё, что создано руками человека.

Ход занятия.

1.Вступление.

Ребята, сейчас мы с вами попадём в прошлое. Закрыли все глазки, считаем до 3: раз, два, три, время в прошлое нас унеси.

- Двери открываются,

 Гости запускаются.

(звенит колокольчик)

- Колокольчик зазвенел,

Гость пожаловать успел.

Мы попали с вами в старинный магазин, в магазин старых вещей. Раньше магазин называли лавкой. В лавке продавали мёд, сахар, разные крупы. Но мы с вами попали в лавку, где продавали вещи, необходимые для человека в быту. В старину на двери лавки вешали колокольчик. Хозяин – продавец мог отлучиться по своим делам, но если слышал звон колокольчика, сразу бежал в лавку, значит пришли покупатели за каким-то товаром.

2. Основная часть.  

Рассказ воспитателя о старых вещах.

Все вещи в лавке были расставлены на полочках. Продавца от покупателя разделял прилавок, на котором стояли весы и счёты.

Весы. Ребята, посмотрите какие старые весы были раньше. Они очень тяжёлые, т.к. сделаны из железа. Состояли они из двух больших тарелок и двух носиков, похожих на носики утки. На одну тарелку насыпали, например, конфет, а на другую ставили гирю. Если носики утки выравнивались, значит конфет было столько, сколько грамм весила гиря. А какие весы существуют в наше время?

Счёты. Затем продавцу надо было сосчитать, сколько денег должен заплатить покупатель за конфеты. Продавец считал на счётах. Ребята, а сейчас продавцы на чём считают?

Деньги. Чем должен был расплатиться покупатель? Правильно деньгами. Посмотрите, какие деньги раньше были. В старину на деньгах было принято помещать портреты правителей и герб государства.

- Как вы думаете, ребята, удобно было класть такие большие бумажные деньги в кошелёк?

- Конечно нет, деньги носили либо в больших карманах, либо в мешочках. Со временем деньги менялись. Они стали меньше по размеру, чтобы их было удобно класть в кошелёк.

- Ребята, посмотрите на вещи, которые продаются в лавке. Сейчас есть такие вещи в наших магазинах? (нет). Давайте знакомиться.

Самопряха.  Это чудо-машина, с помощью которой пряли шерсть, а из шерсти вязали носки, варежки, шапки и т.д.

- Ребята, а сейчас как делают нитки? (на ткацком станке на фабрике).

Утюг. Это старый железный утюг. Внутрь утюга засыпали горячие угли, утюг нагревался и им гладили бельё. Утюг был очень тяжёлым и неудобным в применении. 

- Ребята, а сейчас какие утюги?

Лампа. Это старая керосиновая лампа. В неё наливали керосин, чтобы смочить им фитиль. Фитиль выкручивали и поджигали, сверху ставили стеклянную колбу, чтобы огонь не гас.

- Как вы думаете, ребята, светло было от такой лампы?

- А сейчас мы пользуемся какими лампами?

Самовар. Самовар был раньше не электрический. Вода в самоваре грелась при помощи углей, как в утюге. Чтобы угли быстро не гасли, их раздували сапогом.

-Как вы думаете, дети, быстро нагревалась вода в самоваре?

-А сейчас где мы кипятим воду?

Счётная машинка « Феликс ». Старая счётная машинка очень тяжёлая. Нужно было ручкой  выставлять нужные цифры и знаки и каждый раз, чтобы получить результат , проворачивать ручку. Считать было  долго и неудобно. А что придумали люди в наше время?(калькулятор, компьютер)

Фильмоскоп. Фильмоскоп называют дедушкой телевизора. Внутрь фильмоскопа вставлялась плёнка, с помощью ручки плёнка прокручивалась. Изображение на плёнке увеличивалось за счёт увеличительного стекла в объективе. Выключали свет и на экране появлялись картинки.

Проигрыватель с пластинками.  Чтобы слушать музыку люди изобрели проигрыватель. Чудо- ящик называли его. На вращающийся диск клали пластинку. На пластинку опускали лапку с иголкой, и звучала музыка. – А что придумали люди в наше время ,чтобы слушать музыку?

        

Бритва. Раньше, чтобы побрить бороду, мужчины пользовались ручной бритвой .Она была очень острой и небезопасной. Одно неловкое движение и можно было порезаться. Но люди придумали безопасную электрическую бритву.

