Литературный досуг по произведениям Виталия Бианки
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Шильнова Елена Владимировна
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки, закрепить его произведения, учить определять по отрывкам название произведения. Развивать речь детей, учить инсценировать некоторые отрывки, обогатить знания детей о животном мире. Материал: Портрет Виталия Бианки, музыкальная запись с голосами птиц, иллюстрации животных и птиц, эмблемы с изображением названия команд, маски, медальки с изображением животных и птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 9

«Незабудка» города Дубны Московской области

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ

Выполнила: воспитатель высшей

квалификационной категории

Шильнова Е.В.

г.Дубна

2016г.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ

Цель: Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки, закрепить его произведения, учить определять по отрывкам название произведения. Развивать речь детей, учить инсценировать некоторые отрывки, обогатить знания детей о животном мире.

Материал: Портрет Виталия Бианки, музыкальная запись с голосами птиц, иллюстрации животных и птиц, эмблемы с изображением названия команд, маски, медальки с изображением животных и птиц.

                                Ход досуга

Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года. Он всегда был первым разведчиком своего края. Бродил ли он с ружьем или сидел с удочкой на берегу – природа для него всегда становилась источником радости познания, ее больших и маленьких тайн, ее богатств. Он был охотником и рыболовом. Он ходил в самые глухие лесные дебри и нередко именно по его следу шли потом ученые и путешественники. Более 35 лет он был переводчиком с языка природы на язык человеческий.

Дома у писателя всегда было много зверья: птиц, аквариум с рыбами, черепахи, ящерицы, змеи. А на лето семья переезжала из Петербурга на дачу и там была рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок. Писатель написал более 120 книг, в которые вошло свыше 200 произведений.  (звучит музыка с голосами птиц).

А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину по тем произведениям Бианки, которые мы прочитали. Я вам зачитаю отрывки из прочитанных книг, а вы попробуйте отгадать, что это за произведение.

Да ты, видно, настоящих носов и не видал! – крякнул из лужи широконос. Смотри, какие настоящие – то носы бывают: во-о!  ( Чей нос лучше).

А вот, иди, ложись со мной рядом. Я тебе буду снизу всех показывать, а ты отгадывай, кто идет.  (Чьи это ноги).

Вот так песня! – подумал дятел, услыхав выпь из леса. Инструмент то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?  ( Кто чем поет).

Трудно тебе будет свой дом разыскать! – говорит желтая птичка. Скоро солнце закатится, темно станет. Оставайся лучше у меня ночевать. Меня зовут Зуек. А дом у меня вот тут – рядом.  ( Лесные домишки).

Да, про птиц В. Бианки написал особенно много книг. А какие книги В. Бианки вы прочитали?

Сейчас мы разделимся на 2 команды и посмотрим какая команда будет более находчивой.

Первая  команда будет называться: Ласточки. Вторая – Синички.

Вопрос для команды Ласточек.

У какой птицы нос похож на лопату?  ( Широконос).

Для синичек:

Какая птица пищу в себе про запас хранит?  ( Пеликан – мешконос).

А сейчас послушайте отрывок из произведения:

                        Я ношусь под облаками:

                        Над полями и лугами.

                        Вижу всех: кто подо мной,

                        Всех под солнцем и луной.

Да, это жаворонок взлетел высоко, высоко, смотрит на всех сверху.

А кто смотрит на зверей снизу, видя одни лишь ноги?  ( Змея).

А вот сейчас мы превратимся в медянку и попробуем отгадать чьи это ноги.

Вопрос команде Ласточек:

Идут по земле высоченные ноги, через кочки шагают, пальцами в землю след вдавливают. ( Журавль).

Вопрос команде Синичек:

Пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут, спотыкаются. Вот в воде с ними удобно, повернешь ногу боком – и весло готово. (Чомга – нырец).

Для Ласточек:

Лапы в шерсти, значит звериные, короткие, ладошки врозь. Под землей с такими лапами землю рыть удобно.  (Крот).

Для Синичек:

Это что за акробат? Ноги как руки, по веткам в лесу прыгать удобно.  ( Белка).

Не только про птиц, но и про зверей писал В. Бианки.  Отгадайте о каком произведении пойдет речь?

                        Хвост пушистый, мех золотистый,

                        В лесу живет, в деревне кур крадет.  (Лиса).

