проект «Книжкины истории в рассказах, сказках, стихах и иллюстрациях»
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Столярская Елена Владимировна

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knizhkiny_istorii.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 55 «Кузнечик»

и

Детская библиотека №6
г. Подольск

Совместный проект

«Книжкины истории в рассказах, сказках, стихах и иллюстрациях»

В рамках конкурса по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению

                                                               Подготовили:

                                                                   Панфилова Н.М.

                                                              Хваткова О.В.

                                                                  Столярская Е.В.

                                                               Подчасова С.Г.

г.о. Подольск 2019г

Пояснительная записка

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда». В. А. Сухомлинский

Современный мир диктует свои правила, современный дошкольник с раннего возраста пользуется гаджетами, мало общается. Общение ему заменяет планшет и книгу – компьютерные игры. Данный проект привлек наше внимание тем, что потребуется углубленная работа по приобщению детей к художественной литературе. В век высоких технологий книга отошла на второстепенное место у взрослых.  Как же они смогут привлечь внимание детей к книге? Вот этот вопрос задали, мы педагоги себе? От окружающих ребенка взрослых  зависит  то, станет ли ребёнок настоящим  увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Задача  педагогов и родителей найти такие способы и средства доступные для детей и способные смотивировать детей на общение с книгой. Это включение ребенка в различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую, коллективную  и самостоятельную. В своем проекте мы сделали акцент на творчестве писателей-натуралистов и более детальное знакомство с иллюстрацией, как важным сопровождением произведения и видом искусства.

Дошкольники очень восприимчивы и эмоциональны, способны глубоко чувствовать художественный образ, природу, им очень близки, понятны и интересы рассказы о природе, особенно о животных, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы. Книги помогают воспитывать чистоту души, патриотизм, нравственные качества, развивать мировоззрение, интеллект, мышление, красивую образную речь.

Актуальность проекта:

Россия считается самой читающей страной в мире, и мы должны прививать интерес, любовь к книге с дошкольного детства, растить новое поколение читающих людей, не смотря на цифровую среду и компьютеризованное информационное пространство.

Однако, следует учитывать, что дети дошкольного возраста  не читатели, а слушатели. Самостоятельно прочитанное произведение читается ими автоматически, текст не воспринимается ребенком и не несет смысловой нагрузки. Смысл  художественного произведения доносят до детей взрослые люди, и очень хочется верить, что они это сделают с любовью и уважением к книге. Задача детского сада и семьи развить интерес детей к книге, как к источнику новых  знаний, эмоций, возможность заглянуть в загадочный мир сказок, интересных путешествий. Для лучшего восприятия художественного произведения детям необходим образ, не все дети обладают творческим мышлением и развитым воображением. Важную роль в формировании читательского интереса играют иллюстрации, которые помогают ребенку представить сюжет, т.к. особенность дошколят в  наглядно-образном мышлении. Посредством иллюстраций ребёнок легче запоминает услышанное,  может, пересказать содержание с опорой на картинку или  с интересом рассматривая иллюстрации,  может придумать свою историю.

Вид проекта: творческо-ориентированный-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный. (1 год)

Участники проекта: дети логопедической группы 7 лет, воспитатели, учитель-логопед, сотрудники библиотеки, родители воспитанников.

Цель проекта: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста (с особенностями развития) к книжной культуре через ознакомление с художественной иллюстрацией.                                                   Задачи проекта:

  • Развивать творческие, познавательные и речевые способности детей;
  • Повышать мотивацию к слушанию и чтению художественной литературы посредством использования  иллюстраций.
  • Учить детей правильно рассматривать иллюстрации, находит в них сюжетную линию художественного произведения.
  • Развивать умения самостоятельно создавать иллюстрации к произведению с учетом жара, характера и смыслового содержания.
  • Способствовать совместному чтению детей и родителей.
  • Организация плодотворного сотрудничества с библиотекой.

Направление работы                                                                                       Организация деятельности:

- с детьми;

- по взаимодействию с  библиотекой;

- создание развивающей среды;

- по взаимодействию с родителями.

Содержание работы:

1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги. (Видеоролик)

2. Знакомство с различными художественными жанрами.

3. Знакомство с различными видами иллюстраций.

4. Знакомство с произведениями писателей-натуралистов Е. И.Чарушина,     К.Д.Ушинского, В.В. Бианки и особенностями иллюстрации к их произведениям.

5. Проведение совместных мероприятий с детской библиотекой: организация экскурсий (ознакомительная и тематические), проведение викторины по произведениям писателей-натуралистов, оформление иллюстративного стенда, встреча с детским писателем г. Подольска (знакомство с его произведениями: стихи, рассказы, иллюстрации).

6. Проведение досугов «Осень в стихах и иллюстрациях», «Зимние зарисовки» (чтение стихов и создание картинной галереи).

7. Проведение викторины по произведениям Е. Чарушина, В. Бианки и К.Ушинского.

8. Знакомство с баснями С. Крылова, рассматривание иллюстраций к басням.

9. Театрализованное представление по басням Крылова.

9. Дидактические игры «Подбери иллюстрацию к произведению», «Составь рассказ по иллюстрации» и др.

