Статья "Влияние театрализованных игр на развитие просодической стороны речи у детей с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Прокопенко Ольга Петровна

Театрализованная деятельность, игра в сказку у старших дошкольников приобретает черты театрального творчества. Через игру и театрализованные представления у детей идет лучше познание мира, дети сближаются с народным искусством. Опыт нашей работы в детском саду показал, что дети способны увлекаться драматизацией, что при наличии продуманного руководства со стороны воспитателя эта деятельность является не только увлекательной и интересной, но вместе с тем и полезной в деле воспитания и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние театрализованных игр

на развитие просодической стороны речи»

Автор: воспитатель высшей категории  

Прокопенко Ольга Петровна

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания. Это и есть принцип всестороннего и гармоничного развития личности, к которому мы так все стремимся.

Театрализованная деятельность, игра в сказку у старших дошкольников приобретает черты театрального творчества. Через игру и театрализованные представления  у детей идет лучшее познание мира, дети сближаются с народным искусством.

Используя в работе с детьми различные виды театральной деятельности, основополагающими можно считать представления выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается  в том, что ценность его следует видеть не  в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».1

Опыт нашей работы в детском саду показал, что дети способны увлекаться драматизацией, что при наличии продуманного руководства со стороны воспитателя эта деятельность является не только увлекательной и интересной, но вместе с тем и полезной в деле воспитания и развития детей. В театрализованных играх ребенок учится наиболее полно переживать эмоции. Призывает на помощь свой интеллект и творческие способности, чтобы лучше выразить задуманное.

Какими же средствами выражения располагает ребенок? Позой, жестами, мимикой дети могут сугубо индивидуально выразить растерянность, гнев, огорчение , интерес и многое другое.

__________________________________________________________________

1.«Театр кукол игрушек  в детском саду: кукольные спектакли. Эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет/сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 266с.

         Так,  наряду с показом взрослого и с показом упражнения одним ребенком, мы практиковали коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят отмечали достоинства и находки исполнителя и обращались ко всем: «Кто хочет показать. Как движется и рычит медведь, крадется лукавая рыжая лиса, задорно поет храбрый петух?»

Глаза ребят говорят об огромном  желании играть, но многим мешает внутренняя скованность, страх. И тогда выручают коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы – медведи, ищем мед!» или «медвежата» - играют и барахтаются или «мы – хитрые лисоньки», или

«квакающие лягушки».

Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – дети изображают злого волка, удалого петуха, хозяюшку лягушку и т.д.  Мы сопереживаем вместе с детьми, повторяем движения и голоса героев сказки. Ищем удачные находки в игре ребят.

Постепенно неуверенные попытки предать голос, характерные движения своего героя сменяются умением использовать свои художественные навыки полно и ярко. Игра усложняется: предлагаю контрастные задания при передаче возраста – изобразить старого медведя и медвежонка, злую собаку и беззащитного  щенка и т.д.

Так как мы работаем в речевой группе, то обращала особое внимание на выразительность речи в разговорах действующих персонажей, над четкостью произношения диалогов (волк и Красная шапочка, волк и бабушка и др.). Практиковала проведение диалога воспитателя  с ребенком на разные темы, например: «Телефонный разговор», «Вызов врача» и т.п.

Для развития скорости и точности внимания, фонематического и ритмического слуха, повторение заданного педагогом модель (слова, ритма, интонации, сопровождающие движения) использовалась хохотальная разминка – ритмическая речевая игра «Эхо»1. Ход игры: Скажите детям, что вместе с ними прислушаетесь к лесным звукам и к эху, которое «живет» в лесу. На протяжении всего упражнения нужно выдерживать единую метрическую пульсацию. «Хохотальный» конец игры проводится с ускорением темпа. Каждая речевая фраза, которую произносит педагог, имеет разный ритмический рисунок. Упражнение подготавливает детей к восприятию и исполнению речевого двухголосия. Строчки 3, 4, 5, 6 произносятся на фоне звукоподражания.

_________________________________________________________________

1.Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика. С.И. Токарева – Волгоград, 2012 – 171с.

Серьезность целей данной модели спрятана за веселым «тарабарским» текстом, который должен ещё обязательно «раскрашиваться» мимически.

Варианты сопровождения строчек звучащими жестами:

1.Тук, тук, тук! Что за странный звук?                                Стучат в ритме слов

                                                                        сжатыми кулачками

2. Тук, тук, тук! Мо-жет дят-ла стук?                                То же

3. Син-ти, бри-ти-чок! Э-то свер-чок?                                Щелчки

    Тр-рр………………                                                Хлопки

4. Дезнь, дзень, дзень (2 раза) Зве-нит му-ха це-лый день!        Скользящие хлопки

5. Эн-зы бэн-зы, эн-зы трок! Ска-чут зай-цы прыг да скок!        Хлопки

    Прыг – скок, прыг – скок, прыг-скок, прыг-скок.                Шлепки

6. А-ни – ба- ни, та- ра- ба- ни! И-дет ли – сонь- кА из ба-ни.        Шлепки п.р.

    Топ, топ, топ, топ                топ, топ, топ, топ                                л.р.

7. Хо-хо-хо!        Ха-ха-ха!        В реч-ке пле-щет –ся у – ха!                Хлопки

8. Хо-хо-хо!        Ха-ха-ха!        Вот ка – ка – я пе – ту- ха!                Шлепки

9. Хо-хо-хо!        Ха-ха-ха!        На – до –е – ла че – пу - ха!                Всё!

Убедившись в том, что театрализованные игры имеют положительное влияние на детей, решила продолжать и углублять эту работу; а именно: совершенствовать диалогическую и монологические формы речи:

- учить поддерживать непринужденную беседу;

- задавать вопросы;

- формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, предложенной воспитателем.

        Очень помогли  в работе с текстом – Л. и Т., которые быстро запомнили его и повторяли с остальными детьми некоторые отрывки. Однако для драматизации недостаточно только знание текста.

        Основной задачей работы с детьми мы наметили развитие выразительности речи, но для этого надо было укрепить уверенность в способностях у застенчивых детей, т.к. в основном тихая, невнятная речь была следствием скованности на занятиях и других видах деятельности (А., Н., К., П.).

        На прогулках,  в бытовой деятельности, где эти дети чувствовали себя более уверенно,  я беседовала  с ними индивидуально, объединяя в игры  с другими детьми, более активными.

Работу над развитием правильного дыхания, дикцией, артикуляцией и выразительностью чтения проводили на занятиях по родному языку. Будь то беседа, пересказ или разучивание стихов. Хоровое чтение знакомого текста использовали, как один из приемов  для робких детей.

Наблюдения показали, что в самостоятельную деятельность дети переносят хорошо усвоенный на занятиях текст произведения.

Дети эмоционально пересказывают по картинкам знакомые сказки, используют дидактические игры к сказкам, лото, кубики, плоскостной настольный театр, фланелеграф.

Мы использовали различные методы в работе: наглядный, словесный, практический, игровой. Часто в сочетании друг  с другом, вопросы: Как вы думаете? Почему вы так думаете? Кто думает по-другому? Вопросы заставляют ребенка размышлять,  сравнивать, делать выводы.

Большинство детей  в группе с диагнозом ОНР III степени, поэтому перед началом занятий по родному языку проводила «Веселую артикуляционную гимнастику»1 (3-5 минут), для правильного произношения звуков. Стала включать в эти упражнения наряду скороговорками и потешками отдельные стихи из сказки «Теремок». В этих стихах  встречается повторение отдельных звуков. Например, звук [р] в монологе лягушки, шипящие в словах ежа. Я давала специальные упражнения на четкое произношение слов, придумывая коротенькие рассказы, куда вставляла слова, фразы из текста сказки, которые дети должны повторять хором и по одному. Например: «…И вот выходит из лесу медведь. Он начинает качать головой, рассуждает сам с собой: «Я ищу в лесу колоду, я хочу отведать меду» и т.д. Предлагаю повторить всем вместе, как говорит медведь – медленно, грубовато, растягивая слова: «Я ищу в лесу коло-о-ду, я хочу отведать мё –е-ду!...»

других взрослых, постепенно начинает следить за ней.

Для выразительности чтения текста в произведениях, очень важно хорошо понять образ того персонажа, который ребенок должен изображать.

Поэтому я старалась расширить представления детей о животных, которые являются персонажами сказки «Теремок». В этом помогала художественная литература.

Слушая рассказы «Васька» К. Ушинского, «Про карандаш» В. Сутеева, дети знакомились с образом мышонка. Беседуя с детьми, рассматривая иллюстрации, уточняла характерные особенности мышки: маленькая, с бархатными лапками, голос тоненький, она хитрая и догадливая.

С лягушкой знакомились, читая произведения Д. Мамина-Сибиряка, В. Гаршина, С. Маршака. В каждом произведении образ лягушки раскрывался шире, дополняя и уточняя предыдущие сведения и представления детей. Обращала внимание детей на те особенности, которые будут вынуждены при

передаче образа лягушки в предстоящей драматизации.

__________________________________________________________________

  1. «Веселая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева, СПб, «Детство-Пресс», 2012г.

Этому способствовал и ряд подвижных и дидактических игр, которые проводились с детьми («Лягушка и цапля», хороводная игра «Две лягушки»). Привлекала внимание детей к словам текста из игры «В воду шлепнулись лягушки» (здесь неповоротливость, неуклюжесть. Именно шлепнулись, тяжело и шумно). Физкультурные упражнения так же помогли  в подготовке к драматизации. Движения, прыжки, которые делали дети при изображении образа лягушки.

Образ петушка удавался  детям легко. Петушок ближе им, понятнее. Особенно хорошо петушком был Д.

В сказке С. Маршака петушок был подвижен, задорен и любит при случае прихвастнуть. В то же время, он простоват, не очень умен, несерьезен. После того, как он побывал в зубах у лисицы, его речь звучит уже без задора, грустно: «Кукареку, кукареку, отчего  я стал калекой? От того, что простоват?» Дима быстро понял свою роль и играл, проявляя инициативу, самостоятельность. При первой же попытке играть сказку, он стал изображать движения петушка, не дожидаясь моих объяснений, только прислушиваясь к тесту.

Хорошо сыграл он сценку, где его тащит лиса. Он вырывался, кричал: «Братец, ежик, дорогой, выходи-ка с кочергой». А когда А в роли  «лисы» - его отталкивала, он падал и не поднимался до тех пор, пока его не находили друзья.

Знакомство с животными закреплялось в ИЗО деятельности детей. На занятиях лепкой и рисованием мы давали темы, на сюжеты народной сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три медведя». Тем самым внимание детей опять привлекалось к характерным особенностям образов животных, в результате чего закреплялись представлениях о них.

Для лучшего усвоения того или иного образа в свободное от занятий время показывали детям мультфильмы.

Мультфильмы на литературные произведения, воздействуя на воспитание ребенка, обогащают его знаниями, развлекают, развивают эмоционально, эстетически, формируют образную, выразительную речь и этим способствуют самостоятельности художественно-речевых проявлений.

Изложенная выше работа по ознакомлению детей  с животными очень помогала в раскрытии образов действующих сказки. Однако, когда мы начали играть ее, пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Увлекаясь текстом, начинали глотать окончания слов (Д., Н., П.), не заботясь о четкости произношения. В таких случаях мы просили этих детей встать  в разных углах комнаты и повторять текст шёпотом, а мы с  детьми слушали, достаточно ли хорошо произносят дети слова.

Несмотря на большую работу к произношению стихов, реплик, у детей не пропадало желание заниматься сказкой. Вероятно, причина заключалась в разнообразии приемов работы над выразительностью и четкостью произношения. Например: у ворот теремка появляются лиса, волк и медведь. Они ломятся в теремок. Медведь говорит:

- «Слышишь, лисонька, как досточки трещат»?

Волк подает реплику:

- «То не досточки, а косточки хрустят»!

Снова объясняю детям смысл данного эпизода:

Медведь больше волка, сильнее его, он прижал его  к воротам теремка. Волку больно,  у него даже косточки хрустят, он чуть не плачет. Но дети рады, что волку досталось по заслугам от своего приятеля – медведя.

        Очень хорошо получился образ лисы у А. ей пришлось много работать над повадками лисы. Предлагала детям вспомнить «Серую шейку» (ранее прочитанный рассказ). Кто может изобразить лису иначе, не так как А.? Дети затруднялись, затем всё же показали несколько вариантов.

        Все дети хотели работать над сказкой, проявляя фантазию и творчество, предлагали свои варианты, значит детям сказки нравятся, эта сложная для них работа над её постановкой.

        Когда подготовка сказки подходила к концу. Мы стали вместе  с детьми обсуждать костюмы, декорации, выбирать место для игры. Такие обсуждения очень нравятся детям, сближают их  с воспитателем, развивают умение ориентироваться в обстановке, находчивость.

        Подводя итоги проделанной работы по организации театрально-игровой деятельности можно с уверенностью сказать об исключительно большом значении театрализованных игр  в жизни детей, воспитывающихся в детском саду, особенно, посещающих логопедическую группу, т.к. игры способствуют не только развитию коммуникативных навыков, но и развитию выразительности речи: учат детей говорить в быстром и медленном темпе, правильно расставлять и выдерживать паузы, регулируют силу голоса, развивают слуховое внимание, упражняют детей в диалогической и монологической речи.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи у детей.

          Развитие  просодической стороны речи у детей....

Развитие просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии

Государственный образовательный стандарт не предполагает диагностику в общеоразивающих группах. А вот в логопедических группах мы проводим обязательное комплексное диагностическое обследование и на ос...

Развитие просодической стороны речи у детей имеющих дизартрический компонент

Рекомендации и игровые упражнения по развитию просодической стороны речи...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом на логоритмических занятиях

В работе представлены упражнения на развитие всех компонентов просодики средствами логоритмики...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

У детей, имеющих диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сил...