Знакомство старших дошкольников с произведениями Виталия Бианки
статья (старшая группа) по теме

Ковалева Екатерина Васильевна

Знакомство детей с рассказами и сказками о природе. Воспитание любознательности, интереса к жизни природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство старших дошкольников  с произведениями Виталия Бианки.

Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Книжка, как заметил писатель Н. Сладков, не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.

Особое место в литературе для  детей  принадлежит Виталию Валентиновичу Бианки. Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы — «Лесная газета» — раскрывают многие загадки и тайны природы. Произведения В. Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы. Уже сами названия вызывают необходимость поиска ответа: «Где раки зимуют?», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Чьи ноги?»...

В основе всех произведений В. Бианки лежат его собственных наблюдения над жизнью леса, его  обитателей. Создавая книги писатель ставил перед собой задачу приучать детей самостоятельно вести наблюдения за явлениями природы.

Бианки – один из первооткрывателей нового жанра для самых маленьких- научные сказки.

Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев — насекомых, птиц, зверей — и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности.

Я хочу поделиться с опытом работы по  ознакомлению детей        старшей группы с книгами В. Бианки. Знакомство началось с рассказа о жизни и творчестве писателя. Из рассказа дети узнали, что  Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Отец его был ученым-биологом, работал в зоологическом музее, изучал жизнь птиц. Еще маленьким Виталий Валентинович часто ходил в этот музей так как очень любил рассматривать диковинных животных. В доме у мальчика всегда жили птицы, рыбы, черепахи, змеи. Отец и сын любили ходить в лес. Там отец учил Витю выкармливать птенцов, зайчат, белок, ежей. Все увиденное мальчик фиксировал в своем дневнике.

Шли годы, Виталий Валентинович закончил Петербургский университет и как отец, стал орнитологом.

В.В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Он мечтал, что бы дети жили в дружбе с животными, растениями, оберегами, охраняли их.

Мы с детьми причитали сказки «Хвосты», «Глупые вопросы», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?». После этого провела занятия по рисованию «Моя любимая книга». Дети с удовольствием выполняли задание, объясняли свой выбор. Например: самая лучшая книга «Лесные домишки».  Я нарисую птиц, мне нравятся их домики –они все разные: у кого без потолка или просто на земле. Анализ рисунков показал: несмотря на изобразительное несовершенство, дети сумели выразить не только то, что их привлекает, но и некоторые биологические особенности животных (своеобразие жилища, форму хвоста, клюва, крыльев).

Дети очень любят сказки В.Бианки и я стараюсь побуждать устанавливать биологические связи. Вот отрывок из занятия: «сегодня мы поведем разговор о двух сказках под одним названием «Теремок». Одну из них - русскую народную сказку – мы недавно вспомнили, а другую сказку автор В. Бианки мы с вами читали на занятии. Перечислите мне всех обитателей теремка. Сначала по русской народной сказке, а затем по произведению Бианки. Что объединяет эти две сказки? Чем они отличаются? Почему герои – звери в сказке Бианки не дружат? Какая из двух сказок правдивей? А теперь назовите мне другие произведения В. Бианки в чем-то схожие с русскими народными сказками.

Знакомясь с произведениями писателя, мы с детьми  почувствовала, сколько поэзии, подлинной любви  к   природе  содержат эти замечательные «миниатюры», где воспитательные, образовательные и эстетические задачи решаются в единстве, образно и с легким юмором.

Каждое знакомство с природой я стремлюсь превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с птицами по произведениям Виталия Бианки

Методическая разработка как знакомить детей с произведениями Виталия Бианки...

Творческий проект "Изображение природы и животных в произведениях Виталия Бианки"

Познакомить детей с творчеством русского писателя В.Бианки. Дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц и животных в природе....

Развивающее пособие «лэпбук» на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Дидактическое пособие «Лэпбук» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могу...

Развивающее пособие на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Дидактическое пособие «Лэпбук» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном во...

Литературный досуг по произведениям Виталия Бианки

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОСУГ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки, закрепить его произведения, учить определять по отрывкам название п...

Беседа о наступлении Весны, чтение произведения Виталия Бианки "Синичкин календарь" Март. (подготовительная группа)

Материал предусматривает закрепление знаний у детей о первых признаках весны, о знакомстве детей с творчеством Виталия Бианки и его произведением "Синичкин календарь" Март....