Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Елена Александровна Потапкина

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

Как приобщать детей к книге с раннего возраста, к художественной литературе, в дальнейшем – к чтению? В настоящее время стоит проблема: дети не любят слушать, их внимание быстро рассеивается, им не интересно.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «яркую, живую картинку». Они привыкли к гаджетам, где картинка быстро меняется на другую, а в книге такого не происходитЧтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_v_yaslyah.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 имени П.А.Столыпина»

города Балашова Саратовской области»

 

Выступление на РМО

воспитателя младшей группы (2-3 года)

на тему:

«Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности

у детей раннего возраста»

Подготовила воспитатель:  Потапкина Е.А.

                                                                             

Балашов

2023-2024 учебный год

«Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности

у детей раннего возраста»

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

Альберт Эйнштейн

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

Как приобщать детей к книге с раннего возраста, к художественной литературе, в дальнейшем – к чтению? В настоящее время стоит проблема: дети не любят слушать, их внимание быстро рассеивается, им не интересно.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «яркую, живую картинку». Они привыкли к гаджетам, где картинка быстро меняется на другую, а в книге такого не происходитЧтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным.

Родители, а зачастую и их дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Но чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Книга всегда была и есть не только источником информации, а первым помощником взрослым в образовании и воспитании детей.

Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, педагоги дошкольных учреждений. Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников.

Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй.

Моя работа с родителями проводится в форме индивидуальных бесед, консультаций, тематических родительских собраний на которых родителям рассказываем о необходимости семейного литературного образования и воспитания у детей интереса к детской книге. Проводим совместные проекты. С раннего возраста мы, педагоги, стараемся читать в группе, рассматривать картинки, обсуждать прочитанное, обыгрывать сказки и потешки. В вечернее время привлекаем родителей к совместному чтению , в летнее время читаем на прогулке.

Совместные театрализованные постановки детей с родителями, начиная с младшей группы, также являются значимым элементом, способствующим повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действия, так и его участниками. Родители с удовольствием принимают участие в инсценировке произведений, самостоятельно готовят костюмы, маски и атрибуты.

В нашей группе есть своя свой «Книжный уголок», где детские книги, иллюстрации к ним меняются в зависимости от сезона, праздников. Организуются также мини-выставки литературы. Совместно с родителями изготовили на выставку книжки-малышки. Проводится акция «Подари книгу детскому саду».

Мною изготовлен альбом для рассматривания «Наши любимые сказки», в котором не только иллюстрации к знакомым сказкам детей, но и работа с детьми в группе по формированию предпосылок читательской грамотности у детей; карточки со стихами, потешками, стихотворениями; красочные картинки по сказкам. Дети, не умея еще читать, по картинке понимают какие сказки, потешки, стихотворения. Особое внимание в моей группе уделяется произведениям по мотивам стихотворений А. Барто.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Читать надо ежедневно, тогда в ребенке постепенно вырабатываются потребность читать. Слушать чтение, вырабатывать интерес к произведениям, испытывать эстетическое наслаждение от услышанного  или прочитанного. Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, надо беседовать, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать.

А для того, чтобы дети запоминали героев сказок и литературных произведений у нас есть «Азбука сказочных героев», которая может постепенно заполняться после прочтения тех или иных произведений».

Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников - книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь. Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их.

Основные правила чтения вслух детям раннего возраста:

Дети, которым родители регулярно читали вслух в дошкольном возрасте, лучше учатся в школе, грамотнее пишут, более развернуто и красиво выражают свои мысли.

Однако все эти преимущества от чтения вслух имеют место только в том случае, если родители читали ребенку правильно. К сожалению, по оценкам детских психологов, мало кто из родителей умеет читать детям вслух так, как это надо делать. В результате столь полезный метод развития малыша, как чтение ему вслух, превращается в сплошную скуку и тоску. Никакую пользу неверное чтение не несет, а лишь прививает малышу нелюбовь к чтению.

Рекомендации, как правильно читать вслух детям раннего дошкольного возраста:

1. При чтении вслух ребенку необходимо останавливаться, объясняя малышу непонятные моменты и обращая его внимание на определенные важные детали.

2. Любимые книги ребенка надо перечитывать много раз обязательно обсуждая прочитанное, и подвигая малыша на то, чтобы он пересказывал и комментировал услышанное.

3. Читающий должен произносить слова громко и членораздельно, без всякого детского сюсюканья.

4. Младшим детям следует читать книги только со счастливым концом.

5. Читающий должен стараться произносить текст по ролям, делать правильные актерские ударения.

6. Нельзя продолжать читать ребенку, если он устал и утратил интерес.

7. Для ребёнка в возрасте 2-3 лет предпочтительны книги с картинками, причём достаточно крупными и интересными. Хорошо, когда иллюстрация содержит много мелких деталей и её можно долго рассматривать.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

• Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя

книжные библиотеки или стеллажи с книгами  своей семьи;

• Вы – родители - главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.

      Авторитет родителей играет важную роль в воспитании юных читателей. Если дети видят, что их родители читают с удовольствием, то и ребенок постепенно будет втягиваться в процесс чтения, в кругу семьи зарождается любовь к книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А. на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»

ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А.на тему: «Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»

Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...

Опыт работы "Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности"

Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста...

Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы  «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...