Главные вкладки

    Проект «По страничкам русских народных сказок «В гостях у сказки!» с детьми среднего дошкольного возраста
    проект по художественной литературе (средняя группа)

    Соловьева Наталья Александровна

    Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Белоснежка»

    Проект

    «По страничкам русских народных сказок

    «В гостях у сказки!»

    с детьми среднего дошкольного возраста

    http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/4/1_6b4441a2bb6f9db574235d60e9f90cd5.jpg


    Проект подготовила Соловьева Н.А.

    Город Мегион-2019 год

    Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

    Актуальность темы.
    Сказка учит добро понимать,
    О поступках людей рассуждать,
    Коль плохой, то его осудить,
    Ну а слабый – его защитить!
    Дети учатся думать, мечтать,
    На вопросы ответ получать.
    Каждый раз что-нибудь узнают,
    Родину свою познают! А. Лесных


    Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. 

    Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». 

    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
    Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. 

    Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
    Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

    Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

    Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

    Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

    Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

    Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

    Проблема:
    К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

    Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.
    Срок реализации: 2 месяца.

    Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

    Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

    Задачи:
    Для детей:

    •Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

    •Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. 

    Расширять представление детей о сказках.

    •Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных

    отношений, развивать связную речь.

    •Укреплять дружеские отношения в семье.

    •Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам. 

    Для родителей:

    •Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;

    •Развитие совместного творчества родителей и детей;

    Для педагогов:

    •Развитие творческого потенциала ребенка;

    •Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

    Ожидаемые результаты: 

    К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
    2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем. 

    Формы работы:

    Беседы виртуальная экскурсия в музей

    показ сказок

    продуктивная деятельность детей

    выставки творческих работ детей.

    ЭТАПЫ ПРОЕКТА

    Подготовительный этап 

    Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

    Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка» 

    Консультации для родителей

    «Сказка в жизни ребенка»

    «Читайте детям сказки»

    «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

    Чтение русских народных сказок 

    Изучение методической литературы

    Обогащение развивающей среды: 

    в книжный Центре – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; 

    в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);

    в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;

    в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для детей.

    Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки";

    - Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

    - Изготовление альбома для рассматривания:

    «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)

    «Предметы быта русской избы»

    «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

    Создание картотеки игр: 

    Русские народные игры - «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота»

    Дидактические игры– «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
    сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что 
    потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», 
    «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», 
    «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты
    мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», 
    «Разыграй свою сказку».

    Загадки о сказках. Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок. Физминутки по русским народным сказкам.


    Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки. 
    Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения. 

    Основной этап

    Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

    Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

    Организация игровой деятельности
    Слушание музыкальных произведений 
    Беседы: 
    «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
    «На кого из сказочных героев я похож»
    «В гости к книге»
    «Кто рисует картинки к сказкам»
    Занятие по художественному творчеству: 
    Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
    Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
    Аппликация «Заюшкина избушка»
    Познавательное занятие:
    «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
    Путешествие в сказку « Заюшкина избушка»
    Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
    Творческое рассказывание по сказке «Теремок»
    «Лучшие друзья» 

    «Путешествие в королевство сказок»
    «На поляне сказок»
    «Путешествие по сказкам»


    Завершающий этап Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности. 

    Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»

    Оформление выставки «Книжкина неделя» (по страницам любимых сказок) с привлечением родителей.

    Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»

    Проведение викторины «Путешествие по сказкам»

    Инсценировка сказки «Теремок»

    Итоговое мероприятие «По страницам сказок»

    Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»

    Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения по теме «В гостях у сказки»

    «Петушок – золотой гребешок»

    «Гуси-лебеди»

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    «По щучьему велению»

    «Морозко»
    «Снегурочка»
    «Три поросенка»

    «Заюшкина избушка»

    «Курочка Ряба»

    «Колобок»
    «Репка»
    «Царевна лягушка»

    «Зимовье зверей»

    «Снегурочка и лиса»

    «Маша и медведь»

    «Как коза избушку строила»

    «Кот, Петух и Лиса»

    «Теремок»

    «Лиса и заяц»

    «Лиса и гуси»

    «Лиса и козел»

    «Лиса и журавль»

    «Жихарка»
    «Смоляной бычок»

    РАБОТА С ДЕТЬМИ:

    Познавательно-речевое развитие.

    1. Рассматривание альбомов

    «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)

    «Предметы быта русской избы»

    «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам) Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.

    2.НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
    Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
    Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных. Систематизировать знания о русских народных сказках. Обеспечить развитие памяти, логического мышления. Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество). Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.


    3. НОД: Путешествие в сказку «Заюшкина избушка». Цель: Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь, способствовать развитию связной речи детей. Способствовать развитию умения рассуждать. Обеспечить развитию воображения, мышления, логики. Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.
    Вызвать интерес к художественной литературе.


    4.Совместная деятельность: Игра- викторина Цель: приобщать детей к народной культуре — знанию сказок.

    Задачи:

    1.Образовательная: активизировать знания детей о русских народных сказках; формировать умение составлять целое из отдельных частей;

    2.Развивающая: способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий; побуждать детей находить ошибки в названиях сказок.

    3.Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий;

    5. НОД «В гостях у сказки» Цель: Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет. Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего). Вызвать желание помочь близкому.

    6. НОД познавательное развитие математическое развитие «Путешествие по сказке «Теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений

    Задачи:

    1) Образовательные:

    • формировать умение соотносить количество предметов с числом

    • совершенствовать навыки счета в пределах 5

    • закрепить умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу

    • продолжать учить различать геометрические фигуры, цвет и размер

    • закрепить представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь

    2) Развивающие:

    • развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение.

    3) Воспитательные:

    • воспитывать умение прийти на помощь

    • умение работать в группах.

    Совместная деятельности по развитию речи с элементами театрализации

     «Рукавичка на новый лад» Цель:

    Формирование интереса к театрализованной деятельности и к произведениям сказочного жанра

    Задачи:

    1.Развивать содержательность, связность речи.

    2. Активизировать словарь детей, побуждать к использованию слов-описаний.

    3. Упражнять в звукопроизношении, работать над дикцией.

    4. Учить детей разыгрывать сказку, используя для воплощения образов выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), совершенствовать интонационную выразительность речи.

    5. Развивать умение давать характеристику героям сказки.

    6. Воспитывать желание ставить театрализованные постановки. Совершенствовать артистические навыки детей.

    7. НОД Творческое рассказывание по сказке «Теремок» Цель: Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями. Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
    Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).

    8.Нод «Путешествие по сказкам» Цель: Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность; Обогащать и активизировать словарь по теме «Семья». Обеспечить развитие внимания, памяти, мышления.
    Способствовать формированию представления о понятии «Семья»: что такое семья, виды семей (по количеству членов семьи), отношение членов семьи друг к другу. Обеспечить развитие умения анализировать поступки, находить причины неправильных поступков. Пробудить чувства ответственности за близких людей, стремление уважать своих родителей и заботиться о них.
    Вызвать желание помогать взрослым. 

    Интерактивная игра «В стране сказок» Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.  Формировать умение узнавать сказки, их героев. Развить интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней. 

    НОД по математическому развитию «Знакомство с цифрой 7» с применением сказки «Волк и семеро козлят» Тема: «Как волк учил козлят считать»

    Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих математических задач.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

    10.Беседа «Кто рисует картинки к сказкам» Цель: Познакомить детей с художниками 

    12. Беседа «На кого из сказочных героев я похож» Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.

    13. Беседа «В гости к книге» Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.

    15. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.

    16. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».

    17. Дидактические игры: 

    «Расскажи сказку по серии картинок»

    «Составь сказку»

    «Назови сказку»

    «Узнай сказку по зачину»

    «Что сначала, что потом»

    «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»

    «Из какой сказки волшебная вещь?»

    «Подбери иллюстрацию к сказке»

    «Сложи картинку и узнай сказку»

    «Сложи сказку», «Что лишнее?»

    «Узнай по описанию»

    «Путаница».

    18. Чтение художественной литературы: 

    «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    «По щучьему велению»

    «Морозко»
    «Снегурочка»
    «Рукавичка»

    «Волк и семеро козлят»

    «Три медведя»

    «Пузырь, соломинка и лапоть»

    «Три поросенка»

    «Заюшкина избушка»

    «Курочка Ряба»

    «Колобок»

    «Репка»

    «Царевна лягушка»

    «Зимовье зверей»

    «Снегурочка и лиса»

    «Маша и медведь»

    «Как коза избушку строила»

    «Кот, Петух и Лиса»

    «Теремок»

    «Лиса и заяц»

    «Лиса и гуси»

    «Лиса и козел»

    «Лиса и журавль»

    «Жихарка»
    «Смоляной бычок»

    19.Отгадывание загадок на тему «Сказки». 

    20. Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
    21. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся») «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени)

     «Сказки о животных»

    «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками) \ кубики «Любимые сказки».

    22.Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

    Социализация.
    1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
    2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Лисичка со скалочкой».

    3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
    4. Занятие - развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку
    переносим!» 

    Художественно-эстетическое развитие.

    1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.

    2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке

    3. Показ воспитателем театров по сказкам: 

    «Заюшкина избушка» (Бибабо) 

    «Петушок и бобовое зёрнышко»

    «Девочка-Снегурочка» (плоскостной)

    «Кот, Петух и Лиса» (на конусах) 

    4. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
    5. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
    6.Конструирование:

    «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель)
    «Зайчик» (оригами).

    7.Нод «Заюшкина избушка» Цель: Учить создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
    8. Рисование по русской народной сказки «Три медведя» Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка. 
    Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
    Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.

    9. Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок» Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
    Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом промазывания. Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику. Учить составлять композицию по литературному произведению. Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

    Физическое развитие 

    1.Подвижные игры: 

    «Водяной»

    «Бабушка Маланья»

    «Волк и семеро козлят»

    «У медведя во бору»

    «Гуси - лебеди»

    «Кот и мышь»

    «Курочка - хохлатка»

    «Золотые ворота».

    2.Физминутки: «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

    1.Консультации «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», 2.Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
    3.Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
    4.Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
    5.Оформление выставки: «Русские народные сказки» (рисунки).
    «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

    СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:

    1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
    2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
    3. Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки".

    Литература:
    1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.

    2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
    3.Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.

    4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.» -2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

    5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
    6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.

    7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М.: Школьная Пресса, 2011.
    8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
    9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001.

    10. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. «Детство-пресс», 2008.
    11. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

    12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

    13.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 8 «Белоснежка» 



    Проект «Книголюбы» - «Ребенок и книга»

    с детьми среднего дошкольного возраста

    hello_html_5b084ed1.jpg

    Подготовила:

    воспитатель первой квалификационной категории

    Светлана Ивановна Прэдэ




    Мегион-2018-2019 г.


    Продолжительность: с декабря по февраль

    Тип проекта: творческий, среднесрочный

    Участники проекта: Воспитатель группы, родители, дети

    Актуальность

    Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.

    Многие считают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

    Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

    Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

    Проблема: Ослабевающий интерес к художественной литературе.

    Участники проекта: воспитатели, дети от 3 до 5 лет, воспитатели, родители

    3. Цель проекта: Развивать у детей среднего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, к книге.

    Задачи проекта:

    1. Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.

    2. Воспитывать любовь и бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой.

    3. Вызывать положительные эмоции при чтении книг.

    5. Активизировать интерес родителей к совместному чтению, продуктивной деятельности.

    4. Содержание проекта:

    4.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    Подбор материала педагогом для реализации проекта.

    Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.

    Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.

    Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).

    Подбор литературы: познавательной, художественной, периодической, иллюстраций, портретов писателей.

    4.2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

    Познавательное развитие

    1.Презентация«Откуда пришла книга»

    Цели: познакомить детей с историей создания книги; воспитывать бережное отношение к книгам.

    2. Беседа«Такие разные книжки»

    Цель: расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).

    3. Опытно экспериментальная«Волшебница бумага»

    Цели: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п)

    4. Рассматривание книжек принесенные из дома

    Цель: формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе, книгам.

    Речевое развитие

    1. Беседа «В мире книжных пословиц и загадок»

    Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

    2. Словесная игра «Незнайкин список сказочных книжек»

    Цели: закрепить знания детей о сказках. Развивать внимание, память, мышление.

    3. Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка»».

    4. Чтение С. Я. Маршака «Книжка про книжки» (в сокращении).

    Цель: познакомить со стихотворением; вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.

    5. Чтение сказок

    Цели: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказки, участвовать в рассказывании; учить отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.

    6. Загадки из сказки

    Цель: развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь.

    7. Драматизация сказки К. И Чуковский «Айболит»

    Цели: продолжать работу по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского; развивать память, интерес к драматизации; воспитывать вежливость, бережное отношение к окружающему миру.

    8.Театрализация русской народной сказки «Репка»

    Социально-коммуникативное развитие

    1. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

    Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.

    2. Дидактическая игра«Узнай, о каком сказочном герое я говорю».

    Цель: учить детей угадывать сказочного героя по описанию. Развивать словарное творчество.

    3. Строительные игры «Заюшкина избушка»

    Цель: развивать творчество при создании построек, умение обыгрывать постройки.

    4. Настольные игры «Сказочные пазлы»«Путешествие по сказкам» - лото, «Герои сказок» - кубики

    Цели: совершенствование умения группировать, составлять целое из частей (кубики, пазлы); играть небольшими группами, соблюдать правила игры.

    5. Хозяйственно – бытовой труд: уборка в книжном уголке

    Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к книгам.

    6. Трудовая деятельность в центре книги «Будь здорова книжка»

    Цели: Формирование у детей бережного отношения к предметам, в том числе к книге, научить практическим навыкам по ремонту книг, занять важным и полезным делом.

    Художественно – эстетическое развитие

    1. Раскрашивание раскрасок «Герои из книг»

    Физическое развитие

    1. Игры с мячом «Кто знает больше сказок»

    Цели: расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, развитие крупной моторики

    2. Физминутки – сказки: «Кот, лиса и петух»«Рукавица»«Репка»«Теремок»«Заюшкина избушка»

    Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.

    Взаимодействие с родителями

    1. Изготовление книжек-самоделок совместно с родителями –творческая мастерская «Книжка своими руками»

    Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный творческий процесс развития речи ребёнка.

    2. Участие в благотворительной акции «Подари книгу в группу»

    «Давая детям книги, вы дарите им крылья!»

    Цель мероприятия: привлечение родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях и созданию необходимых условий для разнообразных стремлений и потребностей детей, пополнение библиотеки группы художественной, познавательной литературой, согласно возрастным характеристикам детей.

    3. Консультация в родительском уголке «Зачем читать детям книги

    4. Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.

    5. Совместный досуг с использованием ИКТ для родителей и детей «Волшебная книга сказок»

    6. Консультация для родителей «Книга развивает речь детей»

    7. Организация родителей для участия в вечере семейного чтения Семейные чтения «Добрые друзья»;

    8.Привлечение родителей принять участия в Организации родителей для участия в вечере семейного чтения «Добрая книга

    9. Консультации для родителей  «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников»;

    10. Привлечение родителей воспитанников принять участие в выставке рисунков «Любимая сказка»

    11. Консультация для родителей «Детская художественная литература как эффективное средство реализации задач познавательного развития дошкольного образования»

    12. Консультация для родителей. Тема «Ребенок и книга»

    13. Привлечение родителей посетить творческую мастерскую «Книжка своими руками»

    14. Консультация для родителей «Чтение художественной литературы детям 4–5 лет

    15. Приглашение родителей посетить День открытых дверей: организация образовательного процесса, направленного на реализацию задач познавательного развития дошкольного образования посредством детской художественной литературы

    16. Привлечение родителей принять участия в Семейной гостиной: Использование детской художественной литературы в реализации задач познавательного развития дошкольного образования;

    17. Привлечение родителей воспитанников принять участие в выставке «Книжкина неделя» по страничкам любимых сказок

    18. Консультация для родителей Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста

    4.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    В ходе подготовки и реализации проекта в группе среднего дошкольного возраста у детей повысился интерес к чтению художественной литературы, к рассматриванию книг, обогатился словарь, лексико-грамматический строй, связная речь детей, уровень развития речи. Дети овладели несложными способами экспериментирования с бумагой. Познакомились с художественными произведениями, песнями, пословицами и поговорками, загадками о книге и героях из книг.

    Продукт данного проекта - созданы книжки – самоделки. Книги были изготовлены родителями совместно с детьми. Большинство родителей нашей группы с радостью откликнулись на то, чтобы изготовить книги.

    Так же родителям и детям было предложено стать участниками акции «Подари книгу группе». Ведь книги развивают память, мышление и другие когнитивные процессы; художественное восприятие и эстетический вкус; эмоционально-волевую сферу; дети учатся сопереживать героям книг, оценивать их поступки, анализировать действия, прослеживать причинно-следственные связи между событиями. Надо сказать, что большинство родителей с радостью откликнулись на то, чтобы принять участие в акции! Некоторые родители принесли не одну, а гораздо больше книг.

    Продукты проекта

    1. Изготовление родителями книжек-самоделок совместно с детьми.
    2. Оформление книжного Центра.

    5. Ожидаемые и полученные результаты

    В ходе реализации проекта наши ожидания оправдались. В итоге проделанной работы мы имеем:

    1. Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

    2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

    3. Повышение уровня развития речи детей.

    4. Оформление книжного Центра. Пополнение библиотеки в книжном Центре, изготовление книжек-самоделок.

    56. Улучшение работы по взаимодействию с родителями.






    Беседа с детьми средней группы «Откуда пришла книга»

    Задачи:

    Познакомить детей с  созданием  книги, её строением.  Познакомить детей с понятиями «обложка»,  «страницы», «иллюстрация».

    Подвести детей к пониманию того, что книга - основной источник получения знаний.  Развивать умение принимать участие в беседе, отвечать на вопросы воспитателя.

    Воспитывать интерес к книге и чтению.

    Формировать бережное отношение к книгам.

    Материал: книги из книжного уголка, листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой.

                                               

    Ход

    Воспитатель: Ребята, как называется наш уголок? (указывает на книжный уголок)

    Ответы детей

    Воспитатель: Почему у него такое название?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Зачем нужны книги?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Какие книги есть в нашем уголке?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Какие книги ваши любимые?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Я вижу, что вы очень любите книги. С книгами мы встречаемся каждый день. Мы их рассматриваем, читаем.  Из книг человек обо всем узнаёт.

    Давайте сейчас рассмотрим книгу.(берет иллюстрированную книгу)

    У каждой книги есть обложка (показывает)

    Если внимательно её рассмотреть, то можно узнать о чём эта книга.

    Догадайтесь о чём эта книга?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Если мы откроем книгу,  в ней много страниц. На них напечатан текст сказки или рассказа.

    В детских книгах бывает много картинок, они называются иллюстрации.

    Эти иллюстрации рисуют художники .

    Вы любите рассматривать иллюстрации?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Я хочу вам показать разные иллюстрации, а вы догадайтесь к каким они сказкам?

    Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Петушок – золотой гребешок», «Маша и медведь», «Кот в сапогах», «Бременские музыканты»

    Дети отгадывают названия сказок.

    Ребята, как вы думаете, из чего делают книги?

    Книги делают из бумаги. А  где берут  бумагу? Бумагу делают из дерева и не одного, а из множества деревьев. Такие деревья пилят в лесу, спиливают у них ветки, получаются брёвна,(показывает иллюстрацию)                                                                     а брёвна доставляют на бумажный комбинат.(показывает иллюстрацию)                                                                                  

    Брёвна  там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Тесто разливают по формам в длинные широкие полосы и получается бумага.
    А на этой бумаге еще надо писать. Бумага попадает в типографию, там печатают книгу из букв, а чтобы книга была красивая, надо ее разукрасить. После этого  за работу берутся мастера художники. После этого книги попадают в склады и развозятся по книжным магазинам, и мы с вами покупаем эти книги. Видите, сколько много людей трудились, чтобы мы могли в магазине купить книгу.

    Воспитатель: Ребята, а какие правила обращения с книгой вы знаете?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Я хочу вам предложить представить себя художниками, а наша группа превратится в мастерскую, где они работают. Подумайте, к какой сказке вы хотели бы нарисовать иллюстрацию?

    Ответы детей,

    Тогда давайте приступим к работе.

    Дети рисуют иллюстрации к любимым сказкам.

    В конце занятия детские работы помещают на выставку.

    Итог: Что нового и интересного вы сегодня узнали.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проекта «В гостях у сказки» (для детей среднего дошкольного возраста).

    Данный материал разработан для детй среднего дошкольного возраста. Цель проекта: использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей пятого года жизни....

    Из опыта работы: «Использование русских народных сказок в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

    Выявить эффективность использования русских народных сказок в развитии связной речи у старших дошкольников....

    «Моделирование русских народных сказок как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    Опыт работы адресован воспитателям дошкольно-образовательных учреждений. В него входят: описание работы с детьми ,перспективный план работы с детьми , конспекты занятий,развлечений, консультации и др....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП «В гостях у сказки» для детей среднего дошкольного возраста, старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Павлова П.М. ГБДОУ детский сад № 30 Петродворцового района СПб

    Конспнект НОД по ФЭМП  "В гости к сказке" для средней группы общеразвивающей направленности с использованием информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей,  игровой технологий...

    Программа "В гостях у сказки" для детей среднего дошкольного возраста

    Программа для дополнительного образования для воспитателей детского сада....

    Конспект ООД по ФЭМП на тему: «В гостях у сказки» для детей среднего дошкольного возраста.

    Конспект ООД по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста для закрепления знаний детей о количественном и порядковом счете, названий геометрических фигур....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гостях у сказки" для детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии развития творческого мышления: арт- терапии)

    Конспект может быть использован для занятия педагога- психолога или воспитателя в средней группе детского сада. Занятие можно проводить как с подгрупппой детей, так и в групповом формате....