Создание буктрейлера с дошкольниками
материал по художественной литературе

Ноздрина Надежда Юрьевна

В наше время существует много источников быстрого получения информации. Чтение же трудоёмкий процесс, и интерес к нему сейчас снижается .Да и родители не всегда умеют подобрать те книги, что действительно способны заинтересовать современных детей. Интервьюирование воспитанников нашего детского сада показало, что ребятам интересней читать истории, по которым снимались фильмы, или мультфильмы, а также произведения современных авторов. Книжный рынок, конечно, переполнен новинками, но сделать правильный выбор нелегко.

В современном мире детей окружает реклама видеоигр, фильмов, игрушек. Короткие ролики привлекают внимание, вызывают интерес. В дошкольном возрасте они воспринимаются, как источник информации. Именно рекламный ролик, посвящённый книге, её содержанию называется буктрейлер. Основная цель создания такого видеоролика – заинтересовать и привлечь внимание потенциального читателя.

Сейчас создание буктрейлеров становится популярным среди молодёжи, этот метод широко используется в школьном обучении. Существуют общие методики работы над роликами, но в дошкольном образовании эта технология недостаточно разработана. Мониторинг сети Интернет показал, что роликов про детские книги не так уж много, тем более роликов, выполненных детьми. Поэтому мной была разработана методическая рекомендация для педагогов дошкольного образования по теме: Создание буктрейлера с дошкольниками, при этом основной акцент направлен на практическую часть этого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buktreyler_dlya_dou.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В наше время существует много источников быстрого получения информации. Чтение же трудоёмкий процесс, и интерес к нему сейчас снижается .Да и родители не всегда умеют подобрать те книги, что действительно способны заинтересовать современных детей. Интервьюирование воспитанников нашего детского сада показало, что ребятам интересней читать истории, по которым снимались фильмы, или мультфильмы, а также произведения современных авторов. Книжный рынок, конечно, переполнен новинками, но сделать правильный выбор нелегко.

В современном мире детей окружает реклама видеоигр, фильмов, игрушек. Короткие ролики привлекают внимание, вызывают интерес. В дошкольном возрасте они воспринимаются, как источник информации. Именно рекламный ролик, посвящённый книге, её содержанию называется буктрейлер. Основная цель создания такого видеоролика – заинтересовать и привлечь внимание потенциального читателя.

Сейчас создание буктрейлеров становится популярным среди молодёжи, этот метод широко используется в школьном обучении. Существуют общие методики работы над роликами, но в дошкольном образовании эта технология недостаточно разработана. Мониторинг сети Интернет показал, что роликов про детские книги не так уж много, тем более роликов, выполненных детьми. Поэтому мной была разработана методическая рекомендация для педагогов дошкольного образования по теме: Создание буктрейлера с дошкольниками, при этом основной акцент направлен на практическую часть этого проекта.

Содержание

Цель: Развитие интереса к чтению современной детской литературы посредством современных мультимедийных технологий в творческой деятельности детей

Задачи:

-Создать у дошкольников чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела.

- Познакомить с профессиями - сценарист, режиссер, оператор съемки, звукооператор

- Воспитывать интерес к книгам

-Активизировать родителей к совместной творческой деятельности с детьми

- Повысить уровень осведомленности родителей в вопросе изготовления буктрейлера

Условия реализации:

Для осуществления поставленных цели и задач необходимо создание в группе соответствующих условий:

1. Программно-методическое обеспечение работы: разработка плана деятельности над видео проектом, установка компьютерных программ для создания фильмов.

2. Материально-техническое обеспечение:

-Компьютер/ ноутбук с программным обеспечением необходимым для работы,видео редактор (например WindowsMovieMaker (Киностудия) )

- Проектор или другое устройство для демонстрации материалов

- Видеокамера (или цифровой фотоаппарат с возможностью записи видео)

- Штатив

- Микрофон

Основные этапы реализации:

1. Подготовительный: Обсуждение любимых книги, беседа с детьми о мотивации к чтению. Выбор книги для будущей работы. Создание рекламных буклетов к книгам вместе с родителями.

2. Практический: Разработка сценария для рекламного ролика, распределение ролей, организация съёмки, монтаж ролика и озвучка .

