Опыт работы "Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности"
материал (старшая группа)

Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitat._gramotnost_mnemotehnika.docx251.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Тайшетского района

МКУ «Центр развития образования Тайшетского района» 

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ПЕДАГОГОВ ДОО

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

Тема:

«Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста»

Подготовили: Миронова Валентина

Анатольевна, воспитатель 1 категории;  

                                                       Микрюкова Ольга Владимировна,

                                                     воспитатель МКДОУ детского сада «Сказка»

г. Тайшета

                         

                                                                                                                             

                                         

                                                                                             

                                                 Тайшет, 2022г.                                                      

 «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

Альберт Эйнштейн

 

Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".   Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе. Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга перестала быть спутником детства. Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим должны заниматься родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений. Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

  • пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
  • активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок читательской грамотности старших дошкольников

Задачи:

  • Способствовать формированию предпосылок читательской грамотности, читательских и речевых умений дошкольников.
  • Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  • Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы.
  • Постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения старшего дошкольника. 

Для формирования предпосылок читательской грамотности дошкольников старшего возраста мы для начала создали предметно-развивающую игровую среду в группе, оформили книжный уголок, в который внесли в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии. Периодически в группе организовывали выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная, например, сказки Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например: В.В.Сутеевым, Е.И.Чарушиным; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки и др. Каждую тему недели отражали в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могли в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Знакомили старших дошкольников с библиотекой (приглашали сотрудников библиотеки), знакомили с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки.

 Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров использовали наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.), «Рукавичка» (укр. нар), «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского и др. Для драматизации литературных произведений использовали костюмы сказочных героев, маски. Для лучшего освоения читательской грамотности дошкольников, мы использовали мнемотехнику. Т.к.  мнемотехника особенно хорошо зарекомендовала себя в развитии речи дошкольников, в формировании предпосылок читательской грамотности старших дошкольников, и в развитии памяти, развитию интереса к чтению художественной литературы. Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку практически невозможно запомнить и выучить что-то, что не подкрепляется наглядностью. Картинка в данной технике - это крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи. В начале мнемотаблицы составляли: воспитатели и родители, а в дальнейшем мы предлагали дошкольникам самим пробовать составлять такие таблицы. Мы сделали подбор картотеки мнемотаблиц: по известным сказкам: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Соломенный бычок – смоляной бочок» и др.; для заучивания стихов: Л. Яхина «Ласточка», В. Берестов «Июнь», «Сентябрь», Е. Трутнева «Жук», И. Белоусова «Весенняя гостья», М. Клокова «Жук», Е. Фейерабенд, Л.Некрасов «Лето»; для составления описательных рассказов: о животных (птицах), о бытовой техники, о деревьях и др.   Также приобрели дидактические игры с использованием мнемотехники: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.

    Работая с детьми, мы поняли, что образовательный процесс должен быть для них интересным, занимательным, развивающим, а правильно подобранные технологии должны способствовать совершенствованию речи, эффективно влиять на процесс ее развития. Сегодня нам бы хотелось по больше рассказать, как мы используем мнемотехнику в образовательном процессе дошкольников. Взяв за основу положения отечественных психологов: Эльконина Л.В. об использовании наглядности, Л. С. Выготского о создании плана высказывания; зная, что основные образные средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это сенсорные эталоны, различные символы и знаки, мы попробовали применить в своей работе приемы и методы мнемотехники, которые помогли сформировать предпосылки читательской грамотности у старших дошкольников и практически сразу убедились в их эффективности.

     Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Работа по мнемотаблицам проводилась нами в три этапа:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

    Детям старшего дошкольного возраста можно давать таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка. В мнемотаблице можно изобразить практически все – графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. нарисовать то, что считаю нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Отмечено, что у детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникают при составлении описательных рассказов о предметах. Для решения этой проблемы нами использовались схемы – описания по разным лексическим темам: «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Посуда», «Времена года» и т.д., которые помогают простроить план высказывания, что существенно облегчает детям данный вид рассказывания.

   Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе мы предлагали готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы. В процессе использования приемов мнемотехники, мы изменяли и совершенствовали схемы и модели, использовали готовые мнемотаблицы. Как показывает опыт работы, использование приёмов мнемотехники даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыка составления связных развёрнутых высказываний. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Всё это важно на данном этапе обучения, так как от человека в современных условиях быстро меняющей жизни требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими.    В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений мы использовали художественное слово. Один раз в неделю у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.

      Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. В беседах с родителями обращали внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по формированию предпосылок читательской грамотности старших дошкольников и к художественной литературе разработали систему сотрудничества педагогов и родителей: индивидуальные беседы с родителями, оформление приемной группы, домашние задания: изготовление книжек – малышек по знакомым сказкам, рисунки к сказкам.

   Целенаправленная работа по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников стершего возраста позволила сформировать у детей: эмоциональную отзывчивость; активность и объективность читательского воображения, интереса к формированию предпосылок читательской грамотности; умение пересказывать; развить аналитическое умение; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции. В дальнейшем планируем продолжить работу по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста с использованием мнемотехники.

 В итоге нашей работы с детьми старшего возраста по формированию предпосылок читательской грамотности, мы составили рекомендации для воспитателей: «Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста»

 

Рекомендации для воспитателей:

«Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста»

Заниматься можно начать уже с детьми младшего дошкольного возраста. Предложите малышу серию картинок известной ему сказки, например, «Колобок». Разложите картинки вразброс и попросите малыша сложить их соответственно сюжету сказки. Опираясь на картинки, попросите ребенка рассказать эту сказку кукле или другой игрушке. Мнемотаблица kolobok

Попробуйте вместе с ребенком составить свою мнемотаблицу по любимой сказке. Текст можно зарисовывать схематично, например, втречающихся на пути Колобка животных, изобразите в виде геометрических фигур, букв или придумайте свои образы. Такие занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но и здорово разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка.

Теремок

мнемотаблица teremok



Соломенный бычок-смоляной бочок

smolyanoj-bychok

 

Составление описательного рассказа по картинке:

Обычно детям достаточно сложно дается составление описательного рассказа. Ребенок теряется, так как у него нет определенного плана, он не знает с чего начать. С помощью мнемотаблицы все становится понятным: по порядку следует рассказать о цвете животного или птицы; о частях тела и т.д.

Рассказ о животном (птице)

mnemotablitsa-1

Рассказ о бытовой технике

mnemotabl-2

Рассказ о дереве

mnemotabl-3

Заучивание стихов с применением мнемотаблиц:

Особенно эффективны таблицы при разучивании стихов. Суть мнемотехники в том, чтобы на каждое слово или словосочетание придумать изображение в виде картинки или схемы. Таким образом зарисовывается все стихотворение целиком. Так, опираясь на мнемотаблицу, ребенок старается воспроизвести стихотворение.

Но особенно эффективны для разучивания стихов «Живые мнемотаблицы».

С их помощью малыш выучит стихотворение за считанные минуты.

Таким образом, мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи дошкольников и формирования предпосылок читательской грамотности у старших дошкольников.

Литература:

1. «Азбука общения» (для детей от 3 до 6 лет) Шипицина Л. М., Нилова Т. А., 2004 г., Изд.: Детство-пресс

2. «Добрые досуги по произведениям детских писателей» Белоусова Людмила, 2004 г., Изд.: Детство-пресс

3. «Знакомим со сказочно-былинной живописью»: Учебно-наглядное пособие Курочкина Надежда, 2007 г., Изд.: Детство-пресс

4. «Театр на столе» Петрова Ирина, 2005 г., Изд.: Детство-пресс

5. «Учимся по сказке». Большева Т. В. СПб.: «Детсво-Пресс», 2005.

6. «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова. Н.В.Гавриш М., Т.Ц.1999г.;

7. «Методика работы со сказкой». Рыжова Л.В. СПб: Детство-Пресс, 2012.

8. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста, Одинцева А.В., 2014 г.

9. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Полянская Т.Б., 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Игра на формирование предпосылок читательской грамотности

Игра со сказками для детей 4-5 лет по формированию предпосылок читательской грамотности...

«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.»

   Читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих ...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий

Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...

Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Брусничка»  Выступление на тему:«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через иг...