Проект на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность на материале русских народных сказок»
проект по художественной литературе (средняя группа)
Народные сказки являются одним из значимых произведений для дошкольников. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни.
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rechevoy_dlya_sredney_gruppy.docx | 876.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Городского округа Балашиха «Детский сад № 21 «Лесовичок»
.
Проект на тему:
«Развитие речи детей среднего
дошкольного возраста,
через проектную деятельность
на материале русских народных сказок»
Выполнила воспитатель высшей категории
Чиринда Наталия Викторовна
«Язык народа - лучший,
никогда не увядающий
и вечно вновь распускающийся
цвет всей его духовной жизни»
К. Д. Ушинский
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения устного народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни.
Народные сказки являются одним из значимых произведений для дошкольников. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни.
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами.
Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Актуальность проблемы:
В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка».
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей я выбрала методическую тему «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, через проектную деятельность на материале русских народных сказок»
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
Информационная карта проекта
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели группы, родители.
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2019г. - май 2020 г.)
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
развитие речи детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность на материале русских народных сказок.
Для достижения поставленной цели определили следующие задачи проекта:
Для воспитанников:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- Формировать умение пересказывать сказки.
-Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
-Учить узнавать персонажи русских народных сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
- Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки.
- Воспитывать любовь к книге.
Для педагогов:
1. Ознакомить с методическими разработками по данной теме;
2. Пополнить развивающую среду группы новым дидактическим материалом;
3.Создать условия для развития творчества, повышения профессионального мастерства.
Для родителей:
1. Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
2. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей, привлекая их к осуществлению образовательной деятельности в семье.
3. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями.
Проект осуществлялся через образовательные области:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие
С РОДИТЕЛЯМИ
- консультации
– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:
- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Повысить интерес детей к русской народной сказке;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
-Успешное овладение грамотной и связной речью.
-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
-Использование образных выражений при пересказе сказок;
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
-Совершенствование звуковой стороны речи;
-Усиление интереса к занятиям;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
- Организация мини-музея «Мир сказок» и выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.
- Драматизации РНС.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:
Данный проект реализовался в 3 этапа.
I этап –подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
II этап – практический (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
III этап – заключительный. Завершающий: обобщение результатов работы, выступление на педагогическом совете.
Пути реализации проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап Ознакомительный | 1. Определение темы проекта. Намечает план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. 2. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме. Обработка информационного материала. Пополнение предметно-развивающей среды 3. Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; 4.Оформление наглядной агитации для родителей с целями, задачами, тематикой проекта. 5. Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки. 6. Подготовка консультаций для родителей: «Читайте детям сказки», Волшебные «мамины сказки», «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Воспитание сказкой». | 1. Вхождение в проблему «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи цели проекта. 4. Дополнение задач проекта. | 1.Знакомятся через наглядную агитацию с темой, целью, задачами проекта. 2.Знакомятся с тематикой заданий, которые предлагает воспитатель («Иллюстрации к русским народным сказкам (по их выбору) «Театр пальчиковый по сказке «Теремок») и определяются с темой своего выбора. |
2 этап Основной | ОО «Познание»: 1.Викторина по математике «Герои сказок в цифрах». ОО «Коммуникация»: 1.Провести с детьми беседы на темы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». 2. Проведение викторины «Ах, уж эти сказки!». 3. Составление картотек с речевым материалом по сказкам. 4. Проведение коммуникативных игр: «Кто чем приметен», «Путаница». ОО «ЧХЛ»: 1. НОД на тему «Путешествие по русским народным сказкам» 2.Прослушивание сказок в аудиозаписи. 3.Чтение произведений: «Как аукнется, так и откликнется» (р. н. с., «Снегурушка и лиса» (р. н. с., «Сивка – бурка», «Ховрошечка», и других. ОО «Физкультура»: 1. Проведение подвижных игр: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята». ОО «Безопасность»: 1. НОД «Уроки безопасности от Колобка». ОО «Труд»: 1.Проведение занятий по оригами «Лиса», «Заяц». 2. Ручной труд из природного и бросового материалов по мотивам сказок. ОО «Социализация»: 1.Включение дидактических игр в режимные моменты: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой? », «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? », «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя», «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя». 2.Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок» и других. ОО «Музыка»: 1.Прослушивание песен из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», и др. ОО «Художественное творчество»: 1.Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки». 2. Рисование героев сказок «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя». Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» и др. | Участие в викторине «Герои сказок в цифрах» Участие в беседах на заданные темы. Участие в викторине «Ах уж эти сказки» Участие в НОД Прослушивание сказок в аудиозаписи. Слушание художественных произведений. Участие в занятиях. Самостоятельные игры детей с «Разрезными картинками», «Составь портрет сказочного героя» и др. Участие в инсценировке. | Консультация для родителей «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников» |
3 этап Заключительный | 1. Изготовление героев к пальчиковому театру «Теремок» родителями. 2. Порекомендовать родителям вместе с детьми проиллюстрировать одну из русских народных сказок. 3. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров. 4. Организация выставки книг «Сказки моего детства» 5. Организация выставок рисунков и поделок «Герои в русских народных сказках». | 1.Участвуют в изготовлении иллюстраций к русским народным сказкам. | 1. Оказание помощи в изготовлении сказочных героев к пальчиковому театру «Теремок». 2. Совместно с детьми изготавливают иллюстрации к русским народным сказкам. 3. Оказание помощи в оформлении и пополнении книжного уголка. 4. Помощь в организации выставки книг «Сказки моего детства» |
4 этап итоговый | 1.Подготовка к презентации. 2.Презентация. | 1. Продукт деятельности готовят к презентации. | Знакомятся с презентацией. Делятся впечатлениями о проекте. |
Заключение:
Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста, на материале русских народных сказок» был разработан и находится в стадии реализации в соответствии с планом.
Анализ проведённой работы на сегодняшний день показал, что систематическая и планомерная работа по развитию речи даст положительные результаты:
- Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.
Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
По результатам проектной деятельности, можно сделать вывод, что задачи проекта выполнены:
- В процессе реализации проекта была обогащена речь детей, пополнен активный словарь,
- Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- Повысился интерес детей к русской народной сказке;
- Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Используют образные выражения при пересказе сказок;
- Родители воспитанников были вовлечены в образовательный процесс и активно участвовали в совместной деятельности с дошкольным учреждением и с педагогами.
Были организованы:
- Выставка произведений художественной литературы по мотивам русских народных сказок, различных иллюстраторов.
- Родителями была оказана помощь в организации мини-музея «Мир сказок» и выставки рисунков «Герои в русских народных сказах».
Достигнутые результаты проекта:
Таким образом, были достигнуты следующие результаты работы, в рамках реализации проекта:
- сформировался устойчивый интерес к русским народным сказкам
- у воспитанников группы расширился кругозор и активизировался словарный запас.
- речь детей стала более выразительной и эмоционально окрашенной.
- дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
- дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
- родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам.
Список литературы:
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. "Проектная деятельность дошкольников".
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
6. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
7. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
Консультация для родителей
«Читайте детям сказки»
В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребенок приносит в детский сад и просит воспитателя почитать.
А мама очень занята. Ей некогда читать сказки. Она считает это не серьезным делом и не обязательным. У нее множество более важных и более серьезных дел.
И все-таки каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком- мамой.
Читая ребенку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего малыша на примере положительных героев. Учите доброте, преданности, уважению. Сказка- очень действенный инструмент в воспитании ребенка. Малыш хочет подражать любимым героям. Учится различать добро и зло. Да и общие интересы с мамой или папой очень важны для малыша.
Кроме того, слушая сказку, ребенок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.
Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и на всегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом не никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребенок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них ответы. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна.
Читайте детям сказки. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Консультация для родителей:
«Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста»
Слушаю сказки - и вознаграждаю
тем недостатки проклятого
своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть ФОЛЬКЛОРОМ. На протяжении веков русский народ также создавал бесценные памятники искусства слова - былины, сказки, песни, частушки, пословицы и поговорки, загадки.
Сказка - это не рассказ, не повесть, не стихотворение или поэма, которые мы читаем в книгах. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ря слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка - сказывать - рассказывать. То есть сказка - это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как исполнителя, так и для его слушателей.
Сказки бывают разные. В одних главными героями являются животные. Это - сказки о животных.
В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего - добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-Царевича или Ивана-Дурака, обязательно связанных с волшебством. Это волшебные сказки. И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это социально-бытовые сказки.
Дети любят народные сказки, песенки, загадки, охотно их слушают и запоминают. Сказки привлекают ребенка интерсным, знимательным сюжетом, яркостью художественных образов, красотой, меткостью народного языка. Огромная ценность народной сказки заключается и в силе ее морального воздействия на детей. Сказка дает примеры подлинного геройства, дружбы, помощи в беде; просто и убедительно показывает ребенку торжество правды над ложью, добра над злом, победу труда.
Высоко ценил народную сказку наш замечательный педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке: "Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".
Народные песенки образны, лаконичны, разнообразны по ритму. Дети запоминают их на всю жизнь. Короткие сказки о животных и песенки читают читают для самых маленьких. Для более старших детей следует читать сказки сложнее - волшебные, а также загадки, считалочки.
Читать детям сразу несколько сказок не слеует, лучше одну и ту же повторить несколько раз. Пусть ребенок хорошо запомнит сказку, рассмотрит картинки. Чем лучше ребенок усвоит народную сказку, тем сильнее будет ее воспитательное воздействие.
Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
Дети сказки любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Проживание через сказку позволяет ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять смысл и важность каждого из них.
Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь, воображение.
Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Ребенку предлагается отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой – то ее эпизод, изменить ситуацию в знакомой сказке, придумать ее продолжение, новую концовку:
- Придумывание сказки по – новому. Это помогает по – новомувзглянуть на знакомые сказки. Разве не привыкают дети к тому, что колобок – добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Крошечка – Хаврошечка и золушка – трудолюбивые, скромные.
- Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно их ломать. Вроде бы сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев с противоположными качествами.
- Придумывание сказки со смешанными образами. Но вначале нужно разобраться, что же такое смешанный образ. Самое простое толкование: один предмет, образ объединяется с другим, и в результате получается несуразица, парадокс. Более уместным будет преподносить такие явления в игровой ситуации.
- Составление коллажа из сказок. Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Вариантов и переплетений из разных сказок может быть множество. Важно только не забыть о главных героях – и получиться «Коллаж из сказок».
- Очень хорошо придумать так называемую «Волшебную палочку». Вначале взрослый оперируют ею в различных ситуациях (помогает сказочным героям, превращает их). А затем сам ребенок «обученный владению «волшебной палочкой», сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает своеобразная обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
- Можно специально придумать для детей экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно, то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок находит выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
- В настоящее время существует проблема, когда дети могут вступать в разговор, в общение с незнакомыми людьми. Если есть проблема, значит нужно ее решать. В том числе с помощью сказок, ведь в них тоже нередко присутствует элемент общения с незнакомцами. Поэтому можно приобщать детей к придумыванию паролей, которые препятствовали бы таким ситуациям. Вначале дети сами придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в семье ребенка будет действовать какой – либо пароль, знакомый лишь ее членам.
- Сочинение сказки про самого себя. Это полезно с различных сторон. Во – первых, потому что дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними или их близкими: мамами, бабушками. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во – вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам. Можно вводить в сказки новые и новые точки соприкосновения – любимых персонажей.
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или отдельные детали.
А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – тотчас же появится какой – то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки.
Дети с удовольствием сочиняют сказки, преобразовывают ход их повествования, придумывают новые начало и концовки, вводят непредвиденные ситуации, смешивают несколько сюжетов, добавляют новых героев. А задача взрослых в этом детям помочь.
Картотека игр по русским народным сказкам.
Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Количество играющих: неограниченно
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)
Количество играющих: неограниченно
Материал: картинки с овощами и фанты
Игровое действие:
Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.
Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»
Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Количество играющих:
Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку
Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.
Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему: "Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе"
«Детей следует воспитывать, учить, растить среди природыи при посредстве природы …»Е.И. Тихеева Жизнь человека без речи немыслима. Помимо того, что с помощью речи люди могут общаться друг с ...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Презентация на тему: "Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность"
Актуальность, фотографии, ожидаемый результат....
Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...
Консультация для родителей на тему. Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и...
Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №42" Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...
Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры»
В консультации говорится о важности развития речи ребёнка дошкольного возраста .Одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста является приобщение их к истокам русской народной...