3. Итоговый: Организация детско-родительской встречи с презентацией готового ролика, с целью мотивирования родителей на создание видеоролика в домашних условиях.

Первый этап

Чтобы понять, какие истории считаются увлекательными для ребят дошкольного возраста, в группе можно провести «День любимой книги». На этом этапе проводится интервьюирование детей, в процессе которого они в свободной форме выражают свои предпочтения, размышляют о пользе чтения.

На следующем обсуждении педагогом ставится вопрос: а как же можно привлечь тех, кто не любит читать. Таким образом диалог переходит в сферу рекламы, рекламных роликов. Важно незаметно подтолкнуть детей к мысли о том, что книги тоже можно рекламировать. Пусть это будет их идея. И затем уже показать примеры буктрейлеров и познакомить с принципом их создания. На таких обсуждениях я заметила, что больше всего ребят мотивирует то, что делают они это не «в стол», их воодушевляет мысль, что итог их труда имеет ценность. Мы делаем рекламу для тех, кто не любит читать, или не знает о существовании хороших книжек. К тому же, ролики будут загружены в интернет, и их смогут увидеть множество людей.

Заключительная часть подготовительного этапа - непосредственно выбор книги. Это должна быть небольшая, но очень увлекательная история, которую выберут дети. Прочитать её нужно вместе со всей группой.

Второй этап

Этот этап самый увлекательный, именно здесь ребята на практике знакомятся с технологией создания видеоролика. Непосредственно процесс съёмки настолько многогранен, что каждому ребёнку найдётся своя роль. Обсуждение сценария, то есть работа сценаристом даёт возможность ребятам высказать своё мнение, создать свой волшебный мир. Работа оператора подходит для ответственных и вдумчивых. Кроме того, каждый может почувствовать себя самым настоящим актёром, и даже, самый стеснительный, с удовольствием работает над итоговой озвучкой почти готового фильма. Здесь эту работу я расписала по пунктам.

Пункт 1Сценарий.

Возникновение интереса к книге очень легко выяснить в процессе работы продолжить работу, будет размышлять и фантазировать. Перед тем, как начать разрабатывать сценарий, необходимо определиться, какой именно ролик вы будете снимать. По визуальному ряду буктрейлеры можно разделить на:

  1. игровые (мини фильм по книге);
  2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
  3. анимационные (мультфильм по книге).

Любой из предложенных вариантов подходит для работы с детьми, но на создание анимационного времени уйдёт очень много времени, а подборка слайдов и фотографий, это больше работа для взрослого. Поэтому оптимальный вариант – игровой буктрейлер. Немаловажно определить, каким будет ролик по содержанию. Делятся они на:

1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).

2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).

3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

В работе с детьми удобно использовать первый и второй вариант, при этом возможны их сочетания. Кроме того, если есть возможность, и по книге, сценарий по которой вы создаёте снято кино или мультфильм, для привлечения детского внимания можно вставить узнаваемый фрагмент.

Повествовательный буктрейлер представляет собой театрализацию книги. Это либо клип по краткому содержанию, либо проработка одной из заглавных сцен. Тут ребята с удовольствием воплощаются в любимых героев, работают над созданием декораций и костюмов. Сценарий в этом случае линейный, при работе над ним ребята учатся составлять краткое содержание знакомого текста, вычленять главные события.

Атмосферный буктрейлер помогает детям выразить свои эмоции после прочтения книги. Происходит двойное погружение: сперва настроение, созданное книгой, проговаривается, после проигрывается.

2 Распределение ролей

После того, как написан сценарий и перед распределением ролей можно устроить весёлые видео пробы. Пусть ребята дома, при помощи родителей приготовят выступление и попробуют на камеру проявить свои актёрские таланты. Вторая часть подготовки это «Шоу импровизаций». Можно заранее продумать различные ситуации, и предложить детям их сыграть. Например: тебя вызвали к доске, а ты не выучил урок, ты радуешься дождику, встреча с любимым другом. Такие упражнения очень помогают детям раскрепоститься. Желающих сняться в ролике будет много, поэтому в сценарий обязательно нужно включать массовые сцены.

3 Организация съёмки

Современная техника достаточно проста в эксплуатации, и снимать видео при помощи фотоаппарата или видеокамеры ребёнку не сложно. Единственное условие – использовать штатив. Педагог вместе с детьми выбирает угол съёмки (если снимается длительный отрезок, лучше снимать с двух точек). Необходимо договорится про слово-сигнал, которым оператор объявляет начало съёмки. Например «Мотор». Важно также не забывать про то, что любая сценка должна иметь несколько дублей.

4 Монтаж

Если есть возможность, можно подключить компьютер в проектору и показать детям, как происходит процесс монтажа: обрезка и соединение кадров, добавление титров и переходов. Это не только познакомит ребят с технологией монтажа, но и придаст ощущение полной причастности ко всему созданию ролика.

4 Озвучивание

Производить озвучивание желательно при помощи микрофона, тогда звук будет чище. Заранее продуманный текст лучше разбивать на маленькие кусочки, так детям будет проще его произнести. Можно выбрать одного диктора, а можно дать возможность попробовать себя всем желающим. Очень интересно звучит ролик, озвученный разными детскими голосами.

Итоговый этап

Организация детско – родительской встречи, разговор о книгах и чтении, совместный просмотр буктрейлера. Также родителям даётся мастер класс по созданию таких роликов. Очень хорошо, если в процессе создания буктрейлера велась видеосъёмка рабочих моментов, такой мини фильм поможет замотивировать родителей на совместное творчество с детьми. Основная мысль итоговой встречи заключается в том, что метод создания ролика уже способствует развитию интереса к художественной литературе. Меняет отношение ребёнка к книге через работу над её содержанием и смыслом. Кроме того, создание буктрейлера способствует развитию у ребёнка не только интереса к книге, происходит развитие личностных качеств, таких как:

-ответственность

-умение работать в команде

-развитие творческой активности

Список рекомендуемой литературы

1. Банина Т.В. Буктрейлер: смотреть нельзя читать // Образование: ребенок и ученик. 2015. № 2, С. 24.

2. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие Сост. О. В. Рыкова – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с.

3. Волкова Н.В. Буктрейлер как «визуальное эссе» в контексте формирования читательского интереса // культура. Духовность. Общество. 2015. № 16. С. 209-213.

4. Гриценко, З.А. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 33-41.

5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп./ Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.-128 с

6.Лисовская Т.А., Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова –Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014 стр.

7. Как сделать буктрейлер [Электронный ресурс]: практические рекомендации // Алексей Музалёв и Литературный проект LITER-RM: сайт. – Режим доступа: http://liter-rm.ru/kak-sdelat-buktrejler.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по созданию буктрейлера для педагогов

Методическая разработка по обучению педагогов применению ИКТ и работе с ЭОР ( Создание буктрейлера)Цель методической разработки: познакомить педагогов с этапами подготовки буктрейлера на основе собств...

Методическая разработка по обучению педагогов применению ИКТ и работе с ЭОР ( Создание буктрейлера)

Методическая разработка по обучению педагогов применению ИКТ и работе с ЭОР ( Создание буктрейлера)Цель методической разработки: познакомить педагогов с этапами подготовки буктрейлера на основе собств...

Образовательный маршрут по созданию буктрейлера

Для чего нужен буктрейлер, безусловно это пропаганда чтения, привлечения внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлоров кинофильмам...

Взаимодействие педагогов при создании буктрейлераВ

Материал выступления на Всероссийской научно-практической конференции по теме: "Мотивация школьников к смысловому досуговому чтению: от проблемы к решениям"...

Моя статья: "Создание буктрейлера с дошкольниками: Педагогическое ЭССЕ." Журнал "Преемственность в образовании". Выпуск № 15 (04) 2017 год

Это рассуждение специалистов о создании буктрейлера с детьми о букваре, который принял участие в конкурсе медиапроектов " Страна Читалия"....

Практика создания буктрейлеров совместно с детьми в условиях дошкольной образовательной организации

В статье представлен опыт включения буктрейлеров в работу воспитателя в условиях дошкольной образовательной организации. Содержание статьи будет полезно тем педагогам, которые хотят внедрить инно...