Консультация для воспитателей «Литературный центр в группе - как средство формирования предпосылок читательской грамотности»
консультация
«Литературный центр» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Литературный центр в группе - как средство формирования предпосылок читательской грамотности»
Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.
«Литературный центр» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников.
Слайд 2. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Слайд 3. Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, заниматься чтением для достижения своих целей, применять полученные из книг знания в социальной жизни. В детском саду формируются только предпосылки читательской грамотности, так как ребенок пока является слушателем художественных текстов.
Интерес дошкольников к книге способствует формированию предпосылок читательской грамотности.
Слайд 4. Цель литературного центра: создание условий для развития у детей основ читательской культуры, любознательности, самостоятельной познавательной активности. На достижение этой цели направлены задачи.
Задачи:
- Знакомить с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями;
- Формировать положительную мотивацию к обучению чтению;
- Формировать и развивать навык восприятия образов художественной литературы и фольклора;
- Развивать умение эмоционально откликаться на содержание книг;
- Развивать способность соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;
- Формировать мыслительные способности: сравнение, анализ, выделение главного, формулировка выводов;
- Развивать память и фантазию;
- Стимулировать речевую активность, пополнять словарный запас;
- Прививать любовь к литературе;
- Воспитывать бережное отношение к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнения трудовых поручений;
- Воспитывать нравственность через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности и т. д.
Слайд 5.
К организации книжного уголка предъявляется ряд требований в соответствии с ФОП ДО :
- Безопасность, удобное расположение, привлекательность;
- Правильное освещение, чтобы дети не портили зрение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени;
- «Уголок книги» должен располагаться в соответствии с ростом детей данной возрастной группы;
- Книги, помещаемые в книжном уголке, должны быть привлекательными, эстетичными, в соответствии с возрастом детей.
Слайд 6. «Уголок книги» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, где хранятся книги, альбомы, игры; а также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему. Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги.
Слайд 7. Наличие «Уголка книги» обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей.
Слайд 8. В группах раннего и младшего возраста книжный уголок организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее, как игрушку.
Сначала воспитатель знакомит детей с книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, приучает рассматривать книги и картинки только в отведенном месте, говорит о правилах пользования (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не рисовать, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.), затем приучает к самостоятельному пользованию книгой.
Слайд 9. В «Уголке книги» необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. (с движущимися частями, встроенными игрушками). Книг выставляется, как правило, немного 4—5, однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Дело в том, что маленькие дети очень склонны к подражанию, и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
Слайд 10. В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, книги с яркими иллюстрациями.
Слайд 11-14. Кроме книг там могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).
Слайд 15. Рассматривание альбомов с предметными картинками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир.
Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как:
- «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова;
- «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина;
- рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова;
- «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича;
- «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева;
- «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.
Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
Слайд 16. В средней группе книжный уголок организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 5 – 6 книг, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам остаются те же. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней, поэтому там может храниться материал для ремонта книг (бумага, клей, ножницы и др.).
Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги.
Слайд 17. Добавляется коллекция скороговорок и чистоговорок. Отработанные в совместной деятельности скороговорки и чистоговорки, иллюстративно оформленные и помещенные в литературном центре, привлекают внимание детей и побуждают к самостоятельному проговариванию детьми разученных текстов.
Слайд 18. Выставляются тематические альбомы, иллюстрации, так же можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель с детьми обсуждает лексическую тему, рассматривает иллюстрации, затем эти альбомы и иллюстрации помещаются в книжном уголке, и дети могут самостоятельно их рассматривать или выполнять самостоятельно задание педагога. Например, найти картинки домашних животных, найти героев сказки «Колобок» и т.п.
Слайд 19. На полки книжного уголка выставляются разные виды театра, чтобы дети имели возможность проиграть сюжет любимой сказки.
Слайд 20. В литературном центре также хранится подборка аудиозаписей с любимыми сказками и видео подборка мультфильмов по сказкам и литературным произведениям.
Слайд 21. Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам. Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети предпочитают произведения о животных, другие очень любят сказки, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне, приключениях. Поэтому книги в литературном центре старших дошкольников подбираются с учетом интересов детей.
В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разнообразным за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг увеличивается до 10 – 12 экземпляров.
Слайд 22. В подготовительной группе также рекомендуется помещать в книжный уголок: книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);
Слайд 23. научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.
Слайд 24. Сказки народные и авторские;
Слайд 25. Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
Слайд 26. Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
Слайд 27. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
Слайд 28. Иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям;
Слайд 29. Книги, которые дети приносят из дома;
Слайд 30. Тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Е. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.),
Слайд 31. Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
Слайд 32. Портреты известных детских писателей, поэтов,
Слайд 33. художников детской книги.
Слайд 34. Также в подготовительной к школе группе добавляются книги на школьную тематику.
Слайд 35. Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные. В книжный уголок можно поместить буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
Слайд 36. Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки.
Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
Длится выставка не более 3-4-х дней, т.к. внимание и интерес детей будет снижаться.
Также педагоги могут проводить выставки книг, которые углубляют познавательные интересы детей.
В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.
Рекомендуется привлечение родителей к составлению материальной базы уголка, а также проведение консультаций о поощрении читательских интересов детей, важности обсуждения прочитанных книг в семейном кругу. В приемной размещаются примеры тем литературных досугов, информация для родителей (списки книг для домашнего чтения), детские рисунки по произведениям.
Слайд 37. Средства оформления книжного уголка. Это стенды, плакаты, таблички и надписи, картинки и эмблемы.
Слайд 38. Стенды. Наличие стенда позволяет размещать наглядные материалы по теме занятия в книжном уголке: портреты писателей, иллюстрации к художественным текстам.
Слайд 39. Плакаты. Воспитатель совместно с воспитанниками готовит в художественной мастерской плакаты для оформления книжного уголка. Для работы придумываются забавные лозунги, выбираются мотивы и персонажи для изображения.
Слайд 40. Таблички и надписи. Полки и ячейки в книжном уголке оформляются табличками и надписями.
Слайд 41. Картинки и эмблемы. Придать уголку привлекательный вид помогают картинки и эмблемы, которые ребятам так нравится рассматривать.
Все это помогает привлечь внимание детей к литературному центру, тем самым формируется устойчивый интерес к книгам, как одна из предпосылок читательской грамотности.
Слайд 42. Основные виды деятельности в книжном уголке
- Прослушивание литературных произведений;
- Познавательные и эвристические беседы;
- Изучение наглядного материала: выставок, иллюстраций, портретов, обложек;
- Игровая деятельность: дидактические игры, игры-драматизации; игровые и двигательные упражнения и задания. Например: «Составь пересказ по мнемотаблице», «Передай сюжет сказки, рассказа при помощи игрушек», «Найди на страницах книги изображения: животных, растений, людей, волшебных предметов», «Покажи мимикой эмоции героев».
- Трудовая деятельность: посильная помощь в уборке книжного уголка (протирание от пыли книжных полок и печатных изданий), ремонт книг и журналов;
- Самостоятельное изучение печатных изданий.
Слайд 43. Все эти виды деятельности формируют предпосылки читательской грамотности: умение осмысливать и оценивать текст, выделять нужную информацию из текста, эмоционально откликаться на содержание произведения; формируют грамматический строй речи, умение излагать свои мысли в процессе коммуникации; развивают способность к самостоятельному речевому творчеству на основе читательских текстов.
Слайд 44-45. Названия в книжных уголках.
Также привлечь внимание к книжному уголку помогут различные названия. В придумывании названия книжного уголка могут участвовать воспитанники. Если уголок выполнен в какой-либо оригинальной тематике или форме, то название должно соответствовать стилю оформления. Подсказкой к наименованию выступают персонажи — хозяева уголка.
Примеры названий:
классические: «Библиотека», «Читательский уголок», «Уголок сказок», «Книжный уголок»;
оригинальные: «Книжная радуга», «Дом книги», «Книжный городок», «Сказка, приди!», «Книголандия», «Книжный теремок», «Литературная вселенная», «Магия книг», «Сказочное путешествие», «Там на неведомых дорожках», «От чистого истока», «Книжный калейдоскоп»;
с использованием литературных мотивов и персонажей: «Лукоморье», «Библиотека Василисы Премудрой», «Уголок Кота учёного», «В гостях у мудрой совы», «Встреча с Незнайкой».
Слайд 46. К завершению дошкольного возраста процесс формирования предпосылок читательской грамотности из пассивного (слушателя произведений) должен перейти в активный этап, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам. В этом и поможет правильно оформленный литературный уголок и работа в нем.
Слайд 47. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-294901-1396114423.jpg)
Консультация для воспитателей "Речевой центр в группе как средство развития речи дошкольников"
Формирование правильной речи детей - одна из основных задач дошкольного образования. Одним из условий полноценного познавательно-речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/05/picture-1414098-1657032279.jpg)
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников
Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/04/picture-1234215-1585995193.jpg)
Игра на формирование предпосылок читательской грамотности
Игра со сказками для детей 4-5 лет по формированию предпосылок читательской грамотности...
«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»
Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий
Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/11/picture-1111828-1681236816.jpg)
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/26/picture-215355-1703572041.jpg)
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...