Формирование предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
статья по развитию речи (старшая группа)
Читательская грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей: эмоциональную отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, умение пересказывать, увеличивается интеллектуальный потенциал ребенка, расширяется словарный запас, повышается самооценка ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
Ойношева Аня Ивановна,
музыкальный руководитель СП ДОУ «Кырлыкский детский сад»
Мир, в котором мы живём сейчас, какой он? Быстрый, динамичный, информационный, неустойчивый, открытый. Похож он на тот, который был двадцать лет назад? Меняется мир, меняется наша жизнь, наши дети, меняется и детский сад.
Современный детский сад, какой он? Детский сад с дорогостоящим ремонтом, современной мебелью, неограниченным количеством игрушек, компьютерами и гаджетами? Или детский сад, где живут смелые, открытые, творческие дети – авторы своей жизни? Это детский сад, где на первом месте детская инициатива, самостоятельность, активность, любознательность. Именно эти характеристики являются основой, фундаментом формирования функционально грамотной личности.
Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
В период дошкольного детства можно говорить только о формировании предпосылок функциональной грамотности – начальной форме или задатках этой будущей способности эффективной жизнедеятельности.
В развитии предпосылок функциональной грамотности в стороне не должна оставаться и музыкальная деятельность.
Под функциональной грамотностью на музыкальных занятиях в детском саду мы понимаем базовые навыки музыкальной деятельности детей, как отдельной личности, обладающей определенными качествами так и коллектива в целом.
Работа музыкального руководителя по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. Благодаря грамотному подходу планирования и проведения музыкальных занятий, у детей в дальнейшем расширяются знания о музыке. Накапливается опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей. Музыка не только наполняет жизнь детей новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальной грамотности детей.
Музыкальная деятельность играет важную роль в развитии у детей правильной речи, поэтому можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях создаются условия и формируются предпосылки читательской грамотности. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера. Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:
1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.
2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.
3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.
Речь и музыка имеют одинаковую интонационную природу – они передают эмоциональное состояние человека. И такие понятия, как тембр, ритм, динамика, окрас присущи как речи, так и музыке. Поэтому развитие музыкальных способностей взаимосвязано с работой над речью дошкольника.
Далее я хотела бы продемонстрировать свои некоторые наработки в этом направлении.
Среди множества методов и приёмов в музыкальной деятельности можно выделить наиболее распространенные:
- выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов, словесные указания – образный рассказ о содержании произведения, чтобы взволновать детей и увлечь их. Нередко педагогу помогает обращенное к песне художественное слово краткое, яркое, образное. На своих занятиях я провожу параллель между музыкой и литературой, объясняю, что без сказок, не могли бы появиться ни опера, ни балет, ни театральное представление так как, в основе сюжета лежит литературное произведение.
Если бы не было стихов, то песни и некоторые формы фольклора - попевки, потешки, к сожалению бы тоже не появились. Поэтому я целенаправленно, веду работу над формированием предпосылок читательской грамотности. В музыкальной деятельности работу по разучиванию песен я начинаю с прослушивания, а затем работаю над пониманием текста. Работу эту провожу уже с первой младшей группы. Например: разучиваем песню «Жили у бабуси два веселых гуся». Обязательно показываю либо картинку, либо перчаточные куклы с открытым клювиком…
-Кто это? Дети отвечают - «Гуси!». Я добавляю «Один серый, другой белый»
-Какая у гусей шея? Длинная!
- А как гуси поют? Га-га-га.
Это самый примитивный пример работы с текстом песенки. В разучивании песен, попевок мы - музыкальные руководители, порой забываем, что словарный запас ребенка еще очень мал, и иногда самое простое для нас слово, для дошкольников непонятно. Дети, проговаривая, это непонятное слово, воображают иногда такое, что совершенно далеко от значения этого слова.
Начиная разучивать с детьми какую либо песню, нужно предварительно продумать, какие дидактические приемы будут использованы. В каждом произведении необходимо найти интересное, какой-то забавный поворот, яркий образ, сравнение, шутку, т.е. «изюминку», которая привлечет внимание детей и позволит без нажима, с удовольствием несколько раз повторить песню. В поисках игровых «мотивов» и форм повторения открываются богатые возможности для творческого воображения и фантазии самого педагога (червячок «Бади», шагающий человечек, гуси).
За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству: простота мелодий содержательна и выразительна, яркие художественные образы радуют, оказывая воспитательное воздействие. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. Песни удобны для голоса и легко усваиваются: «Петушок», «Солнышко», «Идет коза», «Котя, Котенька-коток» и другие не утомляют голосовые связки детей. В произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание. Малые формы народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, дикцию («Барашеньки», «Андрей-воробей», «Уж как шла лиса по тропке», «Скок-поскок»), дают образцы для составления описательных рассказов: «Бай, качи, качи», «Чики-чики, чикалочки».
Скороговорки, считалки, элементы фонетических упражнений помогают формировать правильное произношение и артикуляцию. Они тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые словосочетания и фразы. Часто используются русские народные прибаутки, попевки, скороговорки и пение на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «лю-ли, лю-ли», «ту-ру-ру», «калина-малина» – это упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука.
В музыкальной деятельности с детьми использую инсценирования сказок, провожу викторины, различные виды театров. Театральная деятельность способствует формированию предпосылок читательской грамотности: стимулирует активную речь, расширяется словарный запас, ребёнок усваивает богатство родного языка, старается говорить чётко и понятно для окружающих. Формирует диалогическую речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т. д.). Обогащает новыми впечатлениями. Театрально-игровая деятельность развивает интерес к литературе, активизирует словарь, совершенствует связную речь. Исполняя песни в театральной постановке, дети глубже воспринимают музыку, запоминают предложения и яркие фразы, активно выражают свои чувства, настроение, впечатления, свое отношение к окружающему миру. Во время исполнения проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от хорового пения. С постановками выступаем перед жителями села, родителями. У детей есть полюбившие постановки, такие, как «Муха-цокотуха», «Теремок», «Чертишке», «Теертпек» и другие.
Таким образом, музыкальное искусство оказывает ничем незаменимое воздействие на развитие речи дошкольников. Реализация интегративного подхода к речевому развитию посредством музыкального искусства позволяет достичь наиболее качественных результатов, повысить общий уровень речевого развития дошкольников. Дети приобретают навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения. Формируются предпосылки читательской грамотности на уровне дошкольного образования.
Литература:
Адамович К.А., Капуза А.В., Захаров А.Б., Фрумин И.Д.;
Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA-2018 и их интерпретация/
Национальный исследовательский университет» высшая школа экономики», институт образования.-М.:НИУ ВШЭ,2019-28с-200 экз.-( Факты образования№2(25)).
Лутошкина В.Н.,Плеханова Е ,Формирование читательской грамотности младших дошкольников;
Пронина Е.И. Методы и приемы обучения музыкально- ритмическим движениям. Консультация для педагогов /Е.Пронина (электронный ресурс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)
На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...
Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста 4-5 лет»
Финансовая граммотность для детей 4-5 лет...
Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного обществ...

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...

Формирования предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста
На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляют строгие требования к развитию личности ребенка, методам развития, воспитания и...

Формирование предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...

«Формирование предпосылок коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (картотека игр)
Формирование предпосылок коммуникативной грамотности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовк...
