план по самообразованию на 2020-2021 уч год
материал по художественной литературе
план профессианализма педагога научебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2020-2021g.docx | 54.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида № 58»
Индивидуальный план
профессионального развития воспитателя
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»
Шушковой Елены Николаевны на 2020-2021уч.год
г.Нижнекамск РТ
План работы по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год
воспитателя Шушковой Е. Н.
Тема: «Влияние художественной литературы на
развитие речи у детей
дошкольного возраста»
Актуальность
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: повышение своего теоретического уровня, компетентности в вопросах развития речи детей 3- 4 лет, посредством художественной литературы, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме;
2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
3. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
4.Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;
5. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
6. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
7.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
Методическая работа:
- Планирование работы по теме самообразования.
- Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, изучение опыта педагогов на интернет сайтах.
- Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.
- Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.
- Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов.
- Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме.
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр)
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
сентябрь | Показ настольного театра по сказке «Курочка ряба».
Разучивание и проговаривание потешек.
Применение потешек в режимных моментах. |
| Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Консультация «Потешки в помощь маме».
|
октябрь | Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
Досуг «Вечер загадок». | Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста». | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Рекомендации «Активизация словарного запаса ребенка 3-4 лет. Игры с загадками».
Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольника» |
ноябрь | Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка»
Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»
Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы) |
| Консультация «Как организовать домашний театр».
Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки».
Папка-передвижка «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей» |
декабрь | Хороводы, народные подвижные игры.
Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка». | Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры». | «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Консультация для родителей «Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм» |
январь | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)
«Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование. Знакомство с театром на руке. |
| Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»
|
февраль | Разучивание песен и стихов про Масленицу.
Знакомство с пословицами, чисто говорками и поговорками.
«Веселые считалочки» |
| Советы родителям «Фольклор в развитии речи детей»
Рекомендации «Использование чисто говорок и скороговорок для развития голосового аппарата, закрепления звукопроизношения».
Папка – передвижка «Волшебный мир считалки»
|
март | Знакомство с закличками, потешками о солнце.
Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок. | Выступление по теме «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» | Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
Рекомендации для родителей «Разговорчивые игры» |
апрель | Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.
Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» |
| Консультация: «Почитай мне сказку, мама»
Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
|
май | Игры-драматизации по знакомым сказкам. | Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.
Самоанализ плана самообразования» | Конкурс поделок «В гостях у сказки».
Открытое занятие по развитию речи.«Устное народное творчество. Потешки»
Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
|
Предполагаемый результат:
1) у детей повысится интерес к художественной литературе, к устному народному творчеству;
2) повысится уровень речевого развития детей;
3) повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Практические результаты:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по теме самообразования
2. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Волшебный мир считалки»
Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи детей
4. Выставка работ. Тема: Выставка рисунков_«Моя любимая сказка». Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки». Конкурс поделок «В гостях у сказки».
5. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей» «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Создание картотеки загадок.
Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.
«Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»
Изучение темы: «Использование устного народного творчества в развитии речи ребенка».
Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Создание театрального уголка в группе (настольный, конусный, пальчиковый театры)
Литература:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2020-2021 г.г.
Самообразование педагога -это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений...
Перспективный план по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год
Цель: привитие первоначальных навыков творческого ансамблевого музицирования и развитие системы музыкальности в целом. Сохранение и укрепление здоровья детей посредством элементарного музицирова...
План по самообразованию на 2020-2021 год "Мастер -классы по нетрадиционным техникам рисования"
Материал предназначен для воспиталей и старших воспитателей...
План по самообразованию на 2020 - 2021, воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" школы 2120 Д8 Москва
План по самообразованию воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" Титовой Альбины Револеновны Тема: «Развитие интереса к рисованию, в работе с детьми младшего дошкольного возраста, испол...
План по самообразованию на 2020-2021
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Цель: выявление эффективности использования приёмов мнемотехники,повышение своего теорети...
Реализация Плана по самообразованию на 2020-2021
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОО, так как детский сад ...
Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Благода...