Главные вкладки

    Тема; "В гостях у сказки" конспект
    план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

    Цуканова Юлия Ивановна

    Для статьи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл "В гостях у сказки"100.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного  вида «№24 Пчёлка» 

    Проект  

    «В гостях у сказки»  

                                                                                                                                                             

                             В средней группе

                                                                               Бердск 2019г

                               Воспитатели: Цуканова Ю.И. ( 1 категория)                      

                                                   


                « В гостях у сказки »

    , 

    http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/4/1_6b4441a2bb6f9db574235d60e9f90cd5.jpg


    Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.


    Актуальность темы.
    Сказка учит добро понимать,
    О поступках людей рассуждать,
    Коль плохой, то его осудить,
    Ну а слабый – его защитить!
    Дети учатся думать, мечтать,
    На вопросы ответ получать.
    Каждый раз что-нибудь узнают,
    Родину свою познают! А. Лесных


    К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
    Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.
    Срок реализации: 2 месяца.
    Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
    Задачи:
    •Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
    •Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
    •Расширять представление детей о сказках

    •Укреплять дружеские отношения в семье.
    •Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам. 
    Ожидаемые результаты: 
    1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
    2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем. 
    Формы работы:
    беседы, чтение русских народных сказок,
    показ сказок (настольный, пальчиковый, кукольный театры)

    драматизация сказок
    продуктивная деятельность детей
    выставки творческих работ детей. оформления фото альбомов



    ЭТАПЫ ПРОЕКТА
    Подготовительный этап
    Цель: Актуализировать имеющейся методический потенциал, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
    Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка» 
    Консультации для родителей
    «Сказка в жизни ребенка»
    «Читайте детям сказки»
    «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
    Чтение русских народных сказок 
    Изучение методической литературы
    Обогащение развивающей среды: 
    в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; 
    в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, , перчаточный, пальчиковый);
    в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
    в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; 
    музыка – русские сарафаны и косоворотки для детей.
    Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки";
    Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
    Изготовление альбомов для рассматривания:
    «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
      Изготовление поделок, книжек-малышек по русским народным сказкам,
    «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

    Создание картотеки игр:
    Русские народные игры - «Ручеёк», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», 
    «У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые 
    ворота».
    Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
    сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что 
    потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», 
    «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», 
    «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты
    мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», 
    «Разыграй свою сказку».
    Загадки о сказках.
    Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
    Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
    Физминутки по русским народным сказкам.
    Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки. 
    Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения. 

    Основной этап 
     Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве  русского народа. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважения к традициям народной культуры.                  

    Организация игровой деятельности
    Слушание музыкальных произведений 
    Беседы: 
    «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
    «На кого из сказочных героев я похож»
    «В гости к книге»
    «Кто рисует картинки к сказкам»
    Занятие по художественному творчеству: 
    Аппликация по русской народной сказки «Три медведя»
    Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
    Рисование «Заюшкина избушка»
    Познавательное занятие:
    «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
    Путешествие в сказку « Заюшкина избушка»
    Пересказ сказки «Курочка ряба»
    Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
    «Лучшие друзья» 
    «Путешествие в королевство сказок»
    «На поляне сказок»
    «Путешествие по сказкам»

    Завершающий этап
    Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе проектно-
    исследовательской деятельности. 

    Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
    Оформление мини-музея «В гостях у сказки!» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)
    Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
    Проведение викторины «Путешествие по сказкам»
    Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
    Оформления мини музея « В гостях у скзки»
    Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»

    Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения
    по теме «В гостях у сказки»
    «Петушок – золотой гребешок»
    «Гуси-лебеди»
    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    «По щучьему велению»
    «Морозко»
    «Снегурочка»
    «Три поросенка»
    «Заюшкина избушка»
    «Курочка Ряба»
    «Колобок»
    «Репка»
    «Царевна лягушка»
    «Зимовье зверей»
    «Снегурушка и лиса»
    «Маша и медведь»
    «Как коза избушку строила»
    «Кот, Петух и Лиса»
    «Теремок»
    «Лиса и заяц»
    «Лиса и гуси»
    «Лиса и козел»
    «Лиса и журавль»
    «Жихарка»
    «Смоляной бычок»

    РАБОТА С ДЕТЬМИ:
    Познавательно-речевое развитие.

    1. Рассматривание альбомов
    «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
    «Предметы быта русской избы»
    «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
    Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы
    Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.
    2.НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
    Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
    Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
    Систематизировать знания о русских народных сказках.
    Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
    Активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
    Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
    3. НОД : Путешествие в сказку « Заюшкина избушка».
    Цель: Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь, 
    Способствовать развитию связной речи детей.
    Способствовать развитию умения рассуждать.
    Обеспечить развитию воображения, мышления, логики.
    Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.
    Вызвать интерес к художественной литературе.
    4. НОД: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». 
    Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей. 
    5. НОД «В гостях у сказки».
    Цель: Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет.
    Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
    Вызвать желание помочь близкому.
    6. НОД «На поляне сказок».
    Цель: Обеспечить развитие умения придумывать необычные концовки к известным сказкам, закреплять знания жанровых особенностей сказки.
    Активизировать в речи детей употребление сложных предложений.
    Способствовать развитию творческих мыслительных способностей детей.
    Способствовать развитию воображения, фантазии.
    Пробудить чувства любви к сказкам, к чтению.
    7. НОД Творческое рассказывание по сказке «Теремок». 
    Цель: Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.
    Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
    Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).
    8.Нод «Путешествие по сказкам».
    Цель: Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;
    Обогащать и активизировать словарь по теме «Семья».
    Обеспечить развитие внимания, памяти, мышления.
    Способствовать формированию представления о понятии «Семья»: что такое семья, виды семей (по количеству членов семьи), отношение членов семьи друг к другу.
    Обеспечить развитие умения анализировать поступки, находить причины неправильных поступков.
    Пробудить чувства ответственности за близких людей, стремление уважать своих родителей и заботиться о них.
    Вызвать желание помогать взрослым.
    9. НОД «Лучшие друзья» 
    Цель: Способствовать формированию у детей дружеских отношений друг другу, к сказочным персонажам. 
    Помочь получить эстетическое наслаждение от сказки.
    10.Беседа «Кто рисует картинки к сказкам»
    Цель: Познакомить детей с художниками 
    12. Беседа «На кого из сказочных героев я похож»
    Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
    13. Беседа «В гости к книге»
    Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.
    14. Литературная викторина «В стране сказок» 
    Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках. 
    Формировать умение узнавать сказки, их героев.
    Развить интерес к русскому народному творчеству.
    Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
    15. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
    16. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
    17. Дидактические игры: 
    «Расскажи сказку по серии картинок»
    «Составь сказку»
    «Назови сказку»
    «Узнай сказку по зачину»
    «Что сначала, что потом»
    «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»
    «Из какой сказки волшебная вещь?»
    «Подбери иллюстрацию к сказке»
    «Сложи картинку и узнай сказку»
    «Сложи сказку», «Что лишнее?»
    «Узнай по описанию»
    «Путаница».

    18. Чтение художественной литературы: 
    «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»
    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    «По щучьему велению»
    «Морозко»
    «Снегурочка»
    «Рукавичка»
    «Волк и семеро козлят»
    «Три медведя»
    «Пузырь, соломинка и лапоть»
    «Три поросенка»
    «Заюшкина избушка»
    «Курочка Ряба»
    «Колобок»
    «Репка»
    «Царевна лягушка»
    «Зимовье зверей»
    «Снегурушка и лиса»
    «Маша и медведь»
    «Как коза избушку строила»
    «Кот, Петух и Лиса»
    «Теремок»
    «Лиса и заяц»
    «Лиса и гуси»
    «Лиса и козел»
    «Лиса и журавль»
    «Жихарка»
    «Смоляной бычок»
    19.Отгадывание загадок на тему «Сказки». 
    20. Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
    21. Настольно-печатные игры:
    «Любимые сказки» («Играем и учимся»)
    «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени)
    «Сказки о животных»
    «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками)\
    кубики «Любимые сказки».
    22.Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

    Социализация.
    1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
    2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой 
    Гребешок», «Лисичка со скалочкой».
    3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
    4. Занятие - развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку
    переносим!»

    Художественно-эстетическое развитие.
    1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
    2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке
    3. Показ воспитателем театров по сказкам: 
    «Заюшкина избушка» (Бибабо) 
    «Петушок и бобовое зёрнышко»
    «Девочка-Снегурочка» (плоскостной)
    «Кот, Петух и Лиса» (на конусах) 
    4. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
    5. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
    6.Конструирование:
    «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель)
    «Зайчик» (оригами).
    7.Нод «Заюшкина избушка» 
    Цель: Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
    8. Аппликация по русской народной сказки «Три медведя»
    Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка. 
    Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
    Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
    9. Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
    Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
    Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.
    Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.
    Учить составлять композицию по литературному произведению.
    Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

    Физическое развитие
    1.Подвижные игры: 
    «Водяной»
    «Бабушка Маланья»
    «Волк и семеро козлят»
    «У медведя во бору»
    «Гуси - лебеди»
    «Кот и мышь»
    «Курочка - хохлатка»
    «Золотые ворота».
    2.Физминутки: «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
    1.Консультации «Сказка в жизни ребенка»
    «Читайте детям сказки»
    «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
    2.Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
    3.Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
    4.Изготовление родителями настольного театра.
    5.Шитьё русских сарафанов, косовороток, костюмов сказочных героев родителями.
    6.Оформление выставки: 
    Книжки- малышки «Русские народные сказки», поделки по теме,
    «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

    СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
    1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
    2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
    3. Изготовления выставки, организации мини - музея "В гостях у сказки".    Литература:
    1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
    2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
    3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
    4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
    5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
    6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
    7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М.: Школьная Пресса, 2011.
    8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
    9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
    10. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
    11. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
    12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
    13.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по плаванию в старшей группе на тему "Маленькие волшебники"; в средней группе на тему: "В гостях у Феи моря"

    Конспекты игрового занятия НОД по обучению детей плаванию в условиях крытого бассейна детского сада....

    Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».

    Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:-  дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...

    Конспект НОД по теме "Посуда", Конспект НОД на тему"В гости к леснику"

    по теме "Посуда"Расширение представление детей о посуде, материал из которого она сделана. Знакомство с классификацией предметов посуды. умение описывать предметы посуды. ...

    Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

    Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

    Сценарий развлечения в младших группах по ПДД «В гостях у Светофорика» Конспект развлечения в младших группах по правилам дорожного движения на тему «В гостях у светофорика»

    Цели: расширять знания детей о проезжей части дороги, тротуаре, о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре; понимать значение зелёного, жёлтого и красного сигналов свето...