Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Книжкины истории» /часть проекта "Книжкины истории"/
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №2 общеразвивающего вида» с. Койгородок

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: « Книжкины истории»

                                                                  Возрастная группа: 

                                                                       подготовительная к школе группа    

                                   Подготовила:

                                                             воспитатель Мельникова О.И.

с.Койгородок

2015 г.

Цель: углубить представления детей о существенных характеристиках книги, о свойствах и качествах различных материалов используемых в древности для создания книги в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная, продуктивная

Задачи непосредственно образовательной деятельности:

1.Образовательный аспект:

Образовательная область ««Познавательное развитие»:

-Формирование познавательного интереса, расширение кругозора

-Обобщить и расширить представления детей об окружающем мире и предметном мире (о книгах, о книгопечатании,  о глине, бересте, шелке)

-Содействовать обогащению представлений детей в области географии и астрономии (глобус, моря, океаны, названия стран)

-Углубить представления детей о существенных свойствах и качествах материалов

-Систематизировать умение детей ориентироваться и изображать предметы в указанном направлении (вверху, в середине, справа)

-Формировать элементарные представления о времени (раньше, прошлое, настоящее, до, после)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус

- Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности

2. Развивающий аспект:

-Способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности

-Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся сведений

-Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

-Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников

-Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление

3. Воспитательный аспект:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Формировать социальные навыки

- Вызвать желание работать в команде, сообща, учить работать в малых группах

-Способствовать развитию умения соблюдать в ходе занятия элементарные правила игры-путешествия

-Поощрять творчество, инициативу и самостоятельность детей, умение согласовывать свои действия со сверстниками

Применение технологий сохранения и стимулирования здоровья

-Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий

Образовательная область «Речевое развитие»:

-Вызвать интерес детей к научно-познавательной, художественной литературе

-Воспитывать любовь и бережное отношение к книге

-Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми

.Образовательная область «Физическое развитие»:

-Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении образовательной деятельности

-Следить за осанкой, правильной посадкой детей на занятии

Методы и приемы.

1.Наглядный: (показ, демонстрация)

2.Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения

3.Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра «Составь слово», «Иероглиф», «Книгопечатники»

4.Метод проектной деятельности (познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование)

Словарная работа: обогащение словаря словами (фараон, жрец, оттиск, книгопечатание, шелк, иероглиф, Египет, Китай, Русь, летописец, клинок).

Форма проведения: Игра-путешествие

Материалы и оборудование: глобус, микроскоп, макет машины времени, проектор, экран, музыкальный центр, флэшка с записями музыки по ходу занятия, слайд-шоу по теме занятия, пяльцы, кусочки шелка, кисточка, тарелочки красками, салфетки, доски с глиной, тарелки с песком и с водой, деревянные палочки, деревянные оттиски букв, образцы иероглифов, большие кубики с буквами и цифрами, подставка для кисточек, медали «умников», столы, стулья, ковер, веер, деревенский домик, березка, костюм профессора Почемучки.

Ход образовательной деятельности.

1.Вводная часть

Звучит веселая музыка. В музыкальном  зале  за столом  сидит профессор Почемучка и смотрит в микроскоп.

Профессор: Сколько всего надо успеть узнать самому и рассказать ребята. Ведь у них всегда столько вопросов и я на каждый должен найти ответ!

В это время в зал входит воспитатель и дети  подготовительной к школе группы.

Воспитатель: Здравствуйте, профессор Почемучка, у наших ребят опять возник вопрос, не могли ли вы помочь найти  на него ответ?

Профессор:- Здравствуйте ребята! Я  магистр школы «Почемучек». В моей школе «Почемучек» занимаются ребята со всего земного шара ( показывает на глобус), все те, кто хочет получить ответы на различные вопросы. Значит и у вас есть ко мне вопрос? И что же вы бы хотели узнать сегодня?

Ребенок:  (в руках у него книга)  Уважаемый профессор я и мои друзья хотели бы узнать, какими были первые книги?

2. Основная часть

Профессор: Я вижу, вы очень умные и любознательные ребята, а таких детей я люблю и вам конечно помогу.   Значит,  вы хотите узнать какими были первые книги. Ребята, а как вы думаете, для чего нужны книги?  А как вы думаете, какими были первые книги? (ответы детей).

Молодцы, вы наверно  дома много читаете со своими папами и мамами?

Профессор: А какая твоя любимая книга, отвечаем полным ответом, ведь я профессор и люблю умных деток./различные ответы детей/

Профессор:  Молодцы, ну что ж пора в путь. Чтобы узнать какими были  первые книги,  нам надо будет отправить в прошлое. А что же такое прошлое? /различные ответы детей/

Профессор:  Хорошо. Ребята, как же нам попасть в прошлое, кто знает? А как я уже сказал, отвечаем полным ответом, ведь я профессор и люблю умных деток. /различные ответы детей/

/профессор обыгрывает каждое высказывание ребенка, например « Ты думаешь, что на ракете, ребята если мы сядем в ракету , куда мы попадем?  В космос. А космос – это прошлое?  Нет» и т.д. пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое возможно, только на машине времени/

Профессор: Правильно ребята, в прошлое мы попадем на машине времени.  И в моей лаборатории тоже она есть. Прошу всех вас пройти в мою машину времени (звучит космическая музыка дети проходят в машину времени).

Профессор: Ребята, чтобы наша машина полетела нужно ее завести. Машина времени к полету в прошлое готова, смотрите на меня, повторяйте  и делайте как я.

Физминутка  « Машина времени»

В машину времени садимся  ( делаем приседание и одновременно делаем  «упражнение моторчик»),                                                            

В прошлом сразу очутимся  (описываем двумя руками в воздухе круг).

Начинаем мы считать,

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке).

Машина наша ты лети  (показываем руками крылья самолета),

В прошлое нас всех верни  ( описываем двумя руками в воздухе круг).

Профессор: Какие молодцы! А сейчас посмотрите ребята  на экран  мы с вами попали в древний Египет.  ( идет слайд – шоу сопровождающее рассказом профессора Почемучки и звучит тихая музыка). Египет -  это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, моря, реки и даже горы. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы - это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они  умели писать  и читать.  

Профессор: А сейчас закройте глазки и послушайте музыку. А теперь откройте их. Проходите и садитесь за столы. Посмотрите на ваших столиках лежат какие-то природные материалы. Давайте посмотрим, что перед вами лежит? Скажите, что лежит на ваших столиках? /различные ответы детей/

Профессор: Молодцы вы угадали все материалы.  А как вы думаете, почему на наших столах лежит песок, глина, вода? /различные ответы детей/

Профессор: А давайте мы сейчас с вами и узнаем. Для начала  попробуем песке. Возьмите деревянные палочки  и попробуйте написать  любую знакомую вам букву на песке.  Скажи какую букву написал ты? ( ответы детей). Ваше изображение видно? /различные ответы детей/

Профессор: А сейчас положите свои палочки на стол. Представим, что мы свои надписи понесли читать нашим мамам. Мы несли их и трясли по дороге. Возьмите тарелочки и немножко, не сильно потрясите, как  я. Что стало с нашей надписью? /различные ответы детей/

Профессор: А как мы думаете почему это произошло? /различные ответы детей/

Профессор: Правильно ребята потому, что песок сыпучий и если его потрясти, подуть на него надпись пропадает.  Подойдет нам песок для написания книги? /различные ответы детей/

 Профессор: А сейчас подвинем аккуратно тарелочки с водой возьмем наши деревянные палочки и  попробуем пописать на воде. Ну что получается ребята? /различные ответы детей/

Профессор: А почему? /различные ответы детей/

Профессор: Молодцы, вы все правильно сказали, вода жидкая, прозрачная и не имеет формы,  а значит и вода нам  тоже не подойдет для написания книги. А сейчас  аккуратно отодвинем нашу тарелочку с водой и подвинем следующий природный материал глину. Возьмем свои палочки и попробуем порисовать  на глине.   Нарисуйте в середине  небольшой квадрат, а справа от него круг. Ну что,  получается, рисовать на глине? /различные ответы детей/

Профессор: Хорошо, положите палочки на стол.  А  теперь поверим, сохраниться ли наш рисунок, давайте потрясем  доску  с глиной, а теперь подуем на него.  Что стало с нашим рисунком, он остался? /различные ответы детей/

Профессор: Значит, какой можно сделать вывод? /различные ответы детей/

Профессор: Вот к этому выводу и пришли древние жрицы. Давайте посмотрим  на экран, как они это делали ( идет показ слайд-шоу сопровождающийся рассказом профессора). Для записи жрицы  использовали такие же глиняные таблички, на которых они писали  при помощи деревянных  палочек, которые  назывались клинки, они палочкой надавливали на глину, как вы сейчас, а после их ставили высыхать. Так получалась одна страничка книги.   Когда жрицами  было написано много таких глиняных страничек книги, они их складывали друг на дружку.  Вот так  ребята и получились  первые книги.  Глиняные книги - были очень большими и тяжелыми.  

Профессор: Ну, что ребята понравилось вам в Древнем Египте? /различные ответы детей/

Профессор: А сейчас,  вытирайте свои руки, салфеточкой,  и нам пора снова в путь.   Пройдемте к нашей машине времени. Сейчас мы с вами окажемся в другой стране и в другом времени.  Но чтобы нам туда попасть, нужно опять завести нашу машину времени. /физминутка  « Машина времени»/.

Профессор: Давайте выйдем из машины времени. Мы с вами попали в страну Древний Китай, чтобы узнать какие же первые книги были в этой стране, посмотрим на наш экран, который все знает ( идет слайд - шоу сопровождающее рассказом профессора). Ребята Китай это родина многих открытий.  Это дворец императора, император-это самый главный человек в Китае. В Китае выращивают все время чай, рис, изобрели материал шелк. А это ребята китайский Новый год, он считается самым главным праздником в Китае.  Китайцы очень любят придумывать различные загадки и головоломки. И для нас они тоже приготовили задание. Посмотрите на эти кубики, рассмотрите их и подумайте, какое задание могли придумать для нас хитрые  китайцы? /различные ответы детей/

Профессор: А как вы думаете,  ребята, зачем они написали нам буквы на кубиках? /различные ответы детей/

Профессор: А из слов, что можно составить? /различные ответы детей/

Профессор: А это мы сейчас с вами и проверим. Ребята,  нам нужно разделить на две команды (профессор делить детей на две команды, идет работа в группах). Слушайте внимательно, у вас у каждого на кубике написана буква, а рядом с буквой в верхнем углу написана цифра.  Вам необходимо расставить цифры по порядку и тогда у вас получиться слово. Ребята, с какой цифры начнем составлять слово?  /различные ответы детей/

Профессор: Будьте внимательными, не путайте последовательность цифр, а то слово может не получиться ( дети составляют слова: книга, друг).

Профессор: Я смотрю, вы работали дружно и  уже справились с заданием, давайте проверим, правильно ли вы их выполнили. Давайте, прочитаем,  какие слова получились у ваших команд. /различные ответы детей/

Профессор: Молодцы, все правильно выполнили. /различные ответы детей/.

Профессор: А сейчас вместе дружно произнесем эти два слова (дети произносят хором книга-друг). Какой предложение у нас получилось? /различные ответы детей/

Профессор: Да ребята, книга это наш с вами друг. А почему так говорят: «Книга - лучший товарищ»,  кто знает? /различные ответы детей/

Профессор: Молодцы ребята. А сейчас,  присаживайтесь  по - удобнее,  на этот красивый ковер.  История древней китайской книги очень интересная.  А как вы думаете, из чего была сделана первая книга в Китае? (ответы детей, возможно дети посмотрят на ковер и увидят кусочки материи, сделают вывод). Первую книгу в Китае сделали из шелка.  А что такое шелк? /различные ответы детей/

Профессор: Молодцы. Затем шелк нарезали на небольшие кусочки, это и были страницы книжки, а потом эти странички  сшивали их между собой. И получались вот такие шелковые книги, посмотрите на экран.  В таких книгах китайцы  писали при помощи кисточки и красок. Я предлагаю вам тоже стать  создателями шелковой  книги. И предлагаю написать на ваших кусочках  книжной шелковой страницы. Только, то, что мы будем писать  на ваших шелковых страничках, давайте я вам сейчас покажу.  Посмотрите на доску, что за странные символы здесь нарисованы? (выслушать ответы детей, они могут быть различны, все зависит от уровня знаний ребенка и его фантазии). Дело в том, что в Китае для написания использовали специальные буквы - символы, которые назывались иероглифы. Скажем вместе - иероглифы. Посмотрите, вот на этой стене написаны иероглифы. Вот этот иероглиф обозначает слово  человек, этот  обозначает слово солнце, а это иероглиф  обозначает слово трава, а это вода. Я предлагаю выбрать понравившейся иероглиф и написать при помощи кисточки и красок, как это делали в древнем Китае, на ваших шелковых страничках. Ну, что ребята получается? /различные ответы детей/. Молодцы. Положите кисточку на подставку и посмотрите на меня.

А еще ребята в Китае люди очень любят танцевать. И я вас тоже хочу научить китайскому танцу (динамическая пауза « Китайский танец»+ артикуляционная гимнастика)

Ребята, я открою вам небольшой секрет, что китайцы это довольно изобретательный народ, и следующее что они изобрели - это была бумага. Но об этом  мы поговорим на другом занятии и в другом времени. А сейчас,  вытирайте салфеткой, свои ручки и прошу  всех вас прошу пройти в машину времени, чтобы переместиться в новое время.  Ну что, раз, два, три, машину заводи ( проводиться физминутка «Машина времени»).

Профессор:  Ребята мы с вами переместились в Древнюю Русь, так раньше называлась наша с вами страна Россия.  А как вы думаете, из чего можно было сделать  первую книгу на Руси? /различные ответы детей/.

Профессор: Ну, тогда, посмотрите на экран. Русь всегда славилась своими красивыми городами, своими могучими и  сильными богатырями, своим праздниками, своей природой. Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. Ребята, а что такое береста? /различные ответы детей/

Профессор: Молодецы, действительно береста – это кора березы. И первые книги на Руси, действительно были из бересты. И писали на  ней с помощью вот такой специальной  острой палочки, летописцы или как мы их сейчас называем писатели, выцарапывали буквы.   Скажем вместе: летописцы / дети проговаривают слово хором летописцы/. А как по-другому сейчас мы называем летописцев? /различные ответы детей/

Профессор: Труд летописцев был очень сложным и требовал большого внимания  и терпения.  Поэтому  они  так обрадовались, когда на смену бересте пришла бумага. А уже позднее появились первые печатные книги. Посмотрите на наш умный экран.  Оказывается, буквы для первых печатных книг на Руси вырезали из дерева. Затем на них наносили краску и прижимали к листу бумаги (идет показ слайд-шоу). Вот такая была первая печатная книга. А вы бы хотели, тоже попробовать себя в роли  книгопечатников   и попробовать напечатать одну страничку, такой книги. Хотите? Тогда пройдемте вместе со  мной к столу, на котором  мы и будем печатать.  Посмотрите, у нас на столе лежит большой лист бумаги и оттиски печати. Вам как древним летописцам необходимо нанести краску на оттиск и приложить его к листу бумаги.  Для этого выберите понравившуюся вам букву и будем создавать первую печатную книгу, так как это делали в древней Руси. Ну что ж приступайте, мне не терпится посмотреть, что же у нас получится.

Профессор: Ну, что ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам с вами пора отправляться в обратный путь. Прошу вас всех пройти в машину времени. Ребята закройте свои глазки и произнесите вместе со мной  следующие слова:

 Раз, два, три,

Машина времени лети,

В настоящее нас верни.

3.Заключительная часть.

Профессор: А сейчас откройте свои глазки. Посмотрите, мы с вами опять оказались в моей лаборатории. Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие во времени? Что нового вы сегодня узнали?  Что больше всего вам запомнилось?  А на прощание я хочу вручить вам ордена умников, которые вам будут напоминать  о нашей встрече и  подтверждать что вы стали учениками школы «Почемучек». Ну что ж ребята, нам с вами пора прощаться, до свидания, до скорых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "История одного растения".

МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Город Нижневартовск» (история возникновения города)

   Нижневартовск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы на этом занятии мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, про...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "История возникновения книги" в подготовительной группе.

В возрасте 6-7 лет ребенок формируется как будущий читатель. Многие дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу.  Целью данного занятия было обобщение и систематизи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Знакомство с историей и современной архитектурой города Бугуруслана»

Цель: Развитие интереса к родному городу, его исторической и современной архитектуре.Воспитывать любовь к родному городу, к его прошлому и настоящему; бережное и  заботливое отношение к нему.Разв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему " История основания Санкт-Петербурга".

В этой работе я рассказала и показала детям где и с чего началось строительство Санкт-Петербурга : Заячий остров, строительство Петропавловской крепости......

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья»   в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...