план по самообразованию на 2020-2021 уч год
материал по художественной литературе

шушкова

план профессианализма педагога научебный  год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2020-2021g.docx54.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Индивидуальный план

профессионального развития воспитателя

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Шушковой Елены Николаевны на 2020-2021уч.год

г.Нижнекамск РТ

                                               План работы по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год

                   

                                                                                                                                                        воспитателя Шушковой Е. Н.

Тема: «Влияние художественной литературы на
развитие речи у детей
дошкольного возраста»

Актуальность

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 Цель: повышение своего теоретического уровня, компетентности в вопросах развития речи детей 3- 4 лет, посредством художественной литературы, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме;

2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

3. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

4.Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

5. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

6. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

7.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

Методическая работа:                                                                              

  • Планирование работы по теме самообразования.                                                                       
  • Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, изучение опыта педагогов на интернет сайтах.             
  • Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.                                                                                                           
  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.                                                                                                                                  
  • Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов.                                    
  • Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме.                                                           
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр)

Месяц

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь

Показ настольного театра по сказке «Курочка ряба».

 

Разучивание и проговаривание потешек.

 

Применение потешек в режимных моментах.

 

Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

 

Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

 

Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

 

Консультация «Потешки в помощь маме».

 

октябрь

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

 

Досуг «Вечер загадок».

Консультация для воспитателей  «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

 

Рекомендации «Активизация словарного запаса ребенка 3-4 лет. Игры с загадками».

 

Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольника»

ноябрь

Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок»,  «Репка»

 

Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»

 

Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

 

Консультация «Как организовать домашний театр».

 

Конкурс на лучшую книжку-малышку  «Потешки, песенки».

 

 

Папка-передвижка «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей»

декабрь

Хороводы, народные подвижные игры.

 

 Просмотр кукольного театра по русской  народной сказке «Заюшкина избушка».

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры».

«Роль родителей в возрождении русских традиций»

 

Консультация для родителей «Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм»

январь

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)

 

«Пришла Коляда» - разучивание колядок. Колядование.

Знакомство с театром на руке.

 

Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

 

Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

 

Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»

 

февраль

Разучивание песен и стихов  про Масленицу.

 

Знакомство с пословицами, чисто говорками и поговорками.

 

«Веселые считалочки»

 

Советы родителям

«Фольклор в развитии речи детей»

 

 

Рекомендации «Использование чисто говорок и скороговорок для развития голосового аппарата, закрепления

звукопроизношения».

 

Папка – передвижка «Волшебный мир считалки»

 

март

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

 

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

Выступление по теме

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

 

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

 

Рекомендации для родителей

«Разговорчивые игры»

апрель

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

 

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

 

Консультация: «Почитай мне сказку, мама»

 

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

 

май

Игры-драматизации по знакомым сказкам.

Выступление на педсовете: «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

 

Самоанализ плана самообразования»

Конкурс поделок «В гостях у сказки».

 

Открытое занятие по развитию речи.«Устное народное творчество. Потешки»

 

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

 

Предполагаемый результат:

1) у детей повысится интерес к художественной литературе, к устному народному творчеству;

2) повысится уровень речевого развития детей;

3) повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.

 

Практические результаты:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по теме самообразования

2. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Волшебный мир считалки»

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи детей

4. Выставка работ. Тема: Выставка рисунков_«Моя любимая сказка».  Конкурс на лучшую книжку-малышку  «Потешки, песенки». Конкурс поделок «В гостях у сказки».                                                                                              

5. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»  «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей»  «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

 

6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Создание картотеки загадок.

 Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.                                                              

«Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

Изучение темы: «Использование устного народного творчества в развитии речи ребенка».                                                                         

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»               

Создание театрального уголка в группе (настольный, конусный, пальчиковый театры)

 

Литература:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2020-2021 г.г.

Самообразование педагога -это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений...

Перспективный план по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год

Цель: привитие первоначальных навыков  творческого ансамблевого музицирования и развитие системы музыкальности в целом. Сохранение и укрепление здоровья детей посредством элементарного музицирова...

План по самообразованию на 2020-2021 год "Мастер -классы по нетрадиционным техникам рисования"

Материал предназначен для воспиталей и старших воспитателей...

План по самообразованию на 2020 - 2021, воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" школы 2120 Д8 Москва

План по самообразованию воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" Титовой Альбины Револеновны Тема: «Развитие интереса к рисованию, в работе с детьми младшего дошкольного возраста, испол...

План по самообразованию на 2020-2021

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Цель: выявление эффективности использования приёмов мнемотехники,повышение своего теорети...

Реализация Плана по самообразованию на 2020-2021

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОО, так как детский сад ...

Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благода...