Часы. Перед нами старинные карманные часы. Чтобы посмотреть время, нужно было достать их из кармана. Крепились они цепочкой к ремню брюк или поясу.- Как вы думаете , дети, удобно было смотреть время по этим часам?(нет) Люди придумали разные часы: ручные, настольные, настенные.

Фотоаппарат. Фотоаппарат тоже совершенствовался с годами. Раньше в фотоаппарат нужно было вставлять плёнку, её нужно было проявлять и затем с неё печатать фотографии. Фотографии получались чёрно-белыми. – Дети, а какие фотоаппараты есть в наше время?

Тазик со стиральной доской. Стирали раньше только в тазу или в корыте, используя мыло. Чтобы бельё хорошо отстирывалось его тёрли на стиральной доске. Приходилось стирать долго, а затем всё бельё хорошо полоскать в воде и отжимать руками. – А сейчас, ребята, как ваши мамы стирают бельё?

Вывод: Все эти старинные вещи придуманы людьми и сделаны руками людей. Все эти вещи служили людям в быту. Шло время, и люди придумали новые вещи, облегчающие труд человека. Они превратились в электроприборы. Электроприборы в наше время есть в домах у всех. Они очень удобны и практичны.

Дидактическая игра «Угадай электроприбор» (с загадками и картинками)

- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть. Я буду загадывать вам загадки про электроприборы. Вам нужно будет отгадать загадку, найти к отгадке картинку и положить её рядом со старой вещью.

Загадки: Пройдусь слегка горячим я,                    Она снаружи вроде груши,

               И гладкой станет простыня.                    Висит без дела днём,

               Могу поправить недоделки                     А ночью освещает дом.(лампочка)

               И навести на брюках стрелки. (утюг)

              Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,                           Быстро примеры сосчитает

              Больше греться не хочу.                           И отнимет и прибавит,

              Крышка громко зазвенела:                       И разделит и умножит,

            «Пейте чай, вода вскипела!»(чайник)       С математикой поможет(калькулятор)

              Чудо-ящик, в нем окно,                            Вешают на них продукты:

              В том окошечке-кино.(телевизор)           Сахар, овощи и фрукты.(весы)

              Через реки, через горы                               На станке ткачиха ткёт,

              Слышим музыку и говор.                          Ткань по конвееру идёт.

              Нам услышать их помог                            В магазине ткань куплю,

      Этот чудо-сундучок.(магнитофон)          Платье новое сошью.(ткацкий станок)

             

             Сбреет щетину без труда,                          Идут круглые сутки,

             Будет гладкой борода. (бритва)                        Не стоят ни минутки,

                                                                                   А всё на одном месте. (часы)

             Чисто я бельё стираю,

             Полощу и отжимаю. (стиральная машинка)

3. Заключительная часть.

- Молодцы, ребята, отгадали все загадки. Вам понравилось наше путешествие в прошлое? Какая старинная вещь оказала на вас большее впечатление? Хотели бы вы её купить? Что нового вы сегодня узнали для себя?

Спасибо , дети, вам, что вы очень внимательно слушали. Я вам желаю вырасти большими и изобрести новые приборы и вещи, нужные для людей. Наше путешествие в прошлое закончилось. Пора возвращаться в настоящее. Закроем глазки : раз, два, три, время в настоящее нас принеси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием интерактивной доски (ИКТ)...

Интеграция образовательной деятельности музыка, познавательно-речевое развитие детей в подготовительной группе детского сада "Сила богатырская"

    Предварительная работа:•        Чтение сказок и былин: «Илья Муромец и Соловей разбойник», « Добрыня и ...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе "Экскурсия по временам"

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе "Экскурсия по временам".Задачи:- систематизировать знания детей о сезонных изменениях- уметь узнавать по голосу ж...

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Тема:«Откуда хлеб пришел»

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Тема: "Откуда хлеб пришел"...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе детского сада «Путешествие солнышка»

Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление детей с временными понятиями: утро, день, вечер, ночь....

КОНСПЕКТ занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе по теме: «Посев овса».

Методическая разработка - конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Посев овса". Занятие из опыта работы. Я думаю будет  интересно для педагогов дошкольных...