Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)

Яковлева Екатерина Сергеевна

 

  В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи дети выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. 

Дидактическая игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни.  Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – это эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №4»

города Сосновоборска

Индивидуальный план по самообразованию

на 2020 – 2021 учебный год

«Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

Образование — высшее

Квалификационная категория – без категории

Стаж работы по специальности: 15 лет

Дата начала работы над темой: сентябрь 2020г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2021г.

                                                                     

                                                                       Воспитатель: Яковлева Е.С.

Актуальность темы:  

  В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи дети выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

    На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Всё это связано, в первую очередь, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, а также с недостаточностью общения детей друг другом и с взрослыми. Следовательно - педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Дидактическая игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни.  Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – это эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Цель: 

  • Создание условий для развития речи детей посредством дидактической игры.

Задачи:

  • Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи.
  • Повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие речи детей дошкольного  возраста.
  • Обогатить предметно-развивающую среду группы
  • Подготовить консультации для родителей и коллег по данной теме
  • Изготовить папки-передвижки по данной теме
  • Составить картотеку дидактических игр по развитию речи
  • Создать «Педагогическую копилку»; картотеку дидактических игр,  артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, сборник консультаций
  • Обобщить и распространить педагогический опыт по теме самообразования.
  • Укрепить связи между ДