Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса
учебно-методический материал по художественной литературе (старшая группа)

Вахрушева Оксана Сергеевна

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.

Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»

под редакцией  Н.Е. Веракса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx82.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.

Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»

под редакцией  Н.Е. Веракса

Воспитатель: Вахрушева О.С.

№ п.п

Анализ  произведения

Педагогическая ценность произведения

Формы работы с произведением  в ДОО

1.

«Как на тоненький ледок…», песенка из раздела «Русский фольклор» 

Краткое содержание   песенки:
     На лёд выпал снежок. Так что не было видно, что скользко, поскольку ледок был покрыт снегом.
     По этому ледку, скрытому снегом, ехал Ваня на коне.
     Ваня поспешил, стал коня подгонять. Конь поскользнулся, и Ваня с него упал прямо на лёд. 
     Он, видимо, сильно ударился, поэтому не поднимается, а лежит. И к нему никто не бежит на помощь, потому что никого на улице нет.
     Но тут две подружки его увидели, подбежали, подняли, посадили на коня и ещё посоветовали быть при езде на коне внимательным, не зевать по сторонам.
     На льду также лежит снежок, скрывая его.
     А Ванечка едет дальше осторожно.

          В песенке присутствуют повторы-припевы, что характерно для русской народной песни. Есть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ледок, снежок, дружок, и  др.), присущими произведениям русского фольклора. Эпитеты -  тоненький, беленький также употреблены в уменьшительно-ласкательном значении. Это делает песенку более доступной для понимания детей.

Простая детская народная песенка, а в ней - целая история о нетерпении и невнимательности и о том, к чему это приводит.  А ещё  - о взаимопомощи, о том, что тебе всегда помогут добрые люди.

1. Выразительное  чтение воспитателя

2.Беседа по содержанию:

  • о чём эта песенка?
  • чему она учи?
  • почему всегда надо быть внимательным и осторожным?
  • почему подружки помогли Ване?
  • как бы поступил ты в такой ситуации?

3.Иллюстрирование произведения

2.

«Уж я колышки тешу…», песенка из раздела «Русский фольклор».

Содержание песенки.

Ух я колышки тешу,

Огород горожу,

Я капусту сажу,

Сажу беленькую,

Развесёленькую

          Незатейливая песенка имеет огромный подтекст. Чтобы посадить капустку, необходимо проделать определённую работу. Песенка имеет рифму, определённый ритм, схожий с ритмом работы. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами наиболее воспринимаются детьми этого возраста.

Песенка учит трудолюбию.

Чтобы что-то выросло, необходимо приложить максимум труда. Кроме того, песенка обогащает словарный запас ребёнка.

1.Выразительное чтение песенки воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • о чём эта песенка?
  • какие виды труда вы определили?
  • зачем, по вашему мнению, нужно сделать столько работы, чтобы получить беленькую капустку?

3.

«Ты, мороз, мороз, мороз…», песенка из раздела «Русский фольклор»

          Песенка  построена  по принципам русского народного творчества. Это троекратные повторы, употребление устаревших слов – «стужа», «самокаточки». Замена слов, обозначающих действие, междометиями (ух, бух) придаёт большую эмоциональность языку.

Краткое содержание песенки.

 Это обращение детей к морозу, чтобы он не показывал своего носа (авторская метафора). Они просят мороз уходить самому и уносить с собой стужу, потому что зима  принесла с собой зимние развлечения – катание с горки на санках.

«Сядем в саночки –

Самокаточки.

Да с горы-то  -  ух!

В снег пушистый  -  бух!»

Это стихотворение близко детям по своему содержанию, потому что все дети любят зимние развлечения, в том числе и катание с горки на санках.

Кроме того, как любое литературное произведение, стихотворение развивает речь ребёнка и его эмоциональную сферу.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

2.Беседа по содержанию

  • понравилось ли стихотворение?
  • зачем дети просят уходить мороз, уносить свой нос?
  • о какой зимней забаве детей идёт речь в стихотворении?
  • почему автор саночки называет «самокаточки»?

4

«Уж ты пташечка, ты залётная…», . песенка из раздела «Русский фольклор»

Содержание  песенки.

Уж ты, пташечка, ты, залетная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето.

Незатейливая песенка имеет чёткую ритмическую основу. Обращение к пташечке при помощи  эпитета - «залётная» имеет свой смысл:  перелётные птицы  возвещают о приходе весны, если о ней ещё ничто  не напоминает.

Песенка учит наблюдательности, кроме того расширяется словарный запас ребёнка, проявляются любовь к народному творчеству, к стихотворной речи. Дети на основе этой песенки познают законы природы: коли прилетели перелётные птицы, значит они несут «ключи» от весны.

1.Выразительное чтение песенки воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • о чём эта песенка?
  • почему автор песенки обращается к пташечке?
  • как,  по-вашему, весенние ключи отмыкают лето?

5.

«Дождик, дождик, веселей…», песенка из раздела «Русский фольклор»

Содержание  песенки.

Дождик,  дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

       Стихотворный размер – двухстопный ямб – делает песенку ритмичной.  В песенке присутствует рифма, помогающая легче запомнить  её содержание.

В песенке дети просят дождик идти веселей, промочить землю в поле, чтобы  травка  росла  гуще. Обращение к природе  учит ребёнка быть внимательнее к разным явлениям природы, их зависимости одного от другого.

Песенка учит детей внимательно наблюдать за явлениями природы. Если идёт дождик, то он не должен «зря стучать в окошко», а должен поливать землю, чтобы травка и другие растения росли лучше, чтобы земля была прекраснее.

1.Выразительное чтение песенки воспитателем

2. Беседа по содержанию:

  • о чём эта песенка?
  • о чём просят дети?
  • зачем нужно поливать землю в поле?
  • а для чего земле нужна густая травка?

6

«Божья коровка…»,  песенка из раздела «Русский фольклор».

«Божья коровка» - это песенка-закличка.

Коровка, коровка, 
Ты лети на небо, 
Принеси нам хлеба.

             Если божья коровка улетит, значит – к хорошей погоде, к урожаю.                         Когда-то эти русские народные заклички имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений.

Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ним и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь поливать весь день на ячмень, овес, гречу и просо, чтобы был хороший урожай.

И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю, чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках.

Произносят их подчас и современные дети.  Такой песенкой-закличкой является и «Божья коровка»

1.Чтение заклички воспитателем

2.Повторение заклички хором детьми

3.Вопросы по содержанию:

  • как вы думаете, зачем дети хором произносили такие песенки-закички?

7.

«Лиса и кувшин», обр. О.Капицы, сказка из раздела «Русский фольклор».

         Сказка рассказывает о том, как баба пошла в поле жать и спрятала в кустах кувшин с молоком. Прибежала лиса, сунула голову в кувшин, выпила молоко, а кувшин снять с головы не может.  Решила тогда она кувшин утопить, сунула его в воду, наполнился кувшин водой, потонул  да и утянул за собой лису.

         Сказка одержит такие выразительные средства как поговорки «да вот беда», «пошутил, да и будет», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «кувшинУШКа», что характерно для произведений русского народного творчества.

          Сказка, во-первых, развивает вкус к чтению интересных народных сказок, простому и в то же время богатому русскому языку.

            Во-вторых, учит обдумывать свои решения, которые  могут привести к печальному, непоправимому результату.

1.Выразительное чтение сказки воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • Как вы думаете, где происходит действие сказки?
  • Чем занималась женщина в сказке?
  • Зачем прибежала лиса?
  • Что случилось с лисой?
  • Чем вам понравилась эта сказка?

8.

«Хаврошечка», обр.А.Н.Толстого, сказка из раздела «Русский фольклор».

О принадлежности произведения к жанру сказки указывают следующие приёмы:

  • у сказки традиционное начало;
  • в сюжете сказки много диалогов;
  • употребляются устаревшие слова
  • приёмы антропоморфизма  (коровушка разговаривает с девочкой) и комулятивности (влезла  корове в ушко…)
  • традиционная счастливая концовка.

Краткое содержание сказки.

         Умерла вдова, а ее дочь Хаврошечку приютила тетка. Стала  она  нагружать ее разной работой -  полотно наткать, выбелить  и скатать. Не успела бы Хаврошечка все это сделать,  если бы не  помогла ей  родная коровушка: залезла Хаврошечка ей в одно ухо, а из  другого  вылезала. И все было готово.

           Тётка была злая и сварливая. Решила  она проследить, как Хаврошечке удается сделать быстро самую трудную работу..  Посылала она своих дочерей - Одноглазку, Двухглазку и Трёхглазку следить за Хаврошечкой. Но Хаврошечка песней усыпляла глаза у дочерей и те ничего не замечали. Но забыла она только про третий глаз Трёхглазки и та увидела, кто помогал девочке.

         Решила тогда тетка корову убить. Коровушка была добрая, жалела Хаврошечку и  наказала   ей  мяса её не есть,  а косточки собрать, зарыть в саду и поливать ключевой водой.

         Выросла на том месте прекрасная яблоня.  Понравились яблоки богатому барину, проезжавшему мимо. Попросил он яблоко, но не далось дерево ни Одноглазке, ни Двухглазке, ни Трехглазке. И только доброй Хаврошечке удалось снять яблочко и подать его красавцу-барину.

          А тот за её доброту на ней женился.

       Сказка  учит доброму отношению к людям. Зло приносит только зло, а добром всегда можно победить зло.

     Чтение сказки прививает любовь к чтению. Обогащает словарный запас дошкольников.

        Сказка учит доброму отношению ко всем, кто тебя окружает. Только добро помогает тому, что главная героиня обретает счастье.  А злые и завистливые  остаются ни с чем.

         Если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку, справедливость восторжествует, а зло будет наказано или останется без вознаграждения.

Жизнь дана на добрые дела.

1.Выразительное чтение сказки воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • кто из героев сказки нравится больше всего и почему7
  • почему коровушка помогала Хаврошечке?
  • Почему яблонька не далась ни одной из дочерей злой женщины?
  • Как вы считаете, у сказки счастливый конец? обоснуйте свой вывод.

3.Пересказ сказки дошкольниками.

4.Илюстрирование отдельных эпизодов сказки.

9.

«Заяц-хвастун», обр.О.Капицы, сказка из раздела «Русский фольклор».

               Принадлежность данного произведения к жанру народной сказки подтверждают следующие факты:

  • у сказки традиционное начало;
  • в сюжете сказки много диалогов;
  • употребляются устаревшие слова (гумно, снопы);
  • употребляются слова с увеличительными суффиксами (усИЩи,  лапИЩи, зубИЩи), у  
  • в сюжете сказки много диалогов;
  • присутствуют троекратные повторы, приёмы антропоморфизма  (коровушка разговаривает с девочкой) и комулятивности (влезла  в ушко...)

         Главный герой - Заяц хвастал своим зайцам-друзьям, что у него самые длинные усищи, самые большие лапищи и зубищи. Зайцы рассказали об этом вороне, она потрепала его и велела больше не хвастать.

        Умная ворона попала однажды в лапы собак,    заяц подумал её спасти и побежал. Собаки ринулись за ним, но от страха он бежал так, что собаки его не догнали. А ворона похвалила зайца, что он молодец, не хвастун, а храбрый заяц.                        

         Заяц-хвастун в начале сказки предстает как отрицательный герой, который ставит себя выше других.

       Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, чтобы казаться интереснее, чем их друзья.

         Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.

    Слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством.

        Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка  

1.Выразиельное чтение сказки воспитателем

2.Бесела по содержанию:

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Почему заяц начал хвастать, что у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи?
  • кто пристыдил зайца и почему?
  • что случилось с вороной7
  • как получилось, что заяц помог вороне?
  • как ворона отблагодарила зайца?

3. Пересказ сказки

4.Иллюстрирование отдельных эпизодов или героев сказки.

10.

«Царевна-лягушка», обр.М.Булатова, сказка из раздела «Русский фольклор»

       Произведение относится к жанру народной сказки, имеет традиционный зачин и концовку, троекратные повторы, используется приём антропоморфизма, много красочных определений – эпитетов (тугой лук, синее море, столы дубовые, скатерти узорчатые и др.), волшебные слова (царство-государство, Кощей бессмертный, избушка на курьих ножках и др.), множество диалогов, характерных для сказки.  

       Язык сказки близок к разговорному, есть устаревшие и просторечные слова, поговорки (спать-почивать, утро вечера мудренее). В сказке

     Сказка «Царевна-лягушка" отличается от других несколько сложным сюжетом и множеством волшебных атрибутов.

 А начинается сказка традиционно: царь решил женить трех своих сыновей. С помощью стрел сыновья и нашли себе невест. Только младшему Ивану не повезло, потому что досталась ему в жены лягушка.

     Стали они жить вместе, а неугомонный царь придумывал невесткам задания. Чтобы выполнить работу, лягушка ночью превращалась в  Василису Прекрасную. Все задания заколдованная невестка выполняла на "отлично", пока Иван-царевич не сжег ее лягушачью кожу, когда она в человеческом облике появилась на пиру у царя.

Но исчезла Василиса прекрасная, а опечаленный Иван принялся её искать. Чтобы её отыскать, ему пришлось преодолеть множество преград и разделаться с Кощеем, в царстве которого и находилась Василиса. Забрал любимую жену Иван-царевич домой, и стали они жить-поживать в любви и согласии.

Замечательная сказка учит нас тому, что за свое счастье нужно бороться, несмотря на все возникающие препятствия. и нельзя судить о человеке по внешности: она часто бывает обманчивой.

       Идея этой сказки заключается в том, как важно внимательно относиться к тому, что у нас есть. Необходимо учится преодолевать трудности, которые внезапно могут возникнуть, не судить человека по его внешности.

     И ещё сказка на примере Василисы прекрасной учит тому, что любое дело, за которое ты берёшься, нужно делать добротно, красиво, ответственно. По делу судят и о человеке.       Предназначение этой сказки – научить маленьких читателей тому, что не следует торопиться. Что добро всегда побеждает зло.

       Также сказка «Царевна лягушка» учит доброте. Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром,»за добро добром платят».

      Сказка учит бороться за своё счастье, не сдаваться и не отчаиваться, тогда найдёшь то, что потерял.

 

1.Выразительное чтение сказки воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Почему Василисе прекрасной удавалось лучше всех выполнять задания царя?
  • Зачем Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?
  • Как вы думаете, правильно ли он сделал?
  • Как удалось Ивану-царевичу отыскать Василису прекрасную?

3.Пересказ сказки детьми

11.

 «Старушка», пер. с англ. С.Маршака, песенка из раздела «Фольклор народов мира»

Английская шуточная песенка. В переводе С.Маршака  - это трёхсложная стопа с ударением на среднем слоге – амфибрахий.  Особый ритм, чёткая рифма. 

           Сюжет сказки очень прост, но интересен дошкольникам своими выводами. Старушка пошла продавать молоко, рынок был далеко и уставшая старушка прилегла отдохнуть. Но прибежавший пёс, видимо, пытавшийся разбудить старушку, только порвал ей юбку. Старушка проснулась и пошла искать туфли, свечу, кровать, но ничего не нашла, только увидела разорванную юбку. И старушка, видимо, всегда аккуратная, не узнала себя: «Ах, батюшки, это не я!». Тогда она решила проверить свои подозрения, пошла домой и решила: если я – это я, меня не укусит собака моя.  Очень рано, чуть свет, старушка постучала в окно. Разбуженная собака громко залаяла. И старушка решила, что это не она, раз её не узнала её собака.

          Англичане славятся своеобразным чувством юмора, любят забавные истории, каламбуры, всяческие небы- лицы. Малым формам английского фольклора свойственно эксцентрическое видение мира, комическое нарушение обыденной логики, восприятие окружающего   шиворот-навыворот.

         Песенка всегда воспринимается с интересом, так как налицо комическое изображение обычного явления.

       Она формирует у детей чувство юмора, навевает хорошее настроение.

          В то же время

  она учит быть внимательными к старым бабушкам и дедушкам, которые могут забывать какие-то элементарные вещи, помогать им в такие минуты.

1.Выразительное чтение песенки воспитателем.

2. Беседа по содержанию:

  • чем вам понравилась песенка?
  • почему старушка не верит себе?
  • почему залаяла собачка в доме?

какое чувство вы испытываете к старушке?

12.

«Златовласка», сказка, пер. с чеш. К.Паустовского,  из раздела «Фольклор народов мира».

Произведение относится к жанру народной сказки.  В ней присутствуют все особенности построения сказки: традиционное начало, троекратные повторы, антропоморфизм -   служба животных, птиц и насекомых, диалоги, традиционная концовка. Язык сказки близок к народному,  разговорному.

Краткое содержание сказки.

 Один из главных героев этой сказки  король -  злой и сварливый старик.  

  Однажды торговка, принесла ему свежую рыбу и говорит:  если эту рыбу зажарить и съесть, то сразу начнешь понимать разговор всех зверей, рыб и птиц  и станешь самым умным королем на земле.  Королю этого очень хотелось, так как он хотел завоевать весь мир, да так , чтобы ещё и недруги его поплакали.  

Другой герой сказки – слуга Ирвик, добрый, разумный, исполнительный и находчивый. Он, как и король, попробовал волшебную рыбу и тоже стал понимать язык зверей. И когда два дерущихся воробья раскрыли тайну красавицы Златовласки, то сварливый король отправил своего слугу за красавицей. Многое пришлось пережить в пути Иржику, но его понимание звериного языка, его доброта и уважение ко всему живому помогли ему найти Златовласку. Его ум и находчивость помогли ему выполнить и все поручения отца Златовласки.

От зависти и злости погиб сварливый король, а Иржик женился на Златовласке  А так как стране нужен был умный и добрый правитель, то народ выбрал Иржика, недаром он был самым мудрым

человеком на свете. А Златовласка стала женой правителя и прожили они долгую и счастливую жизнь. Заканчивается сказка так: «…звери отплатили добром за добро», а злой король потерял голову.

       Главная мысль сказки «Златовласка» - тому, кто помогает другим, и самому помогут в трудную минуту.

      Сказка учит любить и беречь животных, любить природу и бережно к ней относится. Учит быть честным и добрым,  помогать тем, кто в твоей помощи нуждается.

        Ещё сказка учит быть благодарным и   не быть злым и жадным.

1.Выразительное чтение сказки воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • понравилась ли вам эта сказка?
  • что можно сказать о короле?
  • почему  слуге Ирвику удаётся выполнить самые сложные поручения короля?
  • как ведут себя животные со слугой Ирвиком?
  • как вы думаете, почему народ выбрал Ирвика своим королём?

 13.

 И.Бунин «Первый снег», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России».

         Стихотворение небольшое по содержанию, повествует о том, как внезапно наступает зима: сначала пахнуло зимним холодом, на закате небеса зажглись ярким пурпуром. Ночью бушевала буря, а с рассветом село, пруды, пустынный сад стало заносить первым снегом. Заканчивается стихотворение тем, что мы попрощались  с уже запоздалой  вереницей улетающих к югу гусей.

           В произведении присутствует образность, которая позволяет живо представить приход зимы.  Эпитеты – яркий пурпур, пустынный сад, запоздалая вереница усиливают экспрессию стихотворения. 

           Приход зимы, которая в  глазах автора имеет особое очарование,  ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус лёгкой грусти и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив.

 

     Стихотворение «Первый снег» написано простым и легким для восприятия языком.

       Из года в год один сезон сменяет другой. За осенью всегда приходит зима, а за ней – весна. Это законы природы и жизни. Мы привыкли настолько к этим явлениям, что зачастую и не придаём значения им, их особенностям и красоте.

        В своем стихотворении Бунин не только описал просто и красиво природу накануне того, как должен был выпасть первый снег. Он передал и немало чувств, которые эти явления могут вызвать в душе человека, любящего и ценящего всю прелесть окружающего мира.

           Для детей – это стихотворение  помогает увидеть красоту природы, почувствовать настроение автора, расширить кругозор и обогатить речь.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

2.Беседа по соднржанию:

  • понравилось ли вам это стихотворение?
  • о чём  в нём написно?
  • какие краски уходящей осени использует автор?
  • какими словами он повествует о начале зимы?
  • какое чувств навевает это стихотворение?

одинаковы ли по значению слова грусть и тоска?

14.

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» отрывок из романа «Евгений Онегин» из раздела «Произведения поэтов и писателей России».

      Зарисовка написана в жанре лирического пейзажа, и изображает картину осени – времени года, которое так любил Пушкин. Наступление поздней осени описывается в действии:

небо дышало осенью,  солнышко блистало реже, день становился короче, обнажались леса, ложился туман, караван гусей тянулся к югу, приближалась скучная пора, у двора стоял ноябрь.

        Так в медленном  течении  автор описывает наступление поздней осени, которое  навевает печаль. И эпитеты, которые использует А.Пушкин навевают то же чувство: сень таинственная, шум печальный, крикливый караван, скучная пора. Автор использует метафору: небо дышало, леса обнажались. Осень для А.Пушкина -  словно живая. Она грустная,  но эта грусть светлая.

Прежде всего, это стихотворение легко читается и очень понятно детям.

Язык произведения прост и доступен, а явления природы, описанные автором, им знакомы.        Поэтому чтение этого   лирического отрывка помогает детям ярче увидеть знакомые явления природы, обогатить словарный запас, увидеть и почувствовать грустное наступление поздней, лишённой ярких красок, осени, почувствовать лёгкую грусть автора.

1.Выразительное чтение отрывка воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • о чём это стихотворение?
  • как наступает поздняя осень?
  • нравится ли вам, как описывает позднюю осень А.С.Пушкин?
  • как вы думаете, нравится ли эта пора автору?
  • какое чувство она вызывает у него?
  • а какое чувство испытываете вы при чтении этого стихотворения?
  • понравилось ли оно вам?

15.

А.Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.), стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

 В произведении А. С. Пушкин развивает любимую зимнюю тему,   Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга настоящая проказница – она воет подобно зверю, плачет, как ребенок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем  стихотворения.

 Стихотворение  написано  хореем. .Автор использует  эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый», 

 сравнения – «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».



       Тема времён года у Пушкина очень выразительна.

         Он воспринимает зимнюю метель как живое существо.

         Стихотворение учит детей не только видеть, но и слышать природу, если быть внимательным, если прислушиваться к ней. Воспитывает эстетические чувства ребёнка, обогащает словарный запас.

1.Беседа перед чтением стихотворения:

  • любите ли вы зимнюю вьюгу?
  • а вы когда-нибудь слушали вьюгу?
  • послушайте, что услышал А.С.Пушкин, когда в маленьком доме прислушался к звукам зимней вьюги.

2.Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

3. Беседа по содержанию:

  • что услышали вы?
  • как звучит вьюга у автора?
  • какое настроение навевают звуки зимней вьюги?

16.

 А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

   В стихотворении «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» автор очень красочно и тонко описал осеннюю природу. Он сумел подметить самое главное в картине осени и выразить это легкими, понятными и простыми словами. Для описания осени автор использует, подмеченные в саду листья, которые пожелтели, обсыпаются и «по ветру летят». Особенный окрас стихотворению придают «кисти ярко-красных вянущих рябин», которые еще больше подчеркивают яркость и красоту замечательной осени. Описанная картина осени одновременно, и унылая и красочная.

        При работе над этим стихотворением важно, чтобы дети «увидели» осень, как увидел её автор.

       Кроме того важно и почувствовать настроение автора – уныние, лёгкая грусть и любование красками осени.

        Работа над текстом развивает эстетическое восприятие  поэтических произведений, расширяет словарный запас ребёнка.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • о каком времени года пишет автор?
  • как вы думаете, нравится ли ему осень? Докажите.
  • какое настроение навеяла осень автору?
  • а какое настроение появляется у вас, когда вы слушаете это стихотворение?

3.Иллюстрирование стихотворения. 

17.

С.Маршак «Пудель», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Весёлые стихи про старушку и собаку.

Серьёзная старушка всегда попадает в  смешную ситуацию:

Незадачливая старушка  серьёзно воспринимает все события: покормить пуделя, погулять с ним в лесу, посеять с ним горох. Но весёлый пудель всё делает по-своему. Но он везде со своей хозяйкой: дома, в лесу, в огороде, в мороз и метель на горке. Старушка любит своего пса, но и пёс любит свою хозяйку и чем может, даже помогает ей. Но он любит над ней подшучивать. Хотя хозяйка даже не обижается на своего пса. Только один раз пёс пробовал обидеться, когда старушке подарили кофейник, а ему плётку и медный ошейник.

Лёгкий юмор делает стихотворение понятным для детей. Они с удовольствием следят за историей жизни двух очень близких существ

    Стихотворение не только легко воспринимается дошкольниками, но учит не сердиться, не обижаться на мелкие шалости своего питомца, любить его, заботиться о нём, вместе с ним ходить на прогулки, работать, коротать тёмные вечера, глядя в окошко.

             Стихотворение прививает мысль о том, что только любовь должна сопровождать человека и того животного, которого приручили.

1.Выразительное тение стихотворения воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам это стихотворение?
  • какое настроение  навевает стихотворение?
  • назовите самые интересные  моменты из жизни старушки и пуделя?
  • почему старушка не обижается на шалости своего пуделя?
  • почему пудель попробовал однажды обидеться?

18.

С.Есенин «Берёза», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России».

   Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года. Это лирическое пейзажное стихотворение. Богат язык этого произведения метафорами (берёза принакрылась снегом), много красочных эпитетов (снежная кайма, сонная тишина, золотой огонь, белая береза, пушистые ветки,   белая бахрома,  золотой огонь, новое серебро), есть сравнение (точно серебром).
        В стихотворении «Берёза» автор любуется  принарядившейся в зимний наряд берёзой, которую он видит из своего окна. Она принакрылась снегом точно серебром. С веток белой бахромой свисают пушистые хлопья снега. На солнце снежинки горят золотым огнём, а заря всё обсыпает ветки новым серебром.

        Стихотворение учит детей видеть природу глазами автора –художника. Каждый предмет в природе, если к нему приглядеться внимательно, имеет свою особенность, свою красоту.  Видеть её непросто, надо быть чутким, любить то, что живёт с тобой рядом. На твою любовь природа откликнется своей лучшей стороной.

      Для кого-то это обычное дерево, но главный герой,   воспринимает его как воплощение всего прекрасного, что происходит в окружающем мире.

       При этом стихотворение не просто выражает чувства его автора – оно создавалось с расчетом на то, чтобы вызвать у читателя ответные эмоции.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • вам понравилось стихотворение?
  • а как вы думаете, автор специально искал самую красивую берёзу?
  • чем удивила его берёзка, которую автор каждый день видит из своего окна?

19.

И.Никитин «Встреча зимы», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

          Стихотворение относится к пейзажной лирике. В нём дано красочное описание русских просторов, в которые вступает зима.  Вступление зимы  в свои права даётся постепенно: вчера ещё дождь в окна стучал, над землёй вставал густой туман. Вдруг повеяло в лицо ветром, небеса стали угрюмыми, казалось, что плачет сумрачный лес. Но дождь перестал, и на осеннюю грязь стал падать снежок. А утром снег лежал полотном и блестел на солнце разноцветным огнём. И от былой тоски предчувствия зимы ничего не осталось. Белизна и чистота вступили в свои права вместе с зимой.

           В стихотворении много красочных эпитетов (угрюмые небеса, сумрачный лес, воздух лёгок и чист, разноцветные огни, осенняя грязь). Есть примеры олицетворения (лес плакал, дождь стучал,  туман вставал), сравнения (снежок, что белый пушок, снег лежит полотном).

      В стихотворении И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко. Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы :воздух лёгок и чист, снег блестит разноцветным огнём, весело смотрит лес. как алмазы горят капли

           Через состояние природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение.

       Стихотворение учит наблюдательности, любви к родной природе. Обогащает словарный запас ребёнка.

 

1.Выразительное чтение отрывка воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • о чём это стихотворение?
  • какое настроение переживает автор в начале произведения?
  • меняется ли его настроение в конце отрывка?
  • как вы думаете, почему произошла такая перемена?
  • нравится ли вам, как автор описывает наступление зимы?

20.

А.Фет «Кот поёт, глаза прищуря…», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

          Читать стихотворение  А.А.Фета   невозможно без полного проникновения в атмосферу домашнего уюта.   Произведение начинается описанием кота и дремлющего на ковре мальчика. Вокруг дома, в котором царит эта идиллия, бушует зимняя буря, что еще больше усиливает ощущение теплой домашней атмосферы. Даже резкий тон взрослого, отправляющего мальчика  в постель, не нарушает гармонии зимнего вечера.

           Текст  стихотворения   небольшой, однако, автор вместил  в нём и элементы пейзажа, и элементы интерьера. В стихотворении нет красочных эпитетов, оно построено на действии (поёт, дремлет, играет, свищет, валяться, спрячь, вставай, прощаться, спать ступай, встал, проводил, поёт,  валит, свищет). И глаголы определяют настроение тепла и уюта в доме, сонной дремоты и холодной бури со свищущим ветром. К выразительным  художественным средствам можно отнести  олицетворение (буря играет, ветер свищет).              Стихотворение создаёт настроение домашнего тепла и уюта на противопоставлении разбушевавшейся стихии.

     Стихотворение  необходимо   читать, акцентируя  внимание на его настроении, Ребёнок должен почувствовать тепло и уют дома, когда на  улице бушует непогода.     Кроме того, естественно, стихотворение учит и любви к родному очагу, и расширяет словарный запас дошкольника.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • о чём это стихотворение?
  • что вы чувствуете, когда слушаете это стихотворение?
  • как автор описывает бурю?
  • а что в это время происходит дома?
  • какое настроение создаёт это стихотворение?

21.

С.Чёрный «Волк», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России». 

         Очевиден позитивный настрой рассматриваемого стихотворения. Используя приёмы олицетворения (деревня спит; месяц скрылся на ночлег; саночки визжат), автор достигает максимальной убедительности, передавая в стихах зимние забавы детей. Деревня спит в снегу, месяц скрылся, а ребятишки гурьбой обозом катятся  до самой окраины деревни, до берёз. Кто везёт (в запряжке), кто катится (седок). Веселье, визг счастливой детворы. И вдруг передний увидел волка. Дети «брызнули назад, словно град» (сравнение). Все в панике – бросились врассыпную, кто куда. А что же волк? Да это наш пёс Барбос. И снова – смех, веселье. «Хохот, грохот, смех и толк:: «Ай да волк!» Радостный апофеоз произведения порождает финальное описание бесследно рассеявшегося коллективного заблуждения, создавшего жуткого волка из безобидной собаки.

     О таких явлениях, которые описаны С.Чёрным в своём стихотворении,  обычно говорят: «У страха глаза велики».

      Дети,  работая с текстом, должны ощутить радость зимних забав, в которых участвует много сверстников. Конечно, кто-то более смел, кто-то трусливее. Автор нашёл шутливую основу страха. Конечно, надо быть осторожным, но при этом объективно оценивая  ситуацию.

        Без сомнения, дети почувствуют  юмор, который всегда помогает в трудную минуту, обогатят свой словарный запас, вспомнят русскую пословицу.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • О чём это стихотворение?
  • опишите коллективное катание детей и их настроение:
  • что испугало детей?
  • что же это было на самом деле?
  • вы можете вспомнить пословицу по этому стихотворению?
  • понравилось ли вам это стихотворение?

22.

В.Левин «Сундук», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Юмористическое стихотворение, в котором присутствует диалог. Написано трёхсложной стопой с ударением на последнем  слоге – анапест.

Краткое содержание стихотворения.

Идёт по дороге серьёзный индюк, везёт железный сундук, Навстречу выходит Корова  и требует показать, что Индюк везёт в сундуке. Но Индюк незнаком с Коровой и не хочет показывать, что у него в сундуке, хотя Корова требует своего очень грозно. Она груба, невежлива и крайне любопытна: грозно идёт к сундуку и очень сурово ревёт, грозя не уйти с дороги до тех пор, пока ей не покажут, что лежит в сундуке. Так вот до сих пор и стоят на дороге Корова, Индюк и железный сундук. Воспитанный Индюк  вежлив, но не уступает Корове.

          Работа над стихотворением учит замечать образные слова и выражения, воспитывает  интерес к художественному слову. развивает поэтический слух,

        У ребёнка появляется эмоциональный отклик на  стихотворение.

       Дошкольник усваивает нравственную сторону произведения: нельзя быть грубым и слишком любопытным. Нельзя ставить свои условия тому, кто с тобой едва знаком или не знаком вовсе. Это невежливо. Так любое дело просто не сдвинется с места, как этот железный сундук.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам это стихотворение?
  • правильно ли ведёт себя Корова?
  • что нравится  вам в поведении Индюка?
  • почему он не показал Корове, что лежит в сундуке?
  • кто же из них прав, почему до сих пор стоят на дороге Индюк, Корова и сундук?

23.

М.Яснов «Мирная считалка», стихотворе ние из раздела «Произведения поэтов и писателей России».

На дороге, у развилки,

Повстречались две Дразнилки.

Повстречались, подразнились,

Не сдержались – и сцепились!

Прибежали Разнималки –

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке

Прискакали две Мирилки.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять –

Хорошо друзей считать!

       Небольшое произведение – считалка с большим нравственным смыслом: нельзя общаться -  считаться, если ты дразнишься, вступаешь в перепалку – ссоришься. Только с друзьями легко играть и считаться.

       Данные произведения направлены на то, чтобы дети самостоятельно сделали выводы о допустимом поведении: как вести себя, чтобы избежать конфликтов, что делать, если ты обидел другого человека, как жить в дружбе и согласии.

1.Выразительное чтение считалки воспитателем

2.Беседа по содержанию

  • какие герои описаны в считалке?
  • расскажите о Дразнилках? Нужны ли лни?
  • а что делают Разнималки?
  • а зачем пришли Мирилки?
  • почему друзей легко считать?

24.

Ф.Тютчев «Зима недаром злится…», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Произведение  написано  народным  языком.  Автор желал воспроизвести сцену из своего детства. Он попытался описать то время, когда зима не желает уходить, а весна приходит и пытается прогнать сварливую старуху. Желаемого эффекта поэт добился лишь манерой речи, с помощью которой было написано данное произведение. Автор говорит о том, что зима должна уходить, ведь ее время уже истекло и в окно стучится весна. Но зима очень злится, не хочет покидать свое место и надеется повернуть время назад.  

Тютчев показывает весну как дитя с волшебным даром, которое способно преобразить мир. Зима же – старуха, которая  вечно ворчит.  

Строчки произведения звучат так, словно повторяют весеннее звучание ручейков и звонкие голоса птиц. Природа ожила, полна сил и энергии. Автор вдохнул в нее жизнь, поселив в ней настоящую человеческую душу. Здесь и метафоры, и олицетворение. Березки ждут, цветы улыбаются, гром смеется… Ручьи – это гонцы, которые спешат сообщить всей округе о появлении чего-то нового, об уходе старого и ненужного, о том, что мир снова меняется, и несет за собой свежесть и красоту наступающей весны.

       В произведении  «Зима недаром злится…» автор очень тонко показал противостояние двух персонажей. Дряхлая старуха Зима не спешит уходить восвояси, она злится, ворчит, стараясь как можно дальше отодвинуть свой конец. Молодая, полная сил, веселая девушка Весна прогоняет старуху, смеясь ей в глаза и торжествуя победу над злодейкой-Зимой.   Это противоборство добра и зла, жизни и смерти, где победителем   выходит Весна – олицетворение жизни и добра. Настало чудесное время волшебных перемен.

            Стихотворение формирует у дошкольников эстетику восприятия явлений природы, обогащает словарный запас, учит любви к природе и всему живому на земле.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • о чём это стихотворение?
  • почему злится зима?
  • любите ли вы зиму?
  • почему же она должна уйти?
  • как весна напоминает о своём приходе?
  • а чем вам нравится весна, описанная автором?

25

А.Барто «Верёвочка», стихотворение из раздела «Произведения поэтов и писателей России» 

Стихотворение «Веревочка» А. Барто очень интересное и поучительное.

Краткое содержание.

       Весна. Девочки во дворе ловко скачут с веревочкой. Но у Лиды не получается, потому что она слишком маленькая. Маленькая, но целеустремленная. Девочка начала тренироваться дома, несмотря на неудачи и замечания соседей. Вскоре Лида показала,  как она лучше и дольше всех прыгает на верёвочке.

    Она очень хотела научиться прыгать на верёвочке, тренировалась и сделала то, что ей хотелось. Лида  добилась своей цели, благодаря настойчивости и упорству. Ведь маленькая героиня не опустила руки, проявила волю, упорство и добилась желаемой цели.

Это вызывает восхищение и уважение.

      Стихотворение учит дошкольников уверенно идти к своей цели, сквозь все неудачи, воспитывать в себе упорство, волю и целеустремленность.    Благодаря стремлению, упорству и тренировкам, можно добиться многого. История Лиды невероятно   поучительна для  ребёнка.

1.Выразителное чтение стихотворения воспитателем

2. Беседа по содержанию:

  • понравилось ли вам это стихотворение?
  • почему  оно называется «Веревочка»?  
  • какое время года описывается  в стихотворении?
  • чем занимаются дети на улице?
  •  почему у Лиды не получается прыгать как у других девочек?
  •  что помогли Лиде научиться прыгать?

26.

Л.Толстой «Косточка», рассказ,  из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Краткое содержание рассказа.

       Мама приобрела на рынке сливы, и оставила их перед обедом в комнате на столе. Увидев сливы, Ваня не смог удержаться  и съел одну. Перед обедом  мама увидела, что одной сливы не хватает.  Она сообщила об этом отцу.

Во время обеда папа спросил, кто съел сливу, но никто не признался.  Он расстроился и   сказал,  что в том, что кто-то из вас съел эту сливу, ничего страшного нет. Но если косточку не вытащить из сливы и проглотить - можно умереть. И Ваня сказал, что выкинул косточку за окно. Все засмеялись,  а Ваня заплакал.      

Этот рассказ учит тому, что рано или поздно ложь раскроется, и если сделал что-то, не подумав, то лучше признаться сразу и попросить прощения, потому что потом будет очень стыдно.

Главная мысль рассказа Толстого «Косточка» заключается в том, что обманывать – это плохо.

Обман обязательно будет раскрыт и тогда обманщику будет очень стыдно.

1.Выразительное чтение рассказа воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • понравился ли вам рассказ?
  • как вы думаете, зачем Лев Николаевич Толстой написал этот рассказ для детей?
  • как вы относитесь к Ване?
  • чему учит этот маленький рассказ?
  • как вы думаете, а может этот рассказ пригодиться вам в жизни?

27.

Л.Толстой «Лев и собачка», рассказ, из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

Краткое содержание.

          В зверинце Лондона   собачонку бросили в клетку ко льву в качестве обеда. Сначала собачка очень испугалась, забилась в угол клетки, поджала хвостик. От страха она старалась показать    покорность сильнейшему зверю. Лев понюхал ее, слегка потеребил лапой, но не тронул, даже поделился своей едой. Он не дал забрать собачонку из своей клетки, когда её хозяин случайно обнаружил её в клетке Льва. Лев иногда играл с ней, делился едой. Через год собачка заболела и умерла. Лев не дал забрать из клетки тело собачки, лёг рядом, перестал есть. Он лежал не двигаясь подле нее пять дней, обняв своими лапами , а на  шестой - умер.

          Преданность другу, печаль Льва трогают душу ребёнка, как, впрочем, и взрослого.

          Это яркий литературный пример воспитания гуманизма.

      Небольшой по объему рассказ-быль "Лев и собачка" Л. Толстого учит дошкольника преданности в дружбе. Дружбой, своими друзьями нужно дорожить.- это основная мысль произведения.

         Эта история повествует  нам о  том, что и диким животным свойственно чувство привязанности.  И уж тем более  люди должны быть  гуманными. Гуманизм- это человеческая черта и человек должен быть человечен не только по отношению к другим людям, но и к животным.

Рассказ - урок доброты, верности и преданности.        

1.Перед  чтением рассказа – вопрос детям: что вы можете рассказать о дружбе животных?

2. А теперь послушайте рассказ-быль, который написал Лев Толстой.Выразительное чтение рассказа воспитателем.

3.Беседа по содержанию:

  • какое настроение вызвал у вас рассказ?
  • почему собачка попала в клетку Льва?
  • что испытывала собачка в клетке такого сильного зверя?
  • как повёл себя зверь?
  • почему умер Лев?
  • чему учит этот маленький рассказ-быль?

28.

Н.Носов «Живая шляпа», рассказ, из раздела «Произведения поэтов и

писателей  России»

Краткое содержание рассказа.

              В начале рассказа автор   читателю, как котёнок Васька случайно попадает в шляпу. Мальчики слышат, как что-то падает. Автор подробно передаёт страх Володи и Вадика, когда они видят, как шляпа ползает и прыгает. Читателю не страшно за ребят, так как ему уже известна причина развивающегося действия. Он осознаёт комичность описываемой ситуации.
Мальчики заикаются и трясутся от страха, воображают страшные вещи. В рассказе автор не называет их трусишками. Он с юмором относится к данному происшествию. Читатель также не осуждает ребят за их страх, так как описываемая комическая ситуация и юмор снимают негативный эффект. Когда читатель читает дальше, тем веселее развивается следующая сцена.
Мальчики вместе пытаются найти решение. Они начинают защищать себя. Ребята объединяются, чтобы проучить необычную живую шляпу. Автор в данной сцене показывает сплочённость и дружбу ребят.

Володя и Васька начинают закидывать страшную шляпу картошкой. Этот момент является кульминацией. Когда картошка попадает в шляпу, она подскакивает и мяукает. Ребята осознают, что это их любимый котёнок Васька. Все их страхи были беспочвенными. Мальчики обнимают котёнка от радости. Дети рады, что всё так заканчивается.

В рассказе “Живая шляпа” мораль преподносится с чувством юмора. Данный рассказ учит ребят быть смелыми, так как их страхи могут оказаться беспочвенными. Дружба может стать главным помощником в решении любых трудных ситуаций.

     Рассказ учит маленьких читателей не пасовать перед трудностями, учиться перебарывать свой страх, учит находить выход из нестандартных ситуаций и ни в коем случае учит - не отступать. Вовка, который очень испугался и даже засобирался домой, все-таки нашел в себе силы остаться и узнать, в чем причина того, что шляпа движется.

      А еще рассказ учит тому, что сообща любая проблема решается легче, что никогда не стоит оставлять друга в трудной или в спорной ситуации. Нужно попробовать выйти из нее общими усилиями.

         Автор  по-доброму посмеивается над беспочвенными страхами мальчишек и учит с юмором относиться к жизненным проблемам, которые на первый взгляд кажутся чем-то ужасным, а при ближайшем рассмотрении могут оказаться маленькими и смешными, как котёнок в шляпе. 

1.Выразительное чтение рассказа воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • что вам понравилось в рассказе?
  • почему шляпа ожила?
  • а герои рассказа Володя и Вадик подумали о том, почему шляпа ожила?
  • почему Вовка даже засобирался домой?
  • как раскрылась тайна живой шляпы?
  • как, по-вашему, чему учит рассказ Н.Носова?

29.

В.Драгунский «Друг детства», рассказ, из раздела «Произведения поэтов и писателей России» 

Краткое содержание.

       Шестилетний Дениска не может определиться с выбором будущей профессии: ему очень нравятся все специальности. Мальчику хочется быть и астрономом, и путешественником, и капитаном дальнего плавания, и много еще кем.

       Однажды Дениска видит по телевизору чемпионат по боксу и тренировку боксеров, колотящих кожаную грушу. Мальчик  решает стать боксером и быть самым сильным, чтобы можно было   расправляться с обидчиками. Дениска просит у папы купить ему боксерскую грушу, но папа считает, что это довольно дорогая вещь и со смехом отказывает.

        Мальчик   расстроен, и мама  решает ему помочь. Из ящика со старыми игрушками она достает большого плюшевого мишку. Это была  когда-то его любимая  игрушка, но  теперь  он вырос и давно не играет с ней. Мама считает, что мягкая игрушка с большим толстым животом сможет отлично заменить боксерскую грушу.

       Дениска радуется, что нашлась такая хорошая замена груше, и уже собирается тренироваться.

        Но, глядя на мишку, он начинает вспоминать, как любил его в раннем детстве. Тогда мишка был самым лучшим другом мальчика, который не расставался с ним. Дениска  кормил его,  укладывал с собой спать,  укачивал его, шептал ему сказки. Мальчику становится не по себе при мысли, что он будет  тренироваться на своем друге детства.

        На глазах у Дениски появляются слезы, и он сообщает маме, что больше не хочет быть боксером.

В рассказе поднимается тема преданности и верности  в  дружбе, если даже  друг – всего лишь старый плюшевый мишка. Автором затрагивается важность воспитания с детства  чувства  жалости к тому, кто слабее.  Мальчик воспринимает мишку не просто как ненужную забытую игрушку, а  как  живого друга,   который  всё  понимает и которому нельзя причинить боль.

      Главной мыслью рассказа Виктора Драгунского является то, что человек должен осознавать, понимать, что друзей нельзя предавать, надо бережно относиться к дружбе. Рассказ учит принимать взвешенные решения, которые должны быть правильными, учит доброте и чуткости, умению сочувствовать и сопереживать, внимательно относиться к дорогим сердцу друзьям.

    Главный герой рассказа - мальчик Денис, обычный ребенок, увлекающийся и непоседливый, но с добрым и открытым сердцем.

    Рассказ о том, что друг - это святое, и бывших друзей не бывает. Нельзя использовать друга детства, с которым связано столько добрых воспоминаний, даже если это всего лишь потрепанный плюшевый мишка  в качестве боксерской груши. Это предательство.

1.Выразительное чтение рассказа воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • понравился ли вам рассказ?
  • о чём мечтал шестилетний мальчик?
  • почему он надумал стать боксёром?
  • как вы думаете, правильно ли он выбрал эту профессию?
  • какой выход придумала мама для тренировок Дениски?
  • Почему он не стал тренироваться, избивая мишку в его тугой живот?
  • как вы думаете, правильное ли решение принял Дениска, отказавшись от мечты стать боксёром?

30.

К.Паустовсий «Кот-ворюга», рассказ, из раздела «Произведения поэтов и писателей России» 

      Главный герой - Кот-Ворюга, который получил свое прозвище за свое поведение. Он воровал все продукты, которые попадались на его пути. Однажды он украл кусок ливерной колбасы и был пойман мальчишками. Дети думали о том, какое наказание придумать коту, который крал всё и везде. Логичным было бы задать коту хорошую порку, однако дети выбрали другой путь - они решили... накормить кота.

        И это подействовало! Кот воровал не от своей "вредности" он просто не видел доброты, и всегда был голоден.

       Через некоторое время кот стал доверять людям и жить в доме, на пользу своим хозяевам. Однажды прогнал куриц, пытавшихся на столе клевать  и тарелок гречневую кашу.

       Так пакостливый Кот-Ворюга стал примерным  Котом-Милиционером.

        Хорошее произведение, имеющее в своей основе простую мораль - часто доброта и внимание  приносят большие результаты, чем физическое наказание.

       Рассказ  Паустовского "Кот - ворюга" таит в себе глубокий смысл. Автор произведения пытается донести до читателей, что не нужно сгоряча принимать решение, нужно выяснить причину, почему человек поступает тем или иным способом, который вам кажется неприемлемым.

   В рассказе главный герой - бездомный кот, который у людей воровал еду.   Когда к нему проявили сострадание, накормили и помогли ему, то и  кот перестал быть ворюгой, ответил им добром  и даже  стал помогать.

      А добро и сострадание способны творить чудеса. Будь добр к окружающим, и они ответят тем же.

     Рассказ учит нас быть понимающими и отзывчивыми людьми.   Автор поясняет нам, что наказание - это крайняя мера,   лучше попробовать другие, более мягкие методы воздействия. К животным и людям нужно относиться по-доброму, иногда доброжелательное отношение может совершить чудо.  

1.Выразитльное чтение рассказа воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • понравился ли вам рассказ?
  • какие проказы совершал Кот-Ворюга?
  • опишите внешность кота;
  • как поймали кота?
  • что решили сделать с Котом-Ворюгой?
  • как повёл себя кот после сытного обеда?
  • как кот старался помогать людям?
  • как вы думаете, почему он это делал?

31.

 П.Бажов «Серебряное копытце», литературная сказка из раздела «Произведения поэтов и писателей России»

       «Серебряное копытце» - это сказка со всеми присущими ей признаками: сказочное начало и концовка  сказки, простая разговорная речь с употреблением простонародных слов и выражений (несподручно,  парнишечко, махонькая, похлёбка, сдалека признать, запобаивалась и др.), употребление устаревших слов (приказчик, барская рукодельня, пособник, горюн и др.) Как в любой сказке – троекратные повторения.

   Краткое содержание сказки.

      Жил-был одинокий старик Кокованя и сделалось ему так одиноко, что он решает взять в дети сиротку - девочку Дарёнку. Заинтересовал своими рассказами Дарёнку дедушка, и стали они вместе жить в тепле и доброте. Всё хорошо, но не дают покоя Дарёнке рассказы деда о козлике - Серебряном копытце. Вот и  напрашивается она с дедом в лес. Кошка Мурёнка, с которой Дарёнка  всегда была неразлучна, помогает  девочке  встретиться с заветным козликом. Он осыпает их дом разноцветными каменьями. После этого козлик скрывается, а вместе с ним навсегда исчезает и кошка Мурёнка.  Дед успел  насобирать   полшапки драгоценных камней, но Дарёнка попросила его не трогать ночью эту красоту. Камни можно насобирать и завтра. Но ночью прошёл снег  скрыл всю красоту. Но сих пор люди в тех местах находят драгоценные камешки. 

         В сказке   Дарёнка – добрая, отзывчивая девочка, аккуратная, хозяйственная, работящая, любит слушать сказки.

Кокованя – справедливый, добрый, честный, простой, мудрый дедушка.

         Главная мысль сказки «Серебряное копытце» П. Бажова  -  все детские мечты, все наилучшие мысленные пожелания, имеют свойства когда-нибудь сбываться. Пожалуй, это главное, что пытался передать нам автор сказки Павел Бажов.

       Сказка «Серебряное копытце» очень светлая, добрая, мягкая, в ней нет ужасных злодеев и заклятых врагов.

        Она учит нас   быть   добрее,   мудрее, внимательнее друг к другу,  учит    беречь   природу.

     Сказка учит добру,  учит быть счастливыми  в любой ситуации уважая и любя друг друга. Учит нас любить природу, быть благодарными.    Учит тому, что добрая мечта сбывается.  И у Насти мечта сбылась. А ведь эта настоящее счастье, когда у человека исполняется  заветная мечта.

1.Выразительное чтение сказки воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • понравилась ли вам сказка?
  • почему Кокованя взял к себе Дарёнку?
  • а  кто такая Мурёнка?
  • чем занималась у деда Дарёнка?
  • почему ей хотелось увидеть козлика с серебряным копытцем?
  • почему Дарёнка попросила дедушку не собирать вечером драгоценные камешки?
  • что они увидели утром?
  • жалели ли они, что не набрали много камней?
  • о чём они могли пожалеть?
  • кто из героев сказки вам понравился больше всего?

32.

А.Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С.Маршака

Это юмористическое стихотворение с прмером антропоморфизма – разговаривающая корова.

        В стихотворении речь идёт о короле, который любит есть по утрам бутерброды с хорошим сливочным маслом. Он попросил королеву достать масла на завтрак королю, она обратилась к придворной молочнице, придворная молочница обратилась к корове. А говорящая и немного ленивая корова посоветовала на завтрак использовать мармелад. Расстроился король, ещё никто его не называл капризным, ведь он просил всего лишь масла. Королева снова обратилась к придворной молочнице, молочница к корове. И корова дала отличнейшее масло на завтрак королю.

«Король воскликнул: «Масло!
Отличнейшее масло!
Прекраснейшее масло!
Я так его люблю!

Никто, никто,- сказал он
И вылез из кровати.-
Никто, никто,- сказал он,
Спускаясь вниз в халате.-
Никто, никто,- сказал он,
Намылив руки мылом.-
Никто, никто,- сказал он,
Съезжая по перилам.-
Никто не скажет, будто я
Тиран и сумасброд,
За то, что к чаю я люблю
Хороший бутерброд!»

     Кроме  всего, дети понимают, откуда берутся вкусные продукты.

         Легкая ирония стихотворения хорошо воспринимается дошкольниками, учит их тому, что просьбы нужно выполнять так, чтобы не испортить настроение тому, кто просит.

     Стихотворение  само по себе создаёт хорошее настроение, учит понимать юмор,  принимать его в жизни.

     Произведение развивает чувство юмора, словарный запас ребёнка.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • понравилось ли стихотворение?
  • а что, по-вашему, является смешным в этом стихотворении?
  • что можно сказать о короле?

33.

В.Смит «Про летающую корову», пер. с англ. Б.Заходера

Стихотворение - небылица, где присутствует юмор. Написано в форме монолога-обращения к детям.

 Очень многие считают  

Что коровы - не летают.

Так что я беру с вас слово:
Кто увидит,
Что корова

Пролетает в вышине,
Тот,
Договорившись с мамой,
Пусть сейчас же телеграммой
(ЛУЧШЕ - СРОЧНОЙ ТЕЛЕГРАММОЙ)
Сообщит об этом мне!

       Стихотворение легко воспринимается детьми, все понимают юмор, который поднимает настроение.    В то же время дети должны понять, что литературные произведения бывают разными по форме, содержанию, настроению. В нём присутствует гипербола, написано оно хореем,   четко прослеживается музыкальный такт и легко запоминается.

         Стихотворение помогает формировать у детей желание слушать произведение, умение выделять образные выражения, поддерживать общее веселое настроение.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем

2.Беседа по содержанию:

  • как вы думаете, зачем автор написал такое стихотворение?
  • что в нём необычного?
  • в стихотворении есть просьба.  Вы запомнили, о чём просит автор?
  • всегда ли вы советуетесь с мамой, когда хотите что-либо сделать?

34.

Ю.Тувим «Письмо  к детям по одному очень важному делу»,  пер. с польск. С.Михалкова

Стихотворение из  раздела «Произведения поэтов и писателей разных стран»

Стихотворение Ю.Тувима о том,   где, как и для чего надо мыться. Стихотворение написано в форме письма к детям с подписью автора.  Оно доступно для детей старшей группы. Понятна задача, которую ставит автор при написании произведения. Он обращается к «дорогим» для него читателям – детям: « Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо». Всё равно, какой водою:  «Кипяченой, ключевою,

из реки, иль из колодца,  или просто дождевой!»

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чаще, мойтесь чаще

— Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям.

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто

До свидания. Тувим.

     Будучи уже взрослым человеком автор очень любил детей и умел понимать и дружить с ними. Он написал детский цикл стихов. Каждое из них – это новая весёлая игра или умная, дружеская беседа с ребятами.

        О самом Ю.Тувиме сказали: «Когда читаешь его стихи и сказки, он кажется весёлым дирижёром со своей неизменной “палочкой-трулялочкой”, могучим повелителей дружных и добрых слов “.

     Стихотворение в весёлой и доступной форме учит детей главному гигиеническому правилу; мыться, чтобы не быть грязнулей.

1.Выразительное чтение стихотворения воспитателем.

2.Беседа по содержанию:

  • с какой просьбой обращается автор ко всем детям на свете?
  • зачем  нужно мыться?
  • почему автор некоторым детям даже руки не подаст?
  • вам стихотворение понравилось?
  • что для себя вы усвоили, когда познакомились с этим произведением?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.

статья о том, чему учит детей та или иная книга, поговорка или пословица....

Роль художественной литературы в жизни детей старшего дошкольного возраста

Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская  литература, которая является органичной и неотъемлемой составляющей общей художественной литературы. Ребенку, который только начинае...

Роль художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о роли художественной литературы в развити детей старшего дошкольного возраста....

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ.

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ....

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Художественная литература для ознакомления детей среднего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей среднего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...