Опыт работы «Чтение художественной литературы как инструмента формирования предпосылок читательской грамотности»
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Клёнова Наталья

Одной из основных задач  Федеральной образовательной программы дошкольного образования является  ознакомление дошкольников с художественной литературой и формирование предпосылок читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Поможем Петрушке одеться»

Автор: Н.Н. Кленова, воспитатель, МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок», города Зеленокумска Ставропольского края.

Цель: расширить и уточнить представления детей об одежде.

Задачи:

1.        Продолжать знакомить детей с разными видами одежды. Подвести детей к выводу о связи одежды с временем года.

2.        Активизировать и обогатить предметный словарь детей (одежда, рубашка, платье, брюки, шорты, колготки, юбка, пальто, плащ, шапка, шарф, шуба, куртка, майка, трусы, носки, варежки, кофта).

3.        Продолжать закреплять навык составления предложений из 3-4 слов.

4.        Развивать умение рисовать цветными карандашами, мелками, фломастерами.

5.        Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре, взаимодействию в практической деятельности. Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Интерактивные технологии:

- «Большой круг»

- «Карусель»

- «Работа в парах»

- «Интервью»

Предварительная работа: рассматривание одежды, беседа о предназначении одежды и ее различии по сезонам года, чтение художественной литературы: «Маша-растеряша», «Как рубашка в поле выросла», «Я одеться сам могу…», отгадывание загадок на тему «Одежда и обувь», рассматривание иллюстраций с изображением людей, одетых по сезонам года, дидактическая игра «Отгадай одежду по описанию».

         Оборудование: мяч, кукла Петрушка, сундук, карточки с изображением солнца, снежинок, дождя, таящей сосульки, наборы предметных карточек с изображением одежды, разрезные картинки (свитер, кофта, брюки, юбка, варежки, перчатки, пальто, книжки-раскраски с изображением одежды, цветные карандаши).

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте загадку:

Шкаф ее зовется домом,

Одеваем мы ее.

На прогулку или дома,

В ней уютно и тепло.

Носят платье и жилетку,

Свитер, куртку и беретку

Коля, Петя и Надежда

Называя их … (Одежда)

- Ребята, вы догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать. (об одежде).

Раздается стук, появляется Петрушка с сундуком.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это Петрушка!

Петрушка:

- Здравствуйте, ребята!

Интерактивная технология «Большой круг»

Петрушка:

- Пока я шел к вам в гости, я замерз.

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, почему Петрушка замерз? (на улице осень, холодно, а он в легкой одежде)

- А какую одежду, носят осенью? (пальто, шапку, брюки т. д.)

- А зимой, какую одежду мы надеваем? (шубу, валенки, варежки)

- Значит, такая одежда, называется какой? (зимней)

- А в какое время года, мы с вами одеваем шорты, платье, панаму и т. д? (летом)

- Значит какая это одежда? (летняя)

Воспитатель:

- А какую одежду мы носим весной? (куртку, плащ, брюки, шапку)

- Давайте поиграем в игру «Подбери одежду по сезону», чтобы наш Петрушка лучше запомнил какую одежду надо надевать в каждое время года.

Интерактивная технология: «Карусель»

Игра «Подбери одежду по сезону»

Дети делятся на две команды. 1-ая команда становится в круг и получает карточки с изображением сезонных изменений (солнца, снежинок, дождя, таящей сосульки). 2-ая команда получает картинки с изображением одежды. Дети идут по кругу и находят себе пару с подходящим изображением сезонных изменений. Петрушка тоже принимает участие в игре.

Петрушка:

- Ребята, спасибо вам за игру. А сейчас я предлагаю поиграть в мою игру.

Физкультминутка «Одевайся потеплее»

Одевайся потеплее,

Свитер надевай скорее,

Брюки, безрукавочки,

На ноги – ботинки,

На руки – перчаточки.

Шапку, шарфик завязали.

И немного поскакали!

(имитация движений)

Петрушка:

- Ребята, я запомнил, какую одежду носят в разные сезоны года. Но вот беда, у меня нет теплой одежды. Я хотел сшить, но у меня ничего не получилось, только все части одежды перепутал.

Петрушка достаёт из сундука конверты с деталями одежды, из которых нужно собрать картинки.

Воспитатель:

- Ребята, давайте поможем Петрушке сшить новую одежду.

Интерактивные технологии «Работа в парах»

Игра «Собери картинку»

Воспитатель:

- Ребята, надо из деталей собрать картинку и рассказать, что вы «сшили» или «связали» для Петрушки. Но сначала вам нужно договориться, кто с кем будет выполнять задание. Не забывайте, что картинку надо собирать на середине стола, вместе, дружно.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:

- Ребята, договоритесь, кто в паре будет рассказывать. (Дети отвечают, какая одежда у них получилась).

Петрушка:

- Спасибо, ребята, за помощь. Теперь у меня есть теплая одежда и я знаю, какую одежду носят в разные сезоны года. Мне очень понравилось у вас в гостях, но пора возвращаться домой. На память о нашей встрече я хочу подарить вам эти замечательные книжки-раскраски. Здесь нарисовано много разной одежды.

Воспитатель:

- Спасибо, Петрушка, за подарки. Ребята очень любят раскрашивать. Ребята, давайте попрощаемся с Петрушкой.

Интерактивная технология «Интервью»»

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас я хочу у вас взять небольшое интервью, задать несколько вопросов.

- Что интересного вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Спасибо, ребята. А сейчас давайте сядем за столы и раскрасим картинки в книжках, которые нам подарил Петрушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...

Опыт работы "Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности"

Использование мнемотехники в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников старшего возраста...

Выступление на РМО воспитателя младшей группы (2-3 года) на тему: «Эффективность работы с родителями по формированию предпосылок читательской грамотности у детей раннего возраста»

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.Работа над словом начин...

Конкурс методических разработок «Формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников ДОО "Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе «Любимые сказки К.И.Чуковского»

Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Вспомнить знакомые произведения автора. Способствовать воспитанию устойчивого ин...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

В век информационных технологий нам, педагогам и родителям, все сложнее привлечь детское внимание к книгам. Современные дошкольники предпочитают мультфильмы и компьютерные игры, но мы не сдаемся, и ст...