Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "История возникновения книги" в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Потапенко Татьяна Васильевна

В возрасте 6-7 лет ребенок формируется как будущий читатель. Многие дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу.  Целью данного занятия было обобщение и систематизирование знаний детей о книге, ее происхождении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vozniknoveniya_knigi_dlya_ns_portalae.docx26.84 КБ
Файл vot_takie_knizhki.docx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы

Тема проекта: «История возникновение книги»

Цель: Обобщение и систематизирование представлений детей книге, истории происхождения.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей письменности;
  • историей книги;
  • расширить и закрепить знания о том как  создается книга;
  • формировать бережное отношение к книге.

Материалы и оборудование: проектор, большой экран, слайды с презентацией «Как появились книги», книги старых издательств.

Место проведения: групповое помещение.

Время проведения: утро, вечер.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, труд.

ХОД.

  1. Организационный момент.

Звучит мелодия «В гостях у сказки».

Воспитатель.  Здравствуйте ребята! С книгой вы знакомы давно. Когда вы были маленькими – кто вам читал книги?

         Ответы детей.

Воспитатель. А сейчас многие из вас уже сами умеют читать. Поднимите руки – кто уже умеет читать?

         Ответы детей.

  1. Основная часть.

- Ребята, сегодня книги окружают нас повсюду. Но как появилась письменность , никто не знает точно. Она развивалась с древнейших времен. Человек начал рисовать картинки, рассказывающие о жизни,  охоте на скалах и пещерах.

Если кто-то хотел написать письмо, то 5 000 лет назад делал это на камне : вырубал определенные знаки. Или на глиняных дощечках-клинопись.

Древние инки (индейское племя) писали письмо разноцветными веревочками. Эти нити с узелками называли «Кипу».

Каждый цвет имел свое значение:

  • Красный – война, кровь;
  • Белый – мир, здоровье;
  • Черный – смерть, болезнь;
  • Зеленый – урожай, хлеб;
  • Желтый – солнце;
  • Синий – море, вода.

Позже люди стали писать на папирусе, который вырабатывался из стеблей растения с таким же названием. Книга того времени представляла из себя папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта. Самому древнему из сохранившихся папирусов более 5000 лет.

                -Где же ты вырос,  Высокий папирус?

                -Я в Эфиопии  солнечной вырос!

                С ветром попал я в болото Сицилии,

                Где загорают и плавают лилии!

                -Кто твои сестры, Папирус высокий!

                -Я из одной колыбели с осокой!

                Листья мои шелковисты и плоски,

                В древности резали их на полоски,

                Клеили в свитки, сушили от влаги,

                Чтобы использовать вместо бумаги!

                Поэтам, художникам и звездочетам

                Был я тетрадкой, альбомом,

                Блокнотом! (Ю.Мориц»

Но когда папируса стало не хватать, пришло время пергамента, который изготавливали из шкур телят, овец, коз.

Шли годы, и человек искал более дешевые материалы для письма. И вот, во 2 веке н.э. в Китае изобрели бумагу.

        Первые книги были рукописными. Создание рукописных книг дело сложное. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет. Первые заглавные буквы писец рисовал кисточкой красной краской. Переписанные листы собирали и одевали в кожаный переплет, который был украшен драгоценными камнями. Эти книги были очень дорогими. Их могли купить только очень богатые люди.

        Позже появились книгопечатные станки. В 15 веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические буквы, из которых мастер набирал строку, покрывал краской и с помощью пресса получался оттиск на бумаге. Книгопечатанье быстро распространилось и первая Российская типография была создана по повелению царя на средства казны. Первые печатники: Иван Федоров и его друг Петр Мстиславец. В 1564 году в Москве напечатана первая книга _»Апостол». За две недели они напечатали 200 экземпляров книги. Стоили эти книги много дешевле чем рукописные и переписчики книг подожгли типографию а печатников пригрозили убить. И.Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. И.Федоров переехал в г.Львов где создал собственную типографию и печатал первую в России Азбуку, по которой потом учили читать и писать русских ребятишек.

И письмо и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить  для потомков достигнутое, расширить возможности человеческой памяти. Книга – помогла сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий.

Ребята, а сейчас, встаньте из-за столов и: (физкультминутка)

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Воспитатель:  

Ребята, а сейчас мы с вами немножко поиграем. Перед вами кроссворд, если вы правильно разгадаете слова по горизонтали, то узнаете что за слово спрятано по вертикали. А разгадать его сможет только тот, кто внимательно меня слушал:

  1. Разноцветные нити с узелками (кипу).
  2. Наскальные сообщения (рисунок).
  3. Знаки, вырубленные на камне и на глиняных дощечках (Клинопись).
  4. Специально обработанные шкуры животных (Пергамент).
  5. Из какого растения делали писчий материал. (Папирус).

2

н

3

и

4

г

5

а

Ответы детей

Воспитатель. Молодцы, ребята. Кто мне прочитает какое слово получилось у нас отгадать? (Книга)

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Ответы детей

Крошки птички сели в ряд

И словечки говорят (Буквы).

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней. (Книга).

У сосны и елки листочки – иголки,

А на каких листочках растут слова да строчки? (На книжных).

Первую книжку,

Где буквы ты изучаешь.

Как ты ее называешь? (Букварь).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

Воспитатель. Молодцы!

Ребята, а кто мне подскажет, как нужно обращаться с книгой, какие правила общения приняты и почему?

Ответы детей.

Воспитатель (суммирует ответы детей).

Не читайте книгу во время еды – ее можно испачкать.

Не кладите в книгу карандаши, ручки и другие толстые предметы – от этого книга рвется. Что предусмотрено для того чтобы не потерять то место где вы остановились читать? (Закладка).

Не загибайте углов на страницах книги – углы рвутся, и книга портится, пользуйтесь закладками.

Не рвите страницы, не рвите и не пишите книги.

Не перегибайте книгу, от этого вырываются страницы.

                Книжек в мире много разных

Интересных  и смешных

Приглашаем, вас, ребята,

Прочитать побольше их.

Воспитатель. Вы сегодня узнали много интересного, что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю, когда мы проснемся поиграть в игру «Книжное издательство».

Вы сами придумаете сказку, нарисуете и если умеете, то напишите. А я тому, кто не умеет писать, помогу. В своей книге вы будете и автором, и художником. А потом мы с вами вместе почитаем ваши книги. И сделаем выставку книжек-малышек изготовленных своими руками, вот всем будет интересно. Договорились?


Предварительный просмотр: