Информационно-творческий проект по теме:"Развитие интереса к театрально-игровой деятельности через знакомство со стихотворениями Д.Хармса"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Федосова Лилия Витальевна

Информационно-творческий проект в старшей группе "Развитие интереса к театрально-игровой деятельности через знакомство с творчеством детского плэта Даниила Хармса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tvorchestvo_d._harmsa.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы № 2120

Информационно-творческий проект по теме:

«Развитие интереса к театрально-игровой деятельности через знакомство со стихотворениями Д.Хармса»

Выполнили Чуенкова Л.В

Исадибирова З.М.

2019

Цель: Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности через  знакомство  детей с творчеством Даниила Хармса.

 Задачи:

1. Узнать биографию автора, Даниила Хармса;

2. Выучить и прочитать по ролям понравившиеся стихотворения Д. Хармса;

3. Инсценировать стихотворения «Кораблик», «Я захотел устроить бал...», «Я шёл зимою вдоль болота….», «Удивительная кошка», «Кошки»;

4.Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

5.Обогащать и активизировать словарь;

6.Воспитывать бережное отношение к животным, сострадание к животным, попавшим в беду.

7.развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления

1. Познавательное развитие.

-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

-наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации);

-развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

2. Социально-коммуникативное развитие.

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и др.);

-воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

-развитие эмоций;

-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

3. Речевое развитие.

-содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

-овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

4. Художественно-эстетическое развитие.

-приобщение к художественной литературе;

-развитие воображения;

-приобщение к совместной деятельности по созданию элементов костюмов, декораций, атрибутов;

-создание выразительного художественного образа;

-организация работы при создании сюжетных композиций;

-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

5. Физическое развитие.

-согласование действий и сопровождающей их речи;

-умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

-выразительность исполнения основных видов движений;

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный работник,  дети старшей группы, родители.

Тип проекта: информационно - творческий, краткосрочный

Вид проекта: групповой

Образовательные области:

• Социально - коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно - эстетическое развитие

• Физическое развитие

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Срок реализации: 2 недели

Актуальность темы: Даниил Хармс  - очень известный детский поэт, написавший множество детских стихотворений не только для школьников, но и для детей дошкольного возраста, в которых много юмора и смеха, под его сатирой так же скрывается и глубокий поучительный смысл произведений. В его стихах все перевернуто с ног на голову, они развивают воображение и фантазию. Стихи Д.Хармса живые и яркие, имеют определенный ритм и выразительность. Они легко запоминаются детьми и подходят для инсценировок в детском коллективе.

Идея возникновения проекта: Как-то у нас планировалась неделя театра в садике. А накануне один мальчик принес книгу со стихами Д.Хармса. Мы решили сделать проект по произведениям писателя и инсценировать несколько стихотворений.

План реализации проекта:

1.Знакомство с автором и биографией. Просмотр презентации.

2.Чтение стихов Д. Хармса Чтение стихотворений «Кораблик», «Я захотел устроить бал...», «Я шёл зимою вдоль болота….», «Удивительная кошка», «Кошки»  

3.Драматизация стихотворений. Разучивание стихотворений и обыгрывание сценок.

4.ФЭМП: Поделка аппликация «Кораблик» из геометрических фигур.

5. Рисование «Кошки»

6.Инсценирование стихотворений. Показ родителям ко дню Матери.

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный.

 Подбор художественной литературы для чтения и заучивания стихов.

Разработка конспектов занятия

Подбор иллюстративного материала, презентаций для реализации проекта.

Подбор костюмов и приготовление реквизита.

Украшение группового помещения, изменение предметно-развивающей среды.

Консультации для родителей: «Виды театра. Театральная деятельность с детьми»

2 этап- основной

Беседа просмотр презентации «Биография Д. Хармса»

Нод. Знакомство со стихотворениями. Ответы на вопросы, разучивание стихов.

Социализация.  Развитие  социальных навыков: Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на корабле», «Чаепитие», «Ветеринарная клиника», импровизация- «Катание на лыжах»

Беседа о кошках. Как надо относиться к братьям нашим меньшим. Беседа по стихотворению. « Удивительная кошка», «Кошки».

Аппликация  с элементами техники оригами на фэмп «Кораблик».

Рисование в нетрадиционной технике «Кошки»

3этап- заключительный

 Анализ и обобщение полученных знаний

Праздничный совместный досуг с родителями посвященный дню матери.

Самоанализ: Удалось познакомить детей со стихами Д. Хармса, увлечь детей инсценировкой стихов, проигрыванием стихов, превращением в мини спектакли. Дети хорошо запомнили стихи, особенно те ребята , которым раньше было трудно учить наизусть. Дети не просто читали стихи, а проигрывали маленькие истории. У детей появились уверенность в своих силах, проявились творческие способности, исчезла робость при чтении стихов и во время участия в инсценировках.

Приложение:

«Кораблик»

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

    Кошки

 Однажды по дорожке

 Я шел к себе домой;

 Смотрю и вижу: кошки

 Сидят ко мне спиной.

     Я крикнул: -- Эй, вы, кошки!

     Пойдемте-ка со мной,

     Пойдемте по дорожке,

     Пойдемте-ка домой.

     Скорей пойдемте, кошки,

     А я вам на обед

     Из лука и картошки

     Устрою винегрет.

     -- Ах, нет! -- сказали кошки. --

     Останемся мы тут! --

     Уселись на дорожке

     И дальше не идут.

Биография

Даниил Ювачёв – настоящая фамилия писателя. Еще в детстве он себе придумал фамилию Хармс,  родился 17  декабря 1905 года в городе Санкт-Петербурге.  С детства он любил заниматься сочинительством. Когда ему исполнилось 20 лет, вышел первый журнал «Ёж», в котором было напечатано первое детское стихотворение Хармса «Иван Иваныч Самовар». После публикации такого необычного стихотворения , написал еще много других смешных стихотворений. И стихотворение «Игра», «Веселые чижи», «Цирк», «Очень страшная история» и др.. Про свои стихи он говорил, «Я люблю сочинять чепуху».

Конспект НОД «Удивительные стихи Д. Хармса»

Образовательная область «Речевое развитие»

Тематический раздел «Чтение художественной литературы»

Тема «Удивительные стихи Д. Хармса»

Возрастная группа 5 -6 лет

Цель:  познакомить детей с биографией и творчеством Даниила Хармса.

Виды детской деятельности:

 игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Задачи: познакомить с содержанием стихотворения «Кораблик», Кошки», «Удивительная кошка», «Я шел зимою вдоль болота...»

Участвовать в беседе о содержании произведения, выражать эмоциональную отзывчивость на стихотворение владеть основными движениями при выполнении упражнения «Катание на лыжах»,

Проявлять активность во время инсценировки стихов.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой.

Материал: иллюстрации к стихотворению и сюжетные картинки по теме, корабль из мягких модулей, флажки, реквизит для театральных постановок, шапки, шляпы, шарфы, лыжи из бумаги.

Программные задачи: прививать навыки стихосложения; концентрации внимания, осмысленного слушания, сотворчества; сопоставлять детали, оценивать характеры персонажей их действия и мотивы; развивать познавательную активность; пополнить словарный запас детей; посредством изобразительной деятельности передавать своё настроение от прочитанного; вызвать и поддерживать интерес к художественной литературе. Развивать интонационную выразительность, координацию движений.

Ход НОД

Воспитатель: - Давайте вспомним, что мы уже знаем о Данииле Хармсе? Говорят, что он был необычным человеком. В чем же проявлялось его необычность? (Жил в Ленинграде; в детстве любил пошалить; когда стал взрослым в любую погоду ходил в шляпе, с зонтиком и гетрах; у него была дома машина, которую он собрал сам из ненужных вещей, она ему очень нравилась, хотя он не знал, для чего она нужна; свои стихи подписывал псевдонимом)

- А что такое псевдоним (Вымышленное имя, используемое человеком в вместо настоящего).

- Кто помнит настоящую фамилию Даниила Хармса? (Даниил Иванович Ювачёв)

- Правильно, молодцы.

Давайте немного разомнёмся и попробуем сочинить стихотворение. Я буду читать одну строчку целиком, а вы продолжите её, но так, чтобы было в рифму.

Воспитатель надевает шляпу, очки и шарф и читает стихотворение, жестом призывая детей угадывать слова.

Я захотел устроить бал,

И всех гостей к себе…. (позвал)

Купил муки, купил творог.

Испёк рассыпчатый (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости (не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…. (отломил)

Когда же гости подошли,

То даже крошки (не нашли)

Воспитатель: Молодцы! Постарались. Какое, получилось стихотворение? (весёлое, смешное).

- Как вы считаете, каким должен быть человек написавший такое стихотворение? (весёлым, жизнерадостным)

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет? Кто бы это мог быть? (Вносит игрушку-кошку с перевязанной лапой).

- Да это кошка, она поранила лапку. Как мы можем ей помочь? (Высказывания детей)

- А вот Даниил Хармс придумал шариками…. лечить кошку. Сейчас я вам расскажу и покажу, как это шариками можно вылечить кошку.

Чтение и инсценировка стихотворения «Удивительная кошка»

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей чтобы вылечить кошкину лапу,

Волшебные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идёт по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

Воспитатель: Как вы думаете, как чувствовала себя кошка, когда ей купили воздушные шарики?

- А что чувствовал поэт? (счастье, радость)

- Почему? (Потому, что помог кошке, вылечил её и подарил шарики)

- Как можно назвать такого человека? (счастливым).

- Покажите, какие эмоции у вас были в начале стихотворения? (Грусть, печаль, боль). Почему?

- А какие эмоции, у вас вызвало окончание стихотворения, покажите? (Радость, веселье, удивление). Почему?

- Как вы думаете, можно так вылечить настоящую живую кошку? (Ответы детей) Только вы, пожалуйста, не делайте так со своим котёнком. Ведь у Даниила Хармса не обычная кошка, а удивительная, придуманная поэтом.

Воспитатель: И с ещё одним стихотворением мне хотелось бы вас познакомить.

Чтение стихотворения «Я шёл зимою вдоль болота….»

Я шел зимою вдоль болота

В галошах,

В шляпе

И в очках.

Вдpyг по pеке пронесся кто-то

Hа металлических

Крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел,

Подпpыгнyл

И исчез.

И долго я стоял y речки,

И долго думал,сняв очки:

"Какие странные

Дощечки

И непонятные

Крючки!"

Воспитатель: Скажите, кого же увидел поэт?

- Что это за металлические крючки, на которых можно бегать по реке?

- А что это за странные дощечки?

- А кто этот странный человек?

- Покажите, как катаются на лыжах, на коньках.

- Как вы думаете, почему Даниил Хармс не узнал ни коньки, ни лыжи? Может он, их никогда не видел

- Я тоже думаю, что видел, но в этот момент он наверно о чём-то задумался и поэтому коньки ему показались непонятными крючками и дощечками.

- А как, вы думаете, о чём мог задуматься поэт? (Предположения детей)

- Заканчивая наше сегодняшнее знакомство с поэтом давайте ещё раз вспомним каким же он был. (весёлым, жизнерадостным, счастливым, мечтательным, задумчивым, чудаковатым)

- А теперь я предлагаю вам надеть шапки и шарфы и покататься на лыжах!

(дети встают на импровизированные лыжи, имитируют катание на лыжах).

 

Список использованной литературы

1. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: «ВАКО», 2007. – с. 16-19.

2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2015.

3. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.

4. Журнал «Воспитатель ДОУ», № 10. - 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками.

Проект «Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, ...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи....

Доклад на тему: Развитие математических способностей детей старшего возраста через знакомство с родным городом.

Как используя занимательные математические задачи познакомить с достопримечательностями родного города....

Проект на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность на материале русских народных сказок»

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...

Проект на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность на материале русских народных сказок»

Народные сказки являются одним из значимых произведений  для  дошкольников. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравс...