Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса
учебно-методический материал по художественной литературе (младшая группа)

Вахрушева Оксана Сергеевна

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста.

Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»

под редакцией  Н.Е. Веракса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста.

Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»

под редакцией  Н.Е. Веракса

Воспитатель: Вахрушева О.С.

№/п.п

Анализ произведения (книги)

Педагогическая ценность произведения

Формы работы с произведением (книгой) в ДОО

1.

«Пальчик-мальчик. Полное лукошко всего понемножку. Загадки, пословицы, поговорки, потешки, песенки. Издательство Эксмо, 2017 г. Художник Н.Красовская

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем - в лес ходил.

С этим братцем - щи варил.

С этим братцем - кашу ел.

С этим братцем - песни пел!

Потешка народная, развивает моторику, слух, внимание, знакомит с пальчиками руки, с элементарным перечислением

выработка у детей способности сосредоточиться на короткое время, чтобы прослушать несколько строчек текста

включениедетей в игровое действие. Постепенно они приучаются слушать, пытаются повторить отдельные сочетания звуков

Воспитатель предлагает детям показать свои ручки, рассмотреть пальчики, при этом приговаривает: «Вот пальчик, вот еще пальчик».Воспитатель показывает детям пальцы на своей руке — все вместе и по одному. Затем предлагает послушать стишок. Воспитатель читает ритмично, напевно, выделяя интонационно вопрос и ответы, прикасаясь большим пальцем к каждому пальцу своей руки.В тексте потешки «Пальчик-мальчик» есть вопрос и ответы. Выделяя их голосом при чтении, воспитательница обогащает слуховые впечатления детей.

2

Читаем малышам. Заинька, попляши. Издательство Стрекоза, 2017 г.

Потешка развивает воображение, наглядно-образное мышление, координацию движений, слуховую и зрительную память, основы выступления на сцене с танцевально-игровым номером

вызвать желание слушать произведение, повторять за воспитателем стихотворные слова и фразы; повторять танцевальные движения; развивать воображение.

Большие мягкие игрушки зайчика и лисы, игрушечные морковки и маски зайчиков на каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

Чтение, показ, повторение детьми

3

Ладушки-ладушки. Стихи, песенки, потешки для малышей. Издательство Оникс, 2010 г. Художник Д.Вдовенко

Прибаутка- засыпалка «Ночь пришла» знакомит ребенка с природными ритмами, временем дня,  сопоставляет мир человека и мир животных

Умение слушать поэтическое произведение, понимание единства всего живого в мире

Чтение взрослым, ритмически выверенное, может сопровождаться массажем для ребенка

4

Еду-еду к бабе, к деду. Издательство Стрекоза, 2015 г. Художник Д.Вдовенко

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом... в яму!

Бух!

Учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия.Воспитатель вместе с малышом проговаривает потешку, при этом выполняет определенные действия и жесты, упоминающиеся в тексте

Устаревшие слова «лапоточек», «рытвина»

Знакомство с малым фольклорным произведением

поощрение попыток детей проговаривать слова потешки

воспитывать интерес к слову

Раскрыть содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя методические приёмы «обыгрывания действий.

Использование яркого реквизита:ленты, домик, персонажи кукольного театра – дед, баба, платок, поясок, деревянные ложки, картинки «Транспорт»

5

Сидит белка на тележке. Книжка-малышка. Издательство Умка, 2016 г.

 Сидит белка на тележке,

                            Продает она орешки

                            Лисичке – сестричке,

                            Воробью, синичке,

                            Мишке толстопятому,

                            Заиньке усатому.

                            Кому в платок,

                            Кому в зобок,

                            Кому в лапочку.

Учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия. Расширяет представление ребенка о диких животных и птицах. Воспитатель вместе с детьми проговаривает потешку, при этом выполняет определенные действия и жесты, упоминающиеся в тексте.

Слово «зобок» - широко растягивающиеся мышцы горла и верхнего отдела желудка

Формировать интерес к устному народному творчеству

развивать речь

воспитывать умение слушать

Чтение, загадывание загадки, физкультминутка, беседа

6

Чики-чики-чикалочки. Автор: Колпакова Наталья Павловна; Художник: Васнецов Юрий Алексеевич

Выходные данные: Л.: Детская литература, 1971.- 12 с.

Дополнительно: Русские народные песенки и потешки. Собрала и переработала Н.Колпакова.

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Формировать интерес к устному народному творчеству

развивать речь

воспитывать умение слушать

Чтение, загадывание загадки, физкультминутка, беседа

7

Азбука.Стихи,загадки,пословицы,поговорки/малышам. Издательство Самовар, 2009 г.

Дождик, дождик, пуще. Закличка. Представляет собой обращение к дождю. Силы природы издревле почитались как живые: к дождю обращаются как к живому существу. Существует два вида закличек дождя:

заклички на начало дождя и его усиление

заклички на прекращение дождя

учить соблюдать последовательность событий, сначала с опорой на картинки-подсказки

учить отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе

обогащать активный словарь детей

развивать внимание, память, воображение,  слуховое и зрительное восприятие.

игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, загадка,  рассказывание потешки с использованием мнемотехники (с опорой на картинки).

8

Колобок. Русская народная сказка. В обработке К.Д. Ушинского. Издательство Стрекоза, 2015 г.

Художественное своеобразие произведения:

Композиция:

Присказка ("Жил-был старик со старухой"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Испеки мне, старая, колобок»), завязка ("Надоело колобку лежать, он и покатился с окна"), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, повторяющихся в действиях, только меняются персонажи. И только четвертый эпизод меняет концовку и лиса съедает главного героя.

Приёмы:

Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «заяц:— Колобок, колобок, я тебя съем!!»; 2 « Славная песенка! — сказала лиса!»

Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Надоело колобку лежать», «колобок запел»

Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: амбар, сусечки, завалинка.

Используются повторы: «Я колобок, колобок1 По амбару метен!.

Вывод. Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят старшие. Не убегать из дома и не доверять малознакомым.

Сказка учит ребенка:

- оценивать поступки и действия героев;

- постигать мир человеческих взаимоотношений.

Прослушивание сказки развивает:

- память;

- слуховое внимание;

- речь

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа по прочитанному

9

Волк и козлята. Обработка А.Н.Толстого. Книжка малышка, 1970 г.

Присказка ("Жила-была коза с козлятками"), экспозиция ("Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную»), завязка ("Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом: – Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, Отворитеся, Ваша мать пришла, Молока принесла"), развитие действия («козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет: – Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла – молока принесла; Бежит молоко по вымечку, Из вымечка по копытечку, Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать»), («Волк подслушал, как поет коза»), («Слышим, слышим – да не матушкин это голосок!»), («Кузнец ему горло перековал»), («волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом») , («Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке»), кульминация(«Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку: – Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму»), развязка («брюхо распоролось и оттуда козлята выпрыгнули невредимы»).

Приёмы:

Антропоморфизм (очеловечивание), например, 1. «козлятки запрут избушку»; 2 « коза запоет», 3 «Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать», 4 «села она на лавку – начала горевать, горько плакать»

Используются повторы: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла – молока принесла; Бежит молоко по вымечку, Из вымечка по копытечку, Из копытечка во сыру землю!»

Устойчивые определения «траву шелковую, пить воду студеную»

Вывод. Через эту сказку можно обучать детей правильному поведению, если остались дома одни. Не доверять незнакомым, даже если они или их голос похож на близкого человека.

- закрепить знания детей о русской народной сказке;

- учить детей слушать художественное произведение, эмоционально воспринимать содержание; составлять рассказ последовательно по сюжетным картинкам;

формировать умение передавать мимикой и голосом песенку козы и волка; расширять словарный запас- умение сопереживать героям, разделять их чувства;

- закрепить знания детей о правиле поведения дома при отсутствии взрослых – никому не открывать дверь.

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа по прочитанному (Студент записывает вопросы для беседы)

10

Кот, петух и лиса: Русская народная сказка в обработке Боголюбской М. ИздательствоСтрекоза-Пресс, 2002 г. Художник Лопатина Е.Б.

Ситуации постоянно повторяются. Это говорит о том, что сказка построена просто. Действие разворачивается стремительно. Развязка наступает быстро

Кот – верный друг, надежный и смелый. Сразу приходит на помощь. Не теряется в трудной ситуации. Придумывает, как вызволить друга. Как старательно он наставляет своего друга не верить песенкам лисы. Для кота подходит пословица: «Друзья познаются в беде».

Лиса – плутовка и обманщица. Она поет песенки и лживо приговаривает, что только хочет познакомить петушка со своим житьем, а совсем не собирается его съедать. Сообразительность героини сочетается с лживостью и обманом. Не лишена семьи, две дочери у нее: Чучелка и Подчучелка. Но не бережет их. Про нее можно вспомнить пословицу: «Каков гость, таково и угощение».

Петух – простой и очень доверчивый. Он слышит наставления  умницы-кота, но верит каждый раз уловкам лисы. И в очередной раз не извлекает никакого поучительного момента. Пословица для этого героя: «Семь раз отмерь, один отрежь»

Используется потешка («Петушок, петушок,Золотой гребешок,Выгляни в окошко —Дам тебе горошку»)

Троекратность действий, каждый раз лиса всё дальше уносит петушка.

Антропоморфизмы («Кот рано утром вставал», «петушок всё в избушке приберёт», «захотелось ей петушиного мяса попробовать», «Петушок испугался», «лиса запела», «Петя, какой ты гордый стал?», «Пошёл кот вначале на базар, купил там себе сапоги»

Знакомство с русским фольклором

-вдумчивое слушание

-беседа о героях, их характерах и поступках-

-развитие внимания, воспроизведения последовательности событий

Чтение, беседа по прочитанному, инсценировка с использованием реквизита

11

Гуси-лебеди. Русские народные сказки. Издательство Эксмо, 2015 г. Художник А. Басюбина

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» заключается в том, что ближе и ценнее семьи для человека ничего нет. Любовь к самым близким, ответственное отношение к их жизни и здоровью — эта тема сюжетной линией проходит через всё произведение. Сказка учит ребенка быть находчивым и смелым, не сдаваться в трудном случае. Сестрица допустила оплошность, забыла про обязанности, но случилась беда и она приложила все усилия, чтобы решить проблему и достигла цели, вернув братца в семью.

В сказке прослеживается тема отзывчивости и благодарности. Когда волшебные персонажи предлагали дары свои,  девочка резко отказывала и в результате не получала никакой поддержки. Но когда на обратном пути сестрица всё-таки откликнулась на приглашение, помощь тут же ей была оказана. Это учит быть открытым и благодарным, доброе слово зачтется и помощь придет.

Зачин: «Жилистаричок со старушкою..», и экспозиция (« Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора»), завязка («Налетели гуси-лебеди»), кульминация («Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла»), развязка («А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.»)

Динамично развивается действие.

Знакомство с русским фольклором

-вдумчивое слушание

-беседа о героях, их характерах и поступках-

-развитие внимания, воспроизведения последовательности событий

Чтение, беседа по прочитанному, инсценировка с использованием реквизита

12

Снегурушка и лиса. Русская народная сказка в обработке А. Толстого. Издательство Детская литература, 2015 г. Художник М. Беляева.

Простой и понятный сюжет сказки «Снегурушка и Лиса»,  содержит очень ценные и совсем «не сказочные» советы, как должно поступать в трудную минуту. В малознакомых местах, в общении с посторонними людьми нужно проявлять бдительность. В сложной обстановке нет места панике, обязательно сосредоточиться и решать задачи. Чему учит сказка Снегурушка и Лиса? Сказка учит осмотрительности и рассудительности.

Подходят пословицы «В ворота осмотрительного беда не войдет, «Смотри на опасность глазами смелости и будешь в целости».

Зачин: «Жили-были старик со старухой», экспозиция («Собрались подружки в лес по ягоды и пришли звать с собой Снегурушку»), завязка («Снегурушка и отстала»),  кульминация («Слезай вниз, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!»), развязка («Это я, лисица, внучку вашу привезла!»)

Воспитательные:

-формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого

-вовлекать в совместные виды деятельности;

- вырабатывать навыки ответа на вопросы

-уметь слушать ответ другого ребенка.

Обучающие:

- расширение словарного запаса

-введение в  активный словарь антонимов (маленький — большой, громко — тихо).

Развивающие:

- развитие зрительного и слухового внимания

- отгадывание загадок

Чтение, беседа по прочитанному, инсценировка с использованием реквизита

13

Бычок черный бочок, черные копытца. Русская народная сказка в обработке М.Булатова. Художник А.Н.Максимов

Простой и понятный сюжет сказки «Бычок черный бочок, черные копытца»,  содержит очень ценные и совсем «не сказочные» советы, как должно поступать в трудную минуту. В малознакомых местах, в общении с посторонними людьми нужно проявлять бдительность. В сложной обстановке нет места панике, обязательно сосредоточиться и решать задачи. Сказка учит осмотрительности и рассудительности.

Зачин: «Жили-были муж да жена, и была у них дочка», экспозиция («Ступайте, только не потеряйте ее в лесу: она у нас маленькая - заблудится, одна дороги домой не найдет»), завязка («Разбрелись да и потеряли Нюрочку-девчурочку.»),  кульминация («Вот Нюрочка-девчурочка уселась на бычка и ухватилась за его рожки»), развязка («Выходите скорее: я вашу Нюрочку-девчурочку от бабы-яги привез»)

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушатьпроизведение

развивать эмоциональнуюэмпатию

размышлять над характерами персонажей.

Работа с прилагательными, пополнение и обогащение словарного запаса.

воспитание  интереса и любви к сказкам

Чтение, загадывание загадки, физкультминутка, беседа

14

У страха глаза велики. Русская народная сказка в обработке М.Серовой. Издательство Оникс, 2010 г.

Суть произведения в том, что страх – неважный помощник в неожиданных ситуациях. Воображение под воздействием страха начинает придумывать то, чего нет и в помине. Сказка учит не поддаваться панике и сохранять спокойствие в неожиданной обстановке.

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Работа с определениями, пополнение и обогащение словарного запаса.

воспитание  интереса и любви к сказкам

Чтение, загадывание загадки, физкультминутка, беседа

15

Плывет, плывет кораблик. Издательство Аст, 2015 г.

Художник В. Конашевич

Смешная песенка об отважном капитане утка, который ведет корабль с леденцами. Ритм напоминает считалочку.

Развивать интерес к фольклору другой страны

Умение слушать поэтический текст

Ритмическое развитие слуха и воображения

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа по прочитанному

16

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. -

М.: Художественная литература, 1969. С. 221.

Что за грохот, что за стук?

Сел комар в лесу на сук.

Треснул сук под комаром -

Вот откуда стук и гром!

Шуточное мини-стихотворение латышское народное, гипербола («треснул сук под комаром»)

Развивать интерес к фольклору другой страны

Умение слушать поэтический текст

Ритмическое развитие слуха и воображения

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

17

Токмакова И. Поиграем. Стихи. Издательство Эксмо, 2007 г.

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка.

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

Шотландская народная песенка, обыгрывается вариант продажи вредной девочки, а не овощей. Что-то наподобие воспитательного момента, чтобы успокоить непослушного ребенка

Развивать интерес к фольклору другой страны

Умение слушать поэтический текст

Ритмическое развитие слуха и воображения

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

18

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. -

М.: Художественная литература, 1969. С. 224.

Муравьишко в чаще

Дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья!

Коли нет ему подмоги,

Муравей протянет ноги.

Шуточное стихотворение-гипербола

Развивать интерес к фольклору другой страны

Умение слушать поэтический текст

Ритмическое развитие слуха и воображения

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

19

Два жадных медвежонка. Перевод с венгерского            А. Краснова и В. Важдаева

Венгерская народная сказка. Два медвежонка ссорятся из-за сыра, кому больше достанется. «На помощь» им пришла лиса. Она говорила, что сделает все по-честному, поделит поровну. Но в самом процессе то один кусок оказывался больше, то другой. И лисица раз за разом  откусывала и откусывала сыр, пока он почти не кончился.

Основная мысль заключается в том, что нужно больше доверять близким людям и ни в коем случае не быть жадным. Потому что потерять можно, а щедрый и добрый будет богаче. Если бы герои поделили сыр сами, они бы оба были сыты. А в итоге остались ни с чем, из-за своей глупости и упрямства.

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать эмоциональую эмпатию

размышлять над характерами персонажей.

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа по прочитанному

20

Упрямые козы. Узбекская сказка

Из названия ясно, что главное качество, которое в сказке представлено – это упрямство. Когда люди не могут из-за своей гордыни уступить., то оказываются зачастую в нелепой ситуации, как две козы из разных селений, не желающие друг другу  уступить дорогу и провалившиеся в яму. В итоге вернулись домой грязные и мокрые.

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать эмоциональую эмпатию

размышлять над характерами персонажей.

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа по прочитанному

21

Храбрец-молодец. В переводе Л. Грибовой

Болгарская сказка. Говорит о смекалке и храбрости петуха, не поддавшегося на льстивые уговоры лисы спуститься с шеста к ней. В итоге лиса убежала, а петух спас себя и свою семью.

Учит умению находить выход из сложной ситуации, не верить на слово чужим людям, доверять внутреннему чутью и уму

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать эмоциональую эмпатию

размышлять над характерами персонажей.

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа по прочитанному

22

Петух и Лиса. Перевод М.Клягиной

Шотландская народная сказка об уме, смекалке и тщеславии. Лиса на сей раз поверила льстивым речам петуха о ее умении убегать с добычей и она разжала зубы, петух был на свободе, а лиса осталась ни с чем.

Учит доверять своим знаниям и представлениям о себе, не гордиться своими умениями, не доверять льстивым речам, можно проиграть в ситуации и оказаться в глупом положении

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать эмоциональую эмпатию

размышлять над характерами персонажей.

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа по прочитанному (Студент записывает вопросы для беседы)

23

Свинья и коршун. Сказки народов Мозамбика. Перевод с португальского Ю.Чубкова

Сказка об иллюзорных мечтах, обладании тем, что не заложено природой и невозможно. Свинья мечтала иметь крылья как у коршуна и парить в небе. Но слишком близко приблизилась к солнцу, и искусственные перья стали осыпаться, и свинья в итоге упала и ударилась, отчего расплющился ее нос. С тех пор у свиней сплющенные пятачки.

Учит, что не надо рваться туда, где вам не место, мечтать о том, что в принципе невозможно. В жизни столько интересного и увлекательного, нужно развивать свои лучшие качества и умения.

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать эмоциональую эмпатию

размышлять над характерами персонажей.

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа по прочитанному (Студент записывает вопросы для беседы)

24

К. Бальмонт. Осень. Стихотворение

Автор представляет нам осень как живое существо, печальное, трогательное, умеющее чувствовать

Антропоморфизмы («Солнце реже смеется» ,

«Скоро Осень проснется/ И заплачет спросонья»

Умение слушать поэтическое произведение

Развивать слуховую память

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Анализировать выразительные средства

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

25

А.Блок. Зайчик. Стихотворение

Трогательное произведение о маленьком герое, который всего боится и хочет, чтобы было тепло и безопасно. О временах года, осени – закате яркой природы, увядании и грусти

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать эмоциональую эмпатию

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

26

А. Кольцов. Дуют ветры. Песня

Произведение об одиночестве души без близкого сердца. Автор соотносит непогоду в природе и грусть и отчаяние в душе человека. О единстве всего живого в мире.

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

развивать эмоциональую эмпатию

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

27

А.Плещеев. Осень

Автор в красках рассказывает нам в стихотворном изложении об осени, увядании и засыпании природы, грустное лирическоре произведение о перемене времен года, о движении неизменном по циклам своим

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

развивать эмоциональую эмпатию

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

28

А. Майков. Весна. Стихотворение

Призывный клич, призывающий зиму покинуть свои владения перед неминуемым приходом благоухающей поры цветения и оживания природы - весны

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

развивать эмоциональую эмпатию

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

3. провести сравнение времен года, викторина, кроссворд

29

А.С Пушкин. Колыбельная

Лирическое произведение о воинах. Отец воюет, младенец пока спит, растет. Мать убаюкивает дитя, рассказывая ему о пути воина и его самом будущем. Сердце матери заранее сжимается от боли и переживаний, но она понимает, какова жизнь мальчика в ее народе. Смиренно готовит она себя и сына к его взрослой жизни

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

развивать эмоциональую эмпатию

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

30

А.С.Пушкин. Ветер, ветер, ты могуч… (отрывок из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»)

Стихотворный отрывок из сказки, представляющий диалог человека и стихии природы-ветра, автор наделяет природное явление человеческими характеристиками, не умаляя его мощи природной

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

31

С.Черный. Приставалка. Стихотворение

Шуточное произведение о неугомонном любопытном малыше. Представлена автором детская природа непосредственности и неподдельного любопытства.

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.заучивание наизусть

32

С.Маршак. Зоосад. Стихотворение

Представлен автором взгляд животных о своем житье-бытье в зоопарке. Люди не видят другую сторону жизни животных, сложно им представить, каково зверям, после того как на них весь день смотрят, оставаться одним

Воспитывает любовь к природе, живым существам

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать эмоциональую эмпатию

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о животных, об отношении человека к природе

33

С. Маршак. Страусенок. Стихотворение

Шуточное стихотворение о страусе маленьком, его повадках и особенностях характера и поведения. Рассказ вкладывается в уста страусенка, главного героя, он наделяется антропоморфическими характеристиками, очеловечивается автором. Многие маленькие дети сначала топают ножкой, пытаясь привлечь внимание и доказывая свою самостоятельность в жизни, а чуть что убегают к маме и прячутся за ее спиной

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Внимание к природе, интерес

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о животных, их повадках, образе жизни

34

С. Маршак. Верблюд. Стихотворение.

Шуточное произведение о «нелегкой» жизни верблюда в зоопарке. Так и дети считают, что им дают непосильные задачи, дела их родители, а на самом деле – это очень даже легко выполнить, главное было бы желание

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о животных, их повадках, образе жизни

35

С.Маршак. Сказка об умном мышонке.

Шуточное произведение об умном смышленом маленьком зверьке, который в одиночку преодолел столько препятствий на пути к дому, благодаря своей смекалке и храбрости.

Учит верить в свои силы, быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, на ходу придумывать пути выхода из затруднительного положения

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать эмоциональую эмпатию

развивать личностные качества

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о храбрости, смекалке, сообразительности

36

К.Чуковский. Краденое солнце. Стихотворение

Стихотворение-сказка об украденном солнце, крокодил проглотил светило и оставил живой мир без света и тепла и обратились звери к сильному и могучему медведю. И защитил богатырь землю родную, победил врага и вернул свет в мир

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

развивать эмоциональую эмпатию

развивать личностные качества

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о физическом развитии, важности быть сильным и здоровым

37

К. Чуковский. Мойдодыр.

Произведение красочное, наглядно представляющее глазам детей варианты ситуации, если не следить за своей чистотой

Прививает элементарные гигиенические навыки, к порядку в комнате и в своих вещах, к тому, что нужно беречь труд мамы, помогать следить за своими вещами

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Развивать навыки самостоятельного обслуживания

Гигиенические нормы

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о гигиене, распорядке дня, уборке в комнате, помощи по дому

38

К. Чуковский. Ежики смеются. Стихотворение

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать:

«Эй вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы».

Представление о ежах, шуточный рассказик о том, что булавки не нужно и так колючим животным

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Развивать навыки самостоятельного обслуживания

Знакомство с миром животных

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о ежах, их внешнем виде и повадках

39

К. Ушинский Петушок с семьей. Сказка

Рассказывает в сказочной форме автор об устройстве семьи, как распределены роли внутри ячейки общества на примере мира животных. Дает представление и понимание, чтобы жить в мире, не надо ссориться, слушать старших, показан авторитет главы семейства

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

находить взаимосвязь между миром животных и людей

развивать представление о семье

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о семье, о ролях членов семьи

40

Т. Александрова. Медвежонок Бурик. Сказка

Автор показывает путь становления малыша, его первое знакомство с окружающим миром, с едой. Природой, временами года. Маленький медвежонок еще почти ничего не знает, он только вступил в этот мир, ему всё очень интересно, он не знает пока какой он, добрый или нет, но знает, что мама и его сестра- добрые. Первая зима в его жизни приходит и наступает время глубокого сна. А проснется медвежонок уже совсем большим и природа вокруг обновится.

Учит радоваться этому миру и этой жизни, с жадным любопытством впитывать знания о мире, пробовать разные блюда, но осторожно. И следовать своей природе

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

находить взаимосвязь между миром животных и людей

понимание текучести жизни, переменам, росту

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о возрасте, познаниях о себе и своей семье

41

Б.Житков. Как слон купался. Рассказ

Заметки, воспоминания маленького мальчика об увиденном в зоопарке. Впервые он видел, как слон купается и что слоны-папы и слоны-мамы отличаются. Посетители зоопарка сравнили, что и у людей-мам нет усов, в отличие от людей-пап

Автор проводит параллель , соединяя мир животных и людей. Рассказывает о представлениях маленького человека об этом мире.

Учит не останавливаться в познании ведь мир так увлекателен и огромен

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

находить взаимосвязь между миром животных и людей

важности обучения

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о слонах, поведении, жизни

42

М. Зощенко. Умная птичка. Рассказ

Рассказ о вторжении человека в хрупкий мир птиц и смекалке мамы-птички, защитившей птенцов, уведя от гнезда мальчика. Но и мальчик оказался добрым, всё понял и не стал специально искать птиц, чтобы забрать малыша домой

Учит бережному отношению к природе, всё должно находиться в предназначенном тому месте. Не нужно нарушать законов мира

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

находить взаимосвязь между миром животных и людей

бережно относиться к птицам

1.Выразительное чтение воспитателем.

2.Беседа о птицах

3. Беседа о семье, о защите близких от беды

43

Л. Воронкова. Снег идет. Рассказ

Рассказ от лица девочки, ее впечатления и ощущения от наступающей зимы, неподдельное любопытство ко всему живому. Героиня находит общий язык и с человеком, и с животным и интересуется природой, сравнивает снежинки в воздухе и на ладони

Учит быть открытым знаниям, общению, любить людей и природу, в самом сером дне можно увидеть много прекрасного, замереть на мгновение и поймать снежинку, похожую на пух, а в ладони превращающуюся в звезду

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать внимание, память на детали

бережно относиться к природе

познавать окружающий мир

1.Выразительное чтение воспитателем

2.Беседа о временах года

44

Ю. Дмитриев. Синий шалашик. Сказка

История про маленького мушонка, который только узнает мир. Малыша приютил славный синий шалашик, оказавшийся колокольчиком. В природе всё помогает друг другу. Так и людям надо приходить на помощь маленьким, незащищенным

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать внимание, память на детали

бережно относиться к природе

познавать окружающий мир

1.Выразительное чтение воспитателем

2.Беседа о временах года

3. О поведении в лесу

45

С. Прокофьева. Когда можно плакать. Сказка

Девочка часто плакала, а это мешало окружающим животным. И они просили девочку не плакать. Она возмутилась, а когда же ей можно плакать. На это соловей сказал, ты уже большая и плакать не нужно

Сказка о взрослении, о новых эмоциях и способах поведения

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развивать внимание, запоминать последовательность событий

1.Выразительное чтение воспитателем

2.Беседа об эмоциях, поведении

46

А. Милн. Три лисички. Стихотворение. Перевод Н. Слепаковой

Шуточное стихотворение-считалка о трех лисичках, у которых нет привычных для человека вещей, но это не делает их жизнь менее веселой и интересной. Правда одеваться в прохладную погоду лисичкам не нужно, а вот детям да.

Повторение числа «три»

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Понимать разницу между шуткой и правдой

1.Выразительное чтение воспитателем

2.Беседа о мире животных и людей, о том, что не все, что делают звери, должен делать человек

47

Ч. Янчарский. Игры. Перевод с польского В. Приходько

Небольшой рассказ о детских играх в дождливую погоду и на улице после дождя, о детской доверчивости, любви к сладостям, дружбе

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

воспитывать отношение к дружбе

развивать знания об играх на улице и дома

1.Выразительное чтение воспитателем

2.Беседа о дружбе

48

Б.Поттер. Ухти-тухти. Сказка. Перевод с английского О.Образцовой

Милая сказка о маленькой девочке-потеряшке, котораявсё время теряет свои вещи. Однажды попадаетв волшебный мир маленьких зверят и знакомится с лесной прачкей Ухти-тухти, которая возвращает Люси потерянные платочки и фартук. Но, скорее всего это всего лишь сон и на самом деле платочки выстирала мама девочки.

Сказка о милых детских фантазиях и как важно не потерять веру в чудеса

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

воспитывать любовь к чтению

знакомить с произведениями зарубежных авторов

1.Выразительное чтение воспитателем

2.Беседа о порядке, о помощи маме

49

Й. Чапек. Кукла Яринка. Сказка. Перевод с чешского Г.Лукина

Сказка про песика, кошечку и брошенную куклу. Песик и кошечка спасли оставленную под дождем куклу, подружились и стали жить втроем

Учит бережному отношению к вещам, игрушкам

способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

воспитывать любовь к порядку

учить бережному отношению к вещам

1.Выразительное чтение воспитателем

2.Беседа о порядке, об отношении к игрушкам и личным вещам

Произведения для старшей группы

№/п.п

Анализ произведения (книги)

Педагогическая ценность произведения

Формы работы с произведением (книгой) в ДОО

1

Как на тоненький ледок. Русская народная песня.

Небольшая народная песенка о зиме и о Ванечке,молодце на коне, упавшем, к которому подбежали подружки

Рефреном звучат повторяющиеся две строки в каждом куплете «Эх,зимушка-зима, /Зима снежная была!» Это задает ритмический строй произведения

Продолжение освоение пласта народной культуры

Развитие художественно-образного мышления

Формирование  способности сосредоточиться на короткое время, чтобы прослушать  текста

Развитие слуховой памяти

Прослушивание музыкальной композиции

Танцевальные элементы вводятся

2

Уж я колышки тешу. Русская народная песня.

Ритмически выверенное народное произведение, потешка своего рода

Развивает наглядно-образное мышление ребенка, слуховое восприятие стихотворного текста

Продолжение освоение пласта народной культуры

Развитие художественно-образного мышления

Формирование  способности сосредоточиться на короткое время, чтобы прослушать  текста

Развитие слуховой памяти

Прослушивание музыкальной композиции

Танцевальные элементы вводятся

3

По дубочку постучишь -вылетает сизый чиж! Русская народная песня.

У чижа, у чижика

хохолочек рыженький.

Чижик по полю летал,

правой ножкой всё махал.

Чиж, чиж, не зевай - себе пару выбирай!!!

По дубочку постучишь -

вылетает сизый чиж!

У чижа, у чижика

хохолочек рыженький.

Чижик по полю летал,

правой ножкой всё махал.

Чиж, чиж, не зевай - себе пару выбирай!!!У чижа, у чижика

хохолочек рыженький.

Чижик по полю летал,

правой ножкой всё махал.

Чиж, чиж, не зевай - себе пару выбирай!!!

Хороводная игра

Продолжение освоение пласта народной культуры

Развитие художественно-образного мышления

Формирование  способности сосредоточиться на короткое время, чтобы прослушать  текста

Развитие слуховой памяти

Прослушивание музыкальной композиции

Хоровод

4

Лиса и кувшин. Русская народная сказка.

Рассказывает о любопытной лисе, искавшей, чем бы поживиться и залезшей головой в кувшин с молоком, да так и оставшейся в кувшине

Поучительный момент произведения с печальной концовкой – не бери чужое, буквально «не суй голову туда, куда не надо»

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями

Анализ действий персонажа

Воспитание этических норм и правил

Чтение педагогом

Анализ действий персонажа

Беседа о поведении, поступках

5

Крылатый, мохнатый да масленый. Сказка

Произведение про трех друзей воробья, мышонка да блина. Каждый выполнял свою работу по хозяйству. Да вдруг заронилась мысль у воробья, что он больше других приносит для пользы их житья, и поменялись они делами своими, но не складывалось, еле живы остались после приключений таких. Вернули всё на прежний лад и продолжили славное житье-бытье

Учит тому, что заниматься надо своим делом, что не умеешь- не делать, жить дружно, не завидовать другому, его жизни – не знаешь потому что каково ему.

Антропоморфизмы («мышонок дрова рубил», «блин кашу варил», «воробей вернется сядет на лавку отдыхать», «мышь на стол накрывает», «призадумался воробей»)

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями

Анализ действий персонажа

Развитие памяти на основе пересказа сюжетных линий

Воспитание этических норм и правил

1.Чтение педагогом

2.Пересказ

3.Инсценирование

6

Рифмы. Авторизованный пересказ Б.Шергина

Шуточный рассказ о Шише, который решил прокатиться, да заигрался с мужиком, и пришлось с телеги слезть.

В тексте используются русские народные потешки

«Я твоего Козьму за бороду возьму», «Твой дедушка Иван Посадил кошку в карман. Кошка плачет и рыдает Твоего дедушку ругает», «Если ты Федя, То поймай в лесу медведя, На медведе поезжай, А с моей лошади слезай!»

Шуточные стишки имеют негативный окрас, героям не понравилось, когда в отношении них звучали такие строки

Учит тому, что если хочешь общаться и спокойно добраться до пути следования, думай что можно сказать , а что нет, чтобы не обидеть перевозящего тебя, помогающего тебе в твоем деле, а то останешься ни с чем

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями

Анализ действий персонажа

Развитие памяти на основе пересказа сюжетных линий

Воспитание этических норм и правил

1.Чтение педагогом

2. сочинение потешек шуточных детьми

7

Финист ясный сокол. Сказка

Традиционный сюжет про отца и трех дочерей, младшая – хорошая, а старшие две сестрицы – жадные нерадивые

Зачин: «Жил да был крестьянин», и экспозиция «Поехал отец на базар и спрашивает дочек:— Что вам, дочки, купить, чем порадовать?»), завязка («Купи мне, батюшка, перышко Финиста — ясна сокола»),  кульминация («Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал»), развязка («Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.»)

Чтобы быть счастливой, надо приложить усилия немалые. Будешь доброй и отзывчивой, силы волшебные помогут тебе. Любовь побеждает все преграды. Названо произведение не в честь главной героини, а в честь героя, ее возлюбленного

Финист-ясный сокол олицетворяет собой чистую любовь, с легкостью проходящую через любые преграды.

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями

Анализ действий персонажа

Развитие памяти на основе пересказа сюжетных линий

Воспитание этических норм и правил

Развитие любви к слову литературному

Развитие художественно-эстетического вкуса

1.Чтение педагогом

2. Беседа о поступках в жизни, о дружбе и любви

8

Гречку мыли. Народная потешка. Перевод с литовского Ю.Григорьева

Шуточное произведение про нерадивую мышь, отправившуюся далеко, хотя цель ее рядом была

Учит, что надо думать, не спешить с действиями

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями других стран

Развивать восприятие ритмического строя стихотворного произведения

Анализ действий персонажа

Формирование нравственно-эстетических норм

1.Чтение педагогом

2.заучивание наизусть

3. обсуждение

9

Счастливого пути. Голландская народная песня. Перевод И. Токмаковой

Песня об испытаниях и нелегкой жизни, но с неизменным пожеланием всем героям «Счастливого пути!»

Итак, важно в жизни произносить добрые слова, пожелания здоровья, хорошего пути

Учит ребенка быть вежливым, приятным в общении, не скупиться на добрые слова и пожелания

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями других стран

Развивать восприятие ритмического строя стихотворного произведения

Анализ действий персонажа

Формирование нравственно-эстетических норм

1.Чтение педагогом

2.заучивание наизусть

3. обсуждение

10

Друг за дружкой. Народная песня. Обработка с таджикского языка Н.Гребневой

Стая журавлей сравнивается с веревкой длинной

Представляет ребенку литературу другой страны, переводчик передает смысл задуманного автором

Развивает мышление, воображение ребенка, слуховую память

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями других стран

Развивать восприятие ритмического строя стихотворного произведения

1.Прослушивание композиции

2.заучивание наизусть

11

Кукушка. Ненецкая народная сказка. Обработка К.Шаврова

Поучительная история-быль о капризных детях, которые только осебе заботились, мать не уважали, не помогали ей. И обернулась мать однажды кукушкой, и улетела от детей своих невоспитанных. Долго бежали они за ней. Пытались вернуть, ноги в кровь избили, да так и не смогли ничего поделать. С тех давних пор кукушка не вьет гнезда, не воспитывает птенцов своих, а по тундре красный мох стелется.

Учит произведение тому, что надо жить дружно, помогать в семье друг другу, не только о своих желаниях думать, иначе лишиться можно самого любимого, надежды и опоры

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями северных народов России

Развивать восприятие ритмического строя стихотворного произведения

Анализ действий персонажа

Формирование нравственно-эстетических норм

1.Чтение педагогом

3. обсуждение

12

Чудесные истории про зайца по имени Лек. Сказки народов западной Африки. Перевод О. Кустовой и В. Андреева

Истории про сообразительного любознательного зайца Лека, который отправляется в путешествие, чтобы доказать себе в первую очередь, что он достоин называться самым умным среди зверей. Заяц встречает на пути разных обитателей природы, которые делятся своим опытом, мудростью, но молодой Лек не хочет воспринимать наставления.

Загадки включены в текст «Часто её на дороге встречают,

    Но никогда не поднимают», «Кто непрестанно ткет

И никогда не устаёт?»

По ходу произведения заяц приобретает привычные нашему взгляду формы с длинными ушами и коротким хвостом, благодаря своим приключениям и всезнайству.

Сказка рассказывает о том, как живут звери в саванне, какой мудростью обладают. Герой, чтобы повзрослеть и действительно стать умным, проходит нелегкие жизненные уроки.

Так и в жизни ребенка ждет много испытаний, важно пройти их с открытым сердцем, добром к другим и тягой к познанию тайн мира: «Я понял: только дорога даёт знания, только путешествия открывают мир», -говорит главный герой.

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями других стран

Развивать восприятие ритмического строя стихотворного произведения

Анализ действий персонажа

Формирование нравственно-эстетических норм

1.Чтение педагогом

3. обсуждение

3. инсценирование

13

Три золотых волоска деда Всеведа. Сказка. Перевод с чешского языка Н. Аросьевой.

Сказка о добре и зле, о волшебных силах, стоящих на страже счастья и благополучия. Есть отрицательный персонаж, как во всякой сказке, антагонист уравновешивает добрые силы.

Сказка дает понять, что за счастье надо побороться, волшебные силы помогут тебе, если и ты будешь отзывчивым и добрым.

Волшебное число «три» включено в название и повествование.

Учит верить в добро и светлые силы, не отчаиваться, идти по жизни с улыбкой, не забывать близких, помогать нуждающихся, достойная награда ждет тебя.

Продолжение знакомства с фольклорными произведениями других стран

Развивать восприятие ритмического строя стихотворного произведения

Анализ действий персонажа

Формирование нравственно-эстетических норм

1.Чтение педагогом

3. обсуждение

14

И.А. Бунин. Первый снег. Стихотворение

Произведение о природе, о зиме

Развивает речь, слуховую память, воображение, наглядно-образное мышление

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

вслушиваться в ритмические особенности стиха

развивать эмоциональую эмпатию

1.Чтение воспитателем

2. Заучивание наизусть

15

М. Цветаева. У кроватки. Стихотворение.

Произведение на мотив колыбельной, которую поет мама своему малышу, волшебные персонажи нескладушки вплетаются в стих

Развивает речь, слуховую память, воображение, наглядно-образное мышление

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Различать народное и литературное произведение

1.Чтение воспитателем

2. Заучивание наизусть

16

С.Маршак. Пудель

Цикл шуточных стихотворений о старушке и псе

Развивает речь, слуховую память, воображение, наглядно-образное мышление

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

1.Чтение воспитателем

2. развитие сюжета в придуманных детьми строчках

17

И. Никитин. Встреча зимы. Стихотворение

Произведение о зиме с сильной патриотической основой, в повествовании об изменениях в природе с приходом холодов автор вплетает размышления о русском народе, о его долготерпении, характере стойком, организме выносливом. С любовью и уважением к своей стране и народу автор создал это произведение

Развивает патриотические чувства, любовь к родному краю, русскому народу, гордость за свою страну, природу, людей

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Способствовать развитию патриотического чувства

1.Чтение воспитателем

2. размышления о нашей родине, о людях

18

С. Черный. Волк. Стихотворение

Произведение о зиме, зимних забавах и о том, что люди приняли знакомого пса за зверя лесного. Концовка шуточная

Развивает речь, слуховую память, воображение, наглядно-образное мышление

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Развивать наглядно-образное мышление

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о зимних играх

19

В. Левин. Сундук. Стихотворение

Шуточное произведение об излишнем любопытстве и упрямстве. В результате каждый из героев проигрывает и остается на месте, жизнь останавливается.

Учит автор, что не надо лезть туда, где вас не ждут, нужно быть тактичным и спросить прежде, чем брать не свое, интересоваться чужими вещами

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Развивать наглядно-образное мышление

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о поведении

20

М.Яснов Мирная считалка. Стихотворение

Игра слов представлена автором в форме считалки.

Развивает речь, слуховую память, воображение, наглядно-образное мышление

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Развивать наглядно-образное мышление

Развитие словарного запаса

1.Чтение воспитателем

2. заучивание наизусть

21

В. Дмитриева. Малыш и Жучка. Рассказ

Цикл рассказов о дружбе деревенского мальчика и собаки. Собака не была красивой и породистой, но нравилась Малышу. Это говорит о том, что друзей не по одежке выбирать надо, а по поступкам, по отношению к дружбе.

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

развитие нравственно-эстетических качеств

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о дружбе

22

Л.Н. Толстой. Прыжок. Рассказ

Произведение о бесшабашном поступке сына капитана, который мог трагически закончиться. Учит автор тому, что думать надо прежде действия. Пытаясь другим что-то доказать, можешь пострадать. Храбрость и удаль нужны в определенный момент.

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

развитие нравственно-эстетических качеств

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о поступке героя

23

Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Рассказ

Произведение о дружбе двух совершенно разных животных. Преданном отношении друг к другу. Людям надо учиться таким отношениям

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

развитие нравственно-эстетических качеств

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о дружбе

24

Б. Алмазов. Горбушка. Рассказ

Произведение о детских шалостях и брошенной от обиды в капризного мальчика горбушки хлеба. Уже дома наказанный мальчик узнает от отца о важности хлеба в жизни человека, как тяжело было с питанием в период войны, с каким трудом хлеб доставался и как радовались люди маленькой его краюшке, когда больше есть было нечего. Важно понимать значение вещей, еды в жизни, ценить труд людей, которые создают для нас казалось бы обыденные вещи

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

развитие нравственно-эстетических качеств

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о поведении, о труде, о производстве хлеба

25

К.Драгунский. Сверху вниз, наискосок. Рассказ

Произведение о детских шалостях, любопытстве. Ребята увидели оставленную малярами краску, и захотелось им очень что-нибудь покрасить. Девочку раскрасили с ног до головы и сравнили с индейцем, досталось и сушившемуся белью и управдому. Маляры с юмором отнеслись к ситуации и пригласили главного «художника» к себе в бригаду, когда подрастет.

Учит тому, что надо думать, что ты собираешься делать, понимать последствия, играть в знакомые и безопасные игры

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

понимание поступков героев

развитие нравственно-эстетических качеств

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о труде, поведении

26

Т. Александрова. Приключения домовенка Кузьки. Сказка

Произведение о странном существе домовенке Кузьке, его дружбе с девочкой, приключениях в лесу. Самое ценное в мире –это дружба, хорошее отношение друг к другу, взаимовыручка. Нужно учиться жить так, чтобы находить друзей и чтобы друзья находили тебя

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

понимание поступков героев

развитие нравственно-эстетических качеств

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о дружбе

27

Б. Заходер. Серая звездочка. Сказка

Произведение об уродливой серой жабе, страшной для всех, в том числе людей, но милой и полезной для растений. Цветы и прозвали ее Серая звездочка за ее лучистые глаза, жаба спасала их от слизняков, жуков и гусениц. Когда поняла, что она действительно страшная жаба, стала появляться среди цветов реже, только по ночам, чтобы ее никто не видел. Сказка о том, что не важно, что о тебе думают и говорят другие, каждый нужен в этом мире. Главное быть добрым, дружить и помогать другим

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

понимание поступков героев

развитие нравственно-эстетических качеств

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о дружбе, о пользе животных и растений

28

А. Милн. Баллада о королевском бутерброде. Перевод с английского С.Маршака.

Шуточное произведение о желании короля отведать на завтрак бутерброд с маслом, а придворная корова советует ему съесть мармелад, это, по ее мнению, вкуснее. Но раз уж король желает масло, то почему бы и нет

Развивает наглядно-образное мышление, словарный запас

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Развивать наглядно-образное мышление

Развитие словарного запаса

1.Чтение воспитателем

29

Я. Бжехва. На горизонтских островах. Перевод с польского языка Б. Заходера.

Стихотворение-нескладуха, собраны в нем образы не сочетающиеся друг с другом, от этого получается юмористический эффект

Развивает наглядно-образное мышление, словарный запас

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Развивать наглядно-образное мышление

Развитие словарного запаса

1.Чтение воспитателем

30

Дж. Ривз. Шумный Ба-Бах. Перевод с английского М. Бородицкой

Ходит по лесу Ба-Бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук,

На сосну вбежал Цок-Цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чиришка в листьях - порх!

Шебуршонок в норку - шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-Бах

В очень громких сапогах.

Развивает речь, слуховую память, воображение, наглядно-образное мышление

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

Развивать наглядно-образное мышление

Развитие словарного запаса

Различение звуков ц и ч

Развитие фонематического слуха

1.Чтение воспитателем

2. упражнения на работу со звуками ц и ч

31

Ю. Тувим. Письмо ко всем детям по одному очень важному делу. Перевод с польского С. Михалкова

Произведение о соблюдении гигиенических норм

В стихотворной форме легче воспринимать советы и выполнять рекомендации

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

Вслушиваться в ритмические особенности стиха

1.Чтение воспитателем

2. Закрепление гигиенических правил

32

Х. Мякеля. Господин Ау. Сказка. Перевод с финского Э. Успенского

Произведение про волшебного обитателя леса дядюшку Ау, творящего чудеса и нелепости

развивает способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение, наглядно-образное мышление, учит понимать поступки героев, сравнивать мир выдуманный и реальный, мир природы и человека

Знакомить с литературой зарубежных писателей

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

понимание поступков героев

1.Чтение воспитателем

33

Р. Киплинг. Слоненок. Сказка. Перевод К. Чуковского

История появления слона в том облике, который мы знаем. Слоненок был крайне любопытным, как большинство детей, и попадал в разные приключения.

Важно не переставать учиться, узнавать новое, но понимать, где появляться не нужно и делать тоже

Знакомить с литературой зарубежных писателей

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о слонах, о любознательности

34

А. Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше.

Приключения странного персонажа с пропеллером, любящего сладости, и Малыша, мальчика из обычной семьи. Дружба возникает между двумя разными образами. Это очень добрая сказка, она учит ребят ценить настоящую дружбу и идти на жертвы ради друга. Карлсон – большой озорник и его шутки не всегда приходятся взрослым по вкусу, но для детей – это замечательный друг, открывающий перед ними новые горизонты общения

Знакомить с литературой зарубежных писателей

развивать способность внимательно и заинтересованно  слушать произведение

развитие наглядно-образного мышления

1.Чтение воспитателем

2. Беседа о дружбе, приключениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром».

Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни, для этого создана картотека о природных явлениях....

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ.

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ....

Рекомендуемая художественная литература для чтения детям младшего дошкольного возраста

Чтение литературы способствует нравственному развитию детей и правильному восприятию окружающего мира, формируют внимание и усидчивость. Важно подбирать книги по возрасту, объяснять детям поступки пер...

Художественная литература для ознакомления детей среднего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей среднего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Художественная литература для ознакомления детей в подготовительной группе дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей в подготовительной группе  дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под ред...

Роль художественной литературы в развитие детей младшего дошкольного возраста

В данной работе представлены теоретические основы развития речи через приобщение к чтению художественной литературы детей младшего дошкольного возраста...