План самообразования воспитателя по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"
материал по художественной литературе (старшая группа)

План самообразования воспитателя старшей группы по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020-2021.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Баландиной Светланы Петровны

на 2020 / 2021 учебный год

Тема:  «Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности»

Актуальность:

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда.  В современных условиях само понятие "книга"  почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение,  компьютер активно выступают ее конкурентами. 

Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга  является  учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект,  творческое воображение, способствует гармоничному  нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир.  Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приемов, направленных на анализ произведений художественной литературы создает условия для всестороннего развития детей, в частности:  развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.

Цель работы по самообразованию (расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в области конкретной методики, предмета, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня):

•        повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у дошкольников устойчивого интереса к художественной литературе;

•        создание условий для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе. 

Задачи:

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- составить перспективный план работы с детьми по данной теме;

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги);

-формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

-приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;

- развить интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, посещения семинаров;

- сплотить детский коллектив;

-стимулировать повышение интереса дошкольников и их родителей к художественной литературе, использование в общении литературной речи, формирование бережного отношения к книге;

- повысить уровень познавательного, речевого  развития детей;

- создать предпосылки для реализации творческих способностей детей, самовыражения;

- помочь детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения;

-повысить заинтересованность родителей в регулярном чтении произведений художественной литературы в повседневной жизни, проявление интереса к взаимодействию с воспитателем, детьми.

- внедрить эффективные педагогические технологии в работу с детьми.

Дата начала работы над темой    сентябрь 2020 года

Предполагаемая дата окончания работы   май 2021 года

№ п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

1

Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный) – прохождение курсов повышения квалификации; получение высшего профессионального образования; посещение лекций; изучение научно-методической литературы; детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения; и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных:

Изучение методической литературы по данной проблеме:

1. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

2.Гриценко 3.А. Детская литература и методика приобщения к чтению [Текст]. –М.: Изд. Центр «Академия, 2004.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим

дошкольников с литературой. – М., 1998.

5.Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: дис. ... д-ра пед. наук / Чиндилова О. В. - Челябинск, 2011. [Электронный ресурс].

Изучение статей в научно-методических журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

 «Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

1.Максименко О.П. Формирование педагогической компетентности родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение. Сб. материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» №5. 2016. - С. 731-736.

2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования.

3.Сомкова  О.Н.  Проблемы  литературного  развития  детей  в  современной  науке  и

практике дошкольного образования[Текст] //Детский сад: теория и практика. –2013. –No6.–С.14-24.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

      -

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Изучение методической литературы по теме самообразования поможет

повысить уровень осведомленности  в данной области.

2

Внедрение в практику:

  • Разработка перспективного плана работы по теме самообразования  на 2020-2021 учебный год.

  • Анкетирование родителей. Анализ результатов анкетирования

  • Составление  перечня  дидактических игр и пособий по ознакомлению дошкольников с книжной культурой. Составление картотек.
  • Создание предметно-

развивающей  среды  и  отбор

художественной  литературы  с

учётом рекомендаций  ФГОС ДО.

  • Изготовление и внедрение в систему работы ряда дидактических игр и пособий, демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми.
  • Создание библиотеки  для детей  и родителей.

  • Создание "Книжкиной больницы" в группе

  • Организация цикла познавательных бесед («Как рождается книга», «Откуда книжка к нам пришла»)

  • Организация тематических книжных выставок в группе: «Книги о природе», «Сказки Пушкина», «Русские народные сказки», «Иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов»
  • Взаимодействие  с  городской  библиотекой.

  • Организация выставок творческих работ сделанных по мотивам прочитанных произведений.
  • Создание родителями и детьми книг-самоделок

  • Оформление консультаций, памяток, папок-передвижек для родителей по теме самообразования:                      «Простые советы родителям, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению», «Первое знакомство с книгой», «Чтение в кругу семьи», «Моя любимая книга», «Что необходимо читать дошкольнику», «Как помочь ребенку полюбить книгу», «Воспитываем детей с помощью сказок», «Развиваем выразительность речи», «Как организовать чтение перед сном» (издание буклетов, памяток)
  • Подборка литературы для родителей .
  • Привлечение родителей к пополнению книжного уголка группы, изготовлению  атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности, изготовление необходимых развивающих игр и дидактических пособий.

  • Участие родителей в совместной проектной деятельности с детьми и педагогами; 

  • Участие родителей в совместных литературных мероприятиях ( досуги, викторины, вечера загадок, сказок, конкурсы чтецов, литературные гостиные, празднования именин произведения)

сентябрь

сентябрь

октябрь

  ноябрь

в течение года

в течение года

декабрь

декабрь

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

  • Перспективный план по   ознакомлению дошкольников с книжной культурой, формированию предпосылок грамотности
  • Выявление представлений родителей о роли традиций семейного чтения в системе воспитания.
  • Картотеки загадок, потешек, пословиц, поговорок, стихов, художественных произведений. Картотека дидактических игр и пособий
  • Развивающая  среда в группе, соответствующая требованиям ФГОС ДО, способствующая формированию осознанного интереса детей к книжной культуре.
  • Развивающая  среда в группе, способствующая  формированию осознанного интереса детей к книжной культуре.
  • Возможность взять книгу на дом, обмен книгами между участниками образовательного процесса.

  • Формирование бережного отношения к книге, овладение основными культурными способами деятельности: бережно относиться к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.
  • Дети запоминают фамилии писателей, по обложкам и иллюстрациям узнают знакомые произведения.  Формируется интерес  детей к прочтению книги.
  • Посещение семьями воспитанников городской библиотеки
  • Взаимодействие ДОУ и семьи в работе по   знакомству дошкольников с книжной культурой.
  • Создание условий для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
  • Педагогическое просвещение родителей    в вопросах приобщения  детей к книге, возрождение традиций семейного чтения,  использования в воспитании художественной литературы,  ее весомости  при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.

  • Активное участие родителей в оформлении информационного пространства в группе, связанного с книгой, изготовление  игр и пособий, пополнение книжного уголка; оснащение с/р игр  «Библиотека», «Книжный магазин», «Книжная больница», «Книжная фабрика» и т.д.
  • Активное вовлечение родителей в образовательный процесс,  в совместную проектную деятельность; развитие эстетического восприятия, активного взаимодействия,  познавательной активности
  • Включение родителей в организацию и проведение досуговых мероприятий; активное участие  вместе с детьми  в  литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов, знатоков детской художественной литературы, выразительности чтения и домашних театрализациях, конкурсах рукописной семейной книги.

3

Представление опыта работы – доклад на педагогическом совете, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, разработка конспектов мероприятий с детьми и т. д.:

  • Подведение итогов работы по самообразованию за учебный год.
  • Самоанализ педагогической деятельности.
  • Отчёт  о проделанной работе по теме самообразования на  итоговом педагогическом совете

май

Обмен опытом с другими педагогами ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....

Перспективный план по формированию предпосылок грамотности в подготовительной группе

В плане представлен материал как с детьми , так и родителями на целый учебный год....

План самообразования музыкального руководителя на тему: «Современные подходы при формировании положительного отношения и устойчивого интереса дошкольников к культуре народов Поволжья»

План самообразования музыкального руководителя на тему: «Современные подходы при формировании положительного отношения и устойчивого интереса дошкольников к культуре народов Поволжья»...

План самообразования на 2022 - 2023 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Цель: продолжать знакомить детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города."

Формирование патриотических чувств у детей  дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города....

Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...

Консультация для воспитателей «Литературный центр в группе - как средство формирования предпосылок читательской грамотности»

laquo;Литературный центр» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования предпосылок читательской грамотности у ...