Формирование мотивации к чтению у детей дошкольного возраста.
статья по художественной литературе

Кукушкина Мария Дмитриевна

Данная статья посвящена формированию мотивации к чтению у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются возрастные психологические особенности, являющиеся фактором при мотивации детей к чтению и взаимодействию с книгой. Также по результатам проведенного эксперимента, приводятся примеры  мотивирующих действий педагога, эффективных в разнх возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_doshkolnikov_k_chteniyu.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя такие психические процессы, как восприятие, мышление, память и воображение. Современный мир характеризуется обилием информации, а также сравнительной легкостью ее получения. По моим наблюдениям за детьми дошкольного возраста в ходе экспериментальной работы, общая тенденция такова: книга-как источник информации стремительно теряет свои позиции. Более того, любой, кто хоть раз общался с дошкольником знает, что мотивация «полезностью» чего-либо особой эффективностью не отличается. Для ребенка (как, впрочем, и для многих взрослых) наиболее эффективной является мотивация удовольствием. Поэтому говоря о мотивации детей к чтению, мы, в первую очередь, предоставляем им опыт получения удовольствия от взаимодействия с книгой. Причем это взаимодействие, как правило, происходит пока еще с активным участием взрослого. Даже если дошкольник уже умеет читать по слогам, этого уровня недостаточно для того, чтобы полноценно насладиться любимой книгой. Если наша цель привить ребенку любовь и интерес к чтению, то начинать следует с чтения ребенку взрослыми.

Как известно из психолого-педагогической литературы, мотивация может быть внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация представляет собой побуждение к деятельности посредством сил извне и регулируется такими внешними материальными и психологическими условиями как  вознаграждение, наказание и т.п.. При этом побуждение к действию строится на внешних стимулах, которые, как правило, ситуативны, то есть вытекают из сложившейся ситуации и эффективны только в ее пределах. Внутренняя мотивация обусловлена потребностями личности и характеризуется более высокой степенью осознанности. Следует также учитывать такие возрастные особенности дошкольников, как низкий уровень произвольности поведения до 4 лет, ведущую роль игровой деятельности до 7 лет, максимальное время концентрации внимания (от 10 до 30 минут в зависимости от возраста).

С целью выявления наиболее эффективных методов мотивации детей к чтению и взаимодействию с книгой, нами было проведено наблюдение в группах разного возраста. Воспитателям нужно было выбрать книгу, которую они еще ни разу не читали детям в группе и предложить почитать ее детям. При этом детям давался выбор («Мы можем сейчас почитать или порисовать», «У нас есть немного времени перед прогулкой, вы бы хотели почитать или поиграть?»). Наблюдение показало, что в тех группах, где была традиция чтения каждый день, дети с большим желанием и радостью соглашались почитать. Важным фактором мотивации к чтению также является наличие и регулярное обновление «книжного уголка». Книги должны соответствовать возрасту детей, а также быть внешне для них привлекательными. Особенно визуальная составляющая чтения (иллюстрации, цветовая гамма) важна для детей 3-4 лет из-за недостаточной степени произвольности поведения, обусловленной возрастом. Благодаря ярким картинкам малыши легче концентрируют внимание на книге, а воспитатель имеет возможность делать логические остановки во время чтения и задавать детям вопросы, привлекая внимание к картинкам («Смотрите, дети, муха-цокотуха танцует с комаром, а все гости веселятся», «Давайте вместе найдем на картинке кузнечика, который спрятался», «Как вы думаете, почему им весело?»). В этом возрасте дети любознательны и поэтому очень эффективна мотивация «тайной» («А вы хотите узнать, кому все-таки нужен мухомор?»). Для лучшей концентрации внимания, малышам необходимо позитивное подкрепление их действий от взрослых («Какие вы молодцы, ребята! Внимательно слушаете книгу!», «Петя принес нам книгу, давайте скажем ему спасибо! Какая интересная книжка, давайте ее сейчас почитаем»).

Для детей постарше (5-6 лет) основным мотивирующим фактором является возможность высказать свое мнение, обсудить книгу и поведение героев с воспитателем и друзьями. Также это возраст, когда фантазия детей «бушует» как никогда и они способны создавать собственные истории про уже известных героев и с удовольствием придумают продолжение книги. Сценки по мотивам книги уже не просто повторяют услышанное детьми, но имеют более творческий характер, дети уже способны к импровизации, и достаточно долгое время могут «играть» в понравившуюся книгу. Дети подготовительной группы (6-7 лет), как правило, проявляют  такой же  интерес к книгам, как и более младшие дошкольники. Именно в этой возрастной категории воспитатели и родители могут столкнуться с трудностью, вызванной тем, что мы воспринимаем детей, уже как «будущих первоклассников», уделяем много внимания подготовке к школе, знакомству с буквами и обучению чтению. В то же время, ведущей деятельностью ребенка остается игра и не стоит превращать традиционное чтение книги ради удовольствия в обучающее мероприятие. Это прекрасно, если ребенок сам будет обращать внимание на буквы и пытаться читать книгу. Но если ребенок этого не делает, позвольте ему насладиться книгой в той форме, в которой ему сейчас комфортно, предоставив при этом ему возможность потом самостоятельно продолжить взаимодействие с книгой («Книжку я далеко не убираю. Кто хочет, может посмотреть картинки, а кто уже умеет читать, может почитать ее еще раз»).

По результатам наблюдения в группах разных возрастов можно сделать вывод, что на мотивацию ребенка к чтению и взаимодействию с книгой оказывают влияние следующие факторы: традиции и привычки в группе и в семье, положительный пример взрослых и «эмоциональное заражение» («А я испугалась, если честно, когда было про приведение …», «Мне было так радостно, когда все закончилось хорошо, а вам, ребята?»))  во время чтения книги, возможность «пропустить через себя» полученную информацию (создать свой «продукт» после прочтения книги или разыграв сценки), возможность творческого самовыражения (высказать свое мнение, угадать чем закончится, придумать новый сюжет для знакомых героев), позитивное подкрепление от взрослых (позитивная реакция воспитателей и родителей на взаимодействие ребенка с книгой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и по...

Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста

Чтение – это окошко, через котороедети видят и познают мир и самих себя.В.СухомлинскийРодители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни школьников з...

Консультация для родителей "Формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста"

Формирование интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста...

Условия формирования мотивации к познавательной деятельности в дошкольном возрасте

Условия формирования мотивации к познавательной деятельности в дошкольном возрасте Дошкольный период является сензитивным для развития всех сфер личности. То есть является периодом наивысших возм...

Презентация проекта «Любимая книга» как средство формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста

Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской душиВ. Сухомлинский...