10. Организация совместной деятельности детей и родителей (проведение творческого вечера, совместные экскурсии в библиотеку, совместное чтение, создание книги с иллюстрациями детей к стихам и рассказам)

11. Информационная поддержка родителей по вопросам ознакомления с художественной литературой («Влияние художественной литературы на нравственное, познавательное и творческое развития ребенка дошкольника». «Как правильно подобрать книгу для своего ребенка», «Научись сам(а) и научи ребенка работать с иллюстрацией».

12. Обогащение книжного уголка в группе и создание библиотеки в детском саду.

16. Презентация проекта «Книги и я-лучшие друзья!»

Предпологаемый результат

Благодарность!!!!!!

Этапы проекта.

I этап подготовительный:

1. Провели:

- предварительный  опрос  детей по сформированности представлений о художественной литературе.

- анкетирование родителей (на определения уровня заинтересованности к воспитание интереса к книге).

2. Подготовили методическое сопровождение проекта ( литературу по проектам в дошкольных учреждениях, а так же опыт других педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе,  презентации).

3. Подготовили наглядный материал, дидактические игры.

4. Разработали  информационные буклеты для родителей.

5. Подготовили интернет ресурсы, видеоролики, книги.

II этап основной

1. Познакомили детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги

2.

3. Знакомство с краткой биографией Бианки, Чарушина, Ушинского.

4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя.

5.«Книжкина больница».

6. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций

7. Практическая деятельность,

-по мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:

-рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»

-аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»);

-конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки «Петух и пес»(ответственная);

-аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»

-лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;

-разучивание небылиц К. Чуковского);

8. Консультации для родителей «Как подобрать художественную литературу для дошкольников».

9. Создание буклетов для родителей «Вредные советы для родителей, как сделать чтоб ваш ребёнок не стал «ботаником» или отбить охоту к чтению»

10. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации, игры с настольным театром.

11. Ежедневно чтение с детьми художественной литературы, использование сказок в режимных моментах, на занятиях.

III этап – заключительный

1. Подведение итогов работ совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;

2. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.

3. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»

4. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ» СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Оценка результатов и отчетность.

В целом результаты проекта можно оценить положительно. Удалось заинтересовать детей, которые с удовольствием включились в творческую реализацию проекта. Занимались аппликацией, лепкой, рисованием. С интересом узнавали историю, возникновения современной книги начиная с древности. Особенно им понравилось создание собственной книги, авторами которой являлись они сами. Это была совместная деятельность с родителями, которая оказывает положительное действие на детей. Позволяя им в свою очередь лишний раз побыть вместе. Дети, самостоятельно опираясь на рисунки, пересказывали содержание книги, это способствовало развитию индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми, различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышали интерес к книге.

При этом акцентировали интерес на этой проблеме внимание родителей, которые принимали непосредственное участие в проекте.

Проектная деятельность позволяет детям развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Конечно, есть и минусы, не все дети одинаково активно принимали участие, так же не все родители откликнулись на участие в проекте. Считая, что этим можно заниматься только в детском учреждение, ссылаясь на занятость. Не смотря на это дети самостоятельно пытались создавать книжки, что конечно говорит о заинтересованности детей.

Проектная деятельность по приобщению детей к приобщению детей к чтению, лишний раз показала, что это разносторонний и долгий процесс. Любовь книгам не возникает здесь и сейчас, в первую очередь эта искорка зарождается в семье, а превратить её в пламя помогаем мы, сначала воспитатели, затем учителя. Нот первым примером для них остаются родители, которые не всегда знают, как это делать. В ходе проекта мы пришли к решению созданию нового книжного уголка, который, будет отвечать всем современным требованиям, мы изучили методическую литературу по проектной деятельности, ознакомились с опытом других педагогов. Что позволило нам включится в процесс творчески, лишний раз доказывая, обучая других учишься сам.

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.

Книги  вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению  книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель:

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Задачи:

  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге как  результату труда многих людей.

План реализации проекта

Эта работа предполагает наличие трех этапов  каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий:

  1. Подготовительный.
  2. Основной
  3. Заключительный.

 

Содержание

Задачи

Сроки

Ответственные

 

  1. Подготовительный этап

1.Составление плана реализации проекта.

 

2.Изучение методической литературы по теме.

 

3. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье».

 

4.Беседа с детьми «Моя любимая книга»

 

5.Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой

 

6. Разработка положения о смотре – конкурсе «Книжный уголок в детском саду».

 

7.Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду».

 

- Познакомить участников образовательного процесса (педагогов и родителей) с проектом;

 

-изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме;

 

- подобрать методическое обеспечение проекта;

 

- разработать перспективные планы, план совместной работы с детской библиотекой, конспекты мероприятий, консультации, положение конкурса;

 

- проанализировать содержание уголков книг в группах

 

Август-сентябрь

 

Старший воспитатель,

 

воспитатели подготовительных групп

  1. Основной этап

1.Оформление уголков чтения в группах в соответствии с современными требованиями.

 

2.Проведение смотра-конкурса книжных уголков (Анализ содержания уголков книги в группах в соответствии с возрастом детей, спецификой работы).

 

3.Оформление тематических выставок, посвящённых творчеству писателей.

 

4. Выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений.

 

5. Составление памятки для родителей: «Примерный список детской художественной литературы.

 

6.Открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.

 

7.Педагогический совет с участием родителей на тему: «Развитие детей посредством произведений художественной литературы»

 

8.Консультации для родителей «Развивающие функции художественной литературы».

Посещение мероприятий организуемых на базе детской библиотеки в соответствии с темой недели. (План совместной работы ДОУ и библиотеки)

 

9. Проведение развлечения для детей совместно с родителями «В гостях у королевы книги».

 

10.КВН «Вечер сказок и загадок».

- Пополнить фонд художественной литературы в ДОУ.

 

- Систематизировать материал по теме в методическом кабинете.

 

- Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта.

Октябрь- май

 

Старший воспитатель,

 

воспитатели подготовительных групп,

 

Зав. отделом обслуживания МКУ «РБС ГПШ»

 

III Заключительный

1.Проведение повторного анкетирования, опроса, бесед со всеми участниками образовательного процесса.

 

2.Подведение итогов реализации проекта на педсовете

- Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.

 

- Выявление удовлетворённости всех участников образовательного процесса результатами реализованного проекта.

 

-Анализ эффективности реализации проекта.

 

-Обобщить и распространить накопленный опыт по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.

 

Май

Старший воспитатель

 

 

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к художественной литературе.
  • Разработка системы работы с книгой.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого   развития ребёнка.
  • Возрождение домашнего чтения.
  • Позитивные изменения в речи детей.

Формы работы: чтение вслух, викторины, конкурсы, литературные утренники, творческие занятия.

 

Тема недели

Темы  мероприятий, содержание

Сроки

Ответственные

1.

«Осень»

Библиочас

Экскурсия по библиотеке. Рассказ о книгах детского абонемента, обзор детских журналов, литературное чтение

 

04.10.2016г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 30»

 

воспитатели

 

2.

«Осень»

«Осень, осень, в гости просим…»

Осень в литературе и рисунках детей.

 

18.10.2018г.

Воспитатели: Зам.зав. по ВМР Панфилова Н.М.. Подчасова С.Г., Столярская Е.В.. учитель-логопед Быкова Т.А., родители, дети.

3.

«День народного единства»

 

 

01.11.2016

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»

старший воспитатель

4.

«Домашние животные и их детёныши»

« Ко дню рождения писателя и художника-иллюстратора Е.И. Чарушина»

Досуг

 

15.11.2018г.

Воспитатель Подчасова С.Г.

5.

«Разные материалы и изделия из них»

«Лукошко загадок».

Загадки, викторины, кроссворд, игры

 

29.11.2016г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

6.

«Новый год»

«На страже мира и покоя», День Героев Отечества, посвящённый героям битвы под Москвой».

Литературно-музыкальный час

 

13.12.2016г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

7.

«Новый год»

«Новогодний экспресс».

Новый год в разных странах мира.

 

27.12.2016г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

8.

«Зима»

Заповедные места России.

 К дню заповедников.

 

17.01.2017г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

9.

«Народная культура и традиции»

«Чудо чудное, диво дивное».

Хохломская, городецкая, гжельская роспись

 

 

31.01.2017г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

 

10.

«День защитника Отечества»

«К дню родного языка «Наш дар бесценный – речь»

 

14.02.2017г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

11.

«Опасные ситуации»

 «Основы безопасной жизнедеятельности.  Знает каждый гражданин важный номер 01.»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». ОБЖ

 

28.02.2017г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

13.

«Весна».

 

 

«В гости к нам идёт весна!»

Весна в рассказах, стихах, живописи, музыке.

 

14.03.2017г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

14.

«Весна».

Неделя детской книги. Любимые книги и писатели детства

 

28.03.2017г

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с №30                                            

15.

«День космонавтики».

«День Космонавтики»

Первые покорители космоса. История освоения полётов

 

11.04.2017г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с №30

16.

«Здоровье главная ценность»

«Вход неряхам запрещён!»

Беседа с детьми о здоровье. Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»

 

25.04.2017г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с №30

17.

«До свидания, детский сад! Здравствуй школа!»

«Творческая  мастерская».

Изготовление закладки для книг

 

 

23.05.2016г.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книжкина неделя по рассказам Г. Цыферова "Едем в сказку"

Музыкальное занятие в средней группе "Едем в сказку"...

Книжкина неделя по рассказам Е.Чарушина и сказке "Аленький-цветочек" В.Катаева "Ожившие герои сказок"

Конспект занятия по музыке для детей старшей группы "Ожившие герои сказок"...

Проект в подготовительной к школе группе Тема: «Книжкины истории »

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300524","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"345","width":"480"}}]]...

НОД по ЛЕГО – конструированию в рамках проекта «На лего-территории строим книжкину историю» в старшей группе.

Данная методическая разработка поможет  педагогам, осваивающим технологию лего-конструирования,  попробовать конструирование в виде занятия. Занятие проходит в рамках темы "Книжкина нед...

ПРОЕКТ Книжкины истории

Совместный проект с детской библиотекой...