Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "История возникновения книги" в подготовительной группе.
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Потапенко Татьяна Васильевна

    В возрасте 6-7 лет ребенок формируется как будущий читатель. Многие дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно выбрать книгу по вкусу.  Целью данного занятия было обобщение и систематизирование знаний детей о книге, ее происхождении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoriya_vozniknoveniya_knigi_dlya_ns_portalae.docx26.84 КБ
    Файл vot_takie_knizhki.docx2.01 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы

    Тема проекта: «История возникновение книги»

    Цель: Обобщение и систематизирование представлений детей книге, истории происхождения.

    Задачи:

    • Познакомить детей с историей письменности;
    • историей книги;
    • расширить и закрепить знания о том как  создается книга;
    • формировать бережное отношение к книге.

    Материалы и оборудование: проектор, большой экран, слайды с презентацией «Как появились книги», книги старых издательств.

    Место проведения: групповое помещение.

    Время проведения: утро, вечер.

    Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, труд.

    ХОД.

    1. Организационный момент.

    Звучит мелодия «В гостях у сказки».

    Воспитатель.  Здравствуйте ребята! С книгой вы знакомы давно. Когда вы были маленькими – кто вам читал книги?

             Ответы детей.

    Воспитатель. А сейчас многие из вас уже сами умеют читать. Поднимите руки – кто уже умеет читать?

             Ответы детей.

    1. Основная часть.

    - Ребята, сегодня книги окружают нас повсюду. Но как появилась письменность , никто не знает точно. Она развивалась с древнейших времен. Человек начал рисовать картинки, рассказывающие о жизни,  охоте на скалах и пещерах.

    Если кто-то хотел написать письмо, то 5 000 лет назад делал это на камне : вырубал определенные знаки. Или на глиняных дощечках-клинопись.

    Древние инки (индейское племя) писали письмо разноцветными веревочками. Эти нити с узелками называли «Кипу».

    Каждый цвет имел свое значение:

    • Красный – война, кровь;
    • Белый – мир, здоровье;
    • Черный – смерть, болезнь;
    • Зеленый – урожай, хлеб;
    • Желтый – солнце;
    • Синий – море, вода.

    Позже люди стали писать на папирусе, который вырабатывался из стеблей растения с таким же названием. Книга того времени представляла из себя папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта. Самому древнему из сохранившихся папирусов более 5000 лет.

                    -Где же ты вырос,  Высокий папирус?

                    -Я в Эфиопии  солнечной вырос!

                    С ветром попал я в болото Сицилии,

                    Где загорают и плавают лилии!

                    -Кто твои сестры, Папирус высокий!

                    -Я из одной колыбели с осокой!

                    Листья мои шелковисты и плоски,

                    В древности резали их на полоски,

                    Клеили в свитки, сушили от влаги,

                    Чтобы использовать вместо бумаги!

                    Поэтам, художникам и звездочетам

                    Был я тетрадкой, альбомом,

                    Блокнотом! (Ю.Мориц»

    Но когда папируса стало не хватать, пришло время пергамента, который изготавливали из шкур телят, овец, коз.

    Шли годы, и человек искал более дешевые материалы для письма. И вот, во 2 веке н.э. в Китае изобрели бумагу.

            Первые книги были рукописными. Создание рукописных книг дело сложное. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет. Первые заглавные буквы писец рисовал кисточкой красной краской. Переписанные листы собирали и одевали в кожаный переплет, который был украшен драгоценными камнями. Эти книги были очень дорогими. Их могли купить только очень богатые люди.

            Позже появились книгопечатные станки. В 15 веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические буквы, из которых мастер набирал строку, покрывал краской и с помощью пресса получался оттиск на бумаге. Книгопечатанье быстро распространилось и первая Российская типография была создана по повелению царя на средства казны. Первые печатники: Иван Федоров и его друг Петр Мстиславец. В 1564 году в Москве напечатана первая книга _»Апостол». За две недели они напечатали 200 экземпляров книги. Стоили эти книги много дешевле чем рукописные и переписчики книг подожгли типографию а печатников пригрозили убить. И.Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. И.Федоров переехал в г.Львов где создал собственную типографию и печатал первую в России Азбуку, по которой потом учили читать и писать русских ребятишек.

    И письмо и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить  для потомков достигнутое, расширить возможности человеческой памяти. Книга – помогла сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий.

    Ребята, а сейчас, встаньте из-за столов и: (физкультминутка)

    Быстро встаньте, улыбнитесь,
    Выше, выше подтянитесь.
    Ну-ка, плечи распрямите,
    Поднимите, опустите,
    Влево, вправо повернулись,
    Рук коленями коснулись.
    Сели, встали, сели, встали
    И на месте побежали.

    Воспитатель:  

    Ребята, а сейчас мы с вами немножко поиграем. Перед вами кроссворд, если вы правильно разгадаете слова по горизонтали, то узнаете что за слово спрятано по вертикали. А разгадать его сможет только тот, кто внимательно меня слушал:

    1. Разноцветные нити с узелками (кипу).
    2. Наскальные сообщения (рисунок).
    3. Знаки, вырубленные на камне и на глиняных дощечках (Клинопись).
    4. Специально обработанные шкуры животных (Пергамент).
    5. Из какого растения делали писчий материал. (Папирус).

    2

    н

    3

    и

    4

    г

    5

    а

    Ответы детей

    Воспитатель. Молодцы, ребята. Кто мне прочитает какое слово получилось у нас отгадать? (Книга)

    Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

    Ответы детей

    Крошки птички сели в ряд

    И словечки говорят (Буквы).

    Говорит она беззвучно,

    Но понятно и не скучно,

    Ты беседуй чаще с ней,

    Станешь вчетверо умней. (Книга).

    У сосны и елки листочки – иголки,

    А на каких листочках растут слова да строчки? (На книжных).

    Первую книжку,

    Где буквы ты изучаешь.

    Как ты ее называешь? (Букварь).

    Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает. (Книга).

    Воспитатель. Молодцы!

    Ребята, а кто мне подскажет, как нужно обращаться с книгой, какие правила общения приняты и почему?

    Ответы детей.

    Воспитатель (суммирует ответы детей).

    Не читайте книгу во время еды – ее можно испачкать.

    Не кладите в книгу карандаши, ручки и другие толстые предметы – от этого книга рвется. Что предусмотрено для того чтобы не потерять то место где вы остановились читать? (Закладка).

    Не загибайте углов на страницах книги – углы рвутся, и книга портится, пользуйтесь закладками.

    Не рвите страницы, не рвите и не пишите книги.

    Не перегибайте книгу, от этого вырываются страницы.

                    Книжек в мире много разных

    Интересных  и смешных

    Приглашаем, вас, ребята,

    Прочитать побольше их.

    Воспитатель. Вы сегодня узнали много интересного, что вам больше всего запомнилось?

    Ответы детей.

    Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю, когда мы проснемся поиграть в игру «Книжное издательство».

    Вы сами придумаете сказку, нарисуете и если умеете, то напишите. А я тому, кто не умеет писать, помогу. В своей книге вы будете и автором, и художником. А потом мы с вами вместе почитаем ваши книги. И сделаем выставку книжек-малышек изготовленных своими руками, вот всем будет интересно. Договорились?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

    Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познание в подготовительной группе на тему: «Измерение»

    Программное содержание:Закрепить знание порядкового счета до 20 в прямой и обратной последовательности; познакомить детей со счетом парами.Учить пользоваться условной меркой.Закрепить умения ориентиро...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)

    Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности по трудовому воспитанию в подготовительной группе на тему:"Все работы хороши выбирай на вкус"

    МБДОУЦРРДС 1категории №6 «Березка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Дата:19.12.12г.Воспитатель: Яковенко А.А.ТЕМА: «Вс...

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе на тему: "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в подготовительной группе на тему: "Все работы хороши, выбирай на вкус!"...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ ЗАНЯТИЯ: «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС»

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ      ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС»   ...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Путешествие по Красной книге Красноярского края»

    Данный конспект поможет воспитателям познакомить детей с животными и растениями Красной книги Красноярского края,сформировать осознанное действенное отношение к природе родного края. В конспекте предс...