                        Под дубочком, под листочком,

                        Свился, скрючился клубочком.  (Еж).

Да, это про лису и ежа. На еже тулуп куда хорош, ежа руками не возьмешь. А лис взял и перехитрил ежа.

                        Катись, катись шарик в горку,

                        Катись, катись на горку.

Прикатился еж высоко на горку, а лис взял да и столкнул его в яму, а в яме вода. Вот и пришлось ежу развернуться, да вплавь пуститься, а лис его тут и поймал. Эта сказка называется « Как лис ежа перехитрил». А есть у В. Бианки сказка и про колобок. Только это лесной колобок – колючий бок. Давайте ее посмотрим.

Под музыкальное сопровождение дети показывают инсценирование сказки «Лесной колобок – колючий бок». Герои Сказки: старик, старуха, еж, волк, медведь, лиса.

Жили – были старик со старухой. Те самые, от которых колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе: Глянь, старуха, под кустарником наш колобок лежит. Наклонилась старуха поднять колобок, наткнулась на что то колючее.

Старуха: Ой!

А колобок вскочил и покатился по дорожке. Навстречу ему волк:

Колобок, колобок, я тебя съем.

Еж: Не ешь меня серый, я тебе песенку спою:

                        Я лесной колобок, колючий бок.

                        Я по коробу не  скребен,

                        По сусеку не  метен,

                        На сметане не  мешен,

                        Я под кустиком рос,

                        Весь колючками оброс,

                        Я на ощупь не хорош,

                        Меня голыми руками не возьмешь!

                        Я от дедушки ушел,

                        Я от бабушки ушел,

                        От тебя, волк, и подавно уйду.

Волк рассердился, хвать его лапой. Колючки в лапу впились, больно.

                        Катился колобок, а навстречу ему медведь.

Колобок, колобок, я тебя съем!

Где тебе косолапому съесть меня?

                        Я – лесной колобок, колючий бок.

                        Я по коробу не скребен,

                        По сусеку не метен,

                        На сметане не мешен.

                        Я под кустиком рос,

                        Весь колючками оброс,

                        Я на ощупь не хорош,

                        Меня голыми руками не возьмешь.

                        Я от дедушки ушел,

                        Я от бабушки ушел,

                        От тебя,  медведь, и подавно уйду.

Медведь разозлился, хотел его схватить, губы наколол.

Катится колобок, а навстречу ему лиса.

Колобок, колобок, куда катишься?

Качусь по дорожке.

Колобок, колобок, спой мне песенку.

Колобок поет.

И покатился колобок по дорожке, а лиса его тихонечко, толкнула в канаву. Колобок – плюх в воду и поплыл. Тут все увидели, что это не колобок, а лесной еж.

Особенное место в  творчестве Бианки занимает « Лесная газета».

А вам случалось кого  нибудь встречать в лесу?

Рассказы детей о том, кого из животных они встречали в лесу.

Некоторые главы из этой книги мы с вами прочитали, а некоторые нам предстоит еще прочитать.

                        Вы, кто любите природу,

                        Сумрак лета, шепот листьев,

                        В блеске солнечной долины,

                        Бурый ливень и метели,

                        И стремительные реки.

                        В неприступных дебрях бора,

                        И в горах раскаты грома…

                        Вам принес я эти саги.

Таким поэтом был Виталий Бианки.

В заключении проходит награждение команд. Дети получают медальки с изображением животных и птиц. На протяжении награждения звучит музыка.

                                                                                

                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство старших дошкольников с произведениями Виталия Бианки

Знакомство детей с рассказами и сказками о природе. Воспитание любознательности, интереса к жизни природы....

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с птицами по произведениям Виталия Бианки

Методическая разработка как знакомить детей с произведениями Виталия Бианки...

Творческий проект "Изображение природы и животных в произведениях Виталия Бианки"

Познакомить детей с творчеством русского писателя В.Бианки. Дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц и животных в природе....

Развивающее пособие «лэпбук» на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Дидактическое пособие «Лэпбук» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могу...

Развивающее пособие на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Дидактическое пособие «Лэпбук» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном во...

Беседа о наступлении Весны, чтение произведения Виталия Бианки "Синичкин календарь" Март. (подготовительная группа)

Материал предусматривает закрепление знаний у детей о первых признаках весны, о знакомстве детей с творчеством Виталия Бианки и его произведением "Синичкин календарь" Март....