Формирование предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
статья по развитию речи (старшая группа)

Ойношева Аня Ивановна

Читательская  грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей: эмоциональную отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, умение пересказывать, увеличивается интеллектуальный потенциал ребенка, расширяется словарный запас, повышается самооценка ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oai_1.docx26.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Ойношева Аня Ивановна,

музыкальный руководитель СП ДОУ «Кырлыкский детский сад»

     Мир, в котором мы живём сейчас, какой он? Быстрый, динамичный, информационный, неустойчивый, открытый. Похож он на тот, который был двадцать лет назад? Меняется мир, меняется наша жизнь, наши дети, меняется и детский сад.

   Современный детский сад, какой он? Детский сад с дорогостоящим ремонтом, современной мебелью, неограниченным количеством игрушек, компьютерами и гаджетами? Или детский сад, где живут смелые, открытые, творческие дети – авторы своей жизни? Это детский сад, где на первом месте детская инициатива, самостоятельность, активность, любознательность. Именно эти характеристики являются основой, фундаментом формирования функционально грамотной личности.

    Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

   В период дошкольного детства можно говорить только о формировании предпосылок функциональной грамотности – начальной форме или задатках этой будущей способности эффективной жизнедеятельности.

   В развитии предпосылок функциональной грамотности   в стороне не должна оставаться и музыкальная деятельность.

   Под функциональной грамотностью на музыкальных занятиях в детском саду мы понимаем базовые навыки музыкальной деятельности детей, как отдельной личности, обладающей определенными качествами так и коллектива в целом.

   Работа музыкального руководителя по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. Благодаря грамотному подходу планирования и проведения музыкальных занятий, у детей в дальнейшем расширяются знания о музыке. Накапливается опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей. Музыка не только наполняет жизнь детей новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей.

    Музыкальная деятельность играет важную роль в развитии у детей правильной речи, поэтому можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях создаются условия и формируются предпосылки читательской грамотности. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера. Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

   Речь и музыка имеют одинаковую интонационную природу – они передают эмоциональное состояние человека. И такие понятия, как тембр, ритм, динамика, окрас присущи как речи, так и музыке. Поэтому развитие музыкальных способностей взаимосвязано с работой над речью дошкольника.

Далее я хотела бы продемонстрировать свои некоторые наработки в этом направлении.

   Среди множества методов и приёмов в музыкальной деятельности можно выделить наиболее распространенные:

- выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов, словесные указания – образный рассказ о содержании произведения, чтобы взволновать детей и увлечь их. Нередко педагогу помогает обращенное к песне художественное слово краткое, яркое, образное. На своих занятиях я провожу параллель между музыкой и литературой, объясняю, что без сказок, не могли бы появиться ни опера, ни балет, ни театральное представление так как, в основе сюжета лежит литературное произведение.

   Если бы не было стихов, то песни и некоторые формы фольклора - попевки, потешки, к сожалению бы тоже не появились. Поэтому я целенаправленно, веду работу над формированием предпосылок читательской грамотности. В музыкальной деятельности работу по разучиванию песен я начинаю с прослушивания, а затем работаю над пониманием текста. Работу эту провожу уже с первой младшей группы. Например: разучиваем песню «Жили у бабуси два веселых гуся». Обязательно показываю либо картинку, либо перчаточные куклы с открытым клювиком…

-Кто это? Дети отвечают - «Гуси!». Я добавляю «Один серый, другой белый»

-Какая у гусей шея? Длинная!

- А как гуси поют? Га-га-га.

    Это самый примитивный пример работы с текстом песенки. В разучивании песен, попевок мы - музыкальные руководители, порой забываем, что словарный запас ребенка еще очень мал, и иногда самое простое для нас слово, для дошкольников непонятно. Дети, проговаривая, это непонятное слово, воображают иногда такое, что совершенно далеко от значения этого слова.

Начиная разучивать с детьми какую либо песню, нужно предварительно продумать, какие дидактические приемы будут использованы. В каждом произведении необходимо найти интересное, какой-то забавный поворот, яркий образ, сравнение, шутку, т.е. «изюминку», которая привлечет внимание детей и позволит без нажима, с удовольствием несколько раз повторить песню. В поисках игровых «мотивов» и форм повторения открываются богатые возможности для творческого воображения и фантазии самого педагога (червячок «Бади», шагающий человечек, гуси).

    За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству: простота мелодий содержательна и выразительна, яркие художественные образы радуют, оказывая воспитательное воздействие. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. Песни удобны для голоса и легко усваиваются: «Петушок», «Солнышко», «Идет коза», «Котя, Котенька-коток» и другие не утомляют голосовые связки детей. В произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание. Малые формы народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, дикцию («Барашеньки», «Андрей-воробей», «Уж как шла лиса по тропке», «Скок-поскок»), дают образцы для составления описательных рассказов: «Бай, качи, качи», «Чики-чики, чикалочки».

   Скороговорки, считалки, элементы фонетических упражнений помогают формировать правильное произношение и артикуляцию. Они тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые словосочетания и фразы. Часто используются русские народные прибаутки, попевки, скороговорки и пение на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «лю-ли, лю-ли», «ту-ру-ру», «калина-малина» – это упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука.

В музыкальной деятельности с детьми использую инсценирования сказок, провожу викторины, различные виды театров. Театральная деятельность способствует формированию предпосылок читательской грамотности: стимулирует активную речь, расширяется словарный запас, ребёнок усваивает богатство родного языка, старается говорить чётко и понятно для окружающих. Формирует диалогическую речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т. д.). Обогащает новыми впечатлениями. Театрально-игровая деятельность развивает интерес к литературе, активизирует словарь, совершенствует связную речь. Исполняя песни в театральной постановке, дети глубже воспринимают музыку, запоминают предложения и яркие фразы, активно выражают свои чувства, настроение, впечатления, свое отношение к окружающему миру. Во время исполнения проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от хорового пения. С постановками выступаем перед жителями села, родителями. У детей есть полюбившие постановки, такие, как «Муха-цокотуха», «Теремок», «Чертишке», «Теертпек»  и другие.

     Таким образом,  музыкальное искусство оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников.  Дети приобретают навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения. Формируются предпосылки читательской грамотности на уровне дошкольного образования.

 

 

Литература:

Адамович К.А., Капуза А.В., Захаров А.Б., Фрумин И.Д.;

Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA-2018 и их интерпретация/

Национальный исследовательский университет» высшая школа экономики», институт образования.-М.:НИУ ВШЭ,2019-28с-200 экз.-( Факты образования№2(25)).

Лутошкина В.Н.,Плеханова Е ,Формирование читательской грамотности младших дошкольников;

Пронина Е.И. Методы и приемы обучения музыкально- ритмическим движениям. Консультация для педагогов /Е.Пронина (электронный ресурс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного обществ...

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей  дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...

Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста

 На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляют строгие требования к развитию личности ребенка, методам развития, воспитания и...

«Формирование предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (картотека игр)

          Формирование предпосылок коммуникативной грамотности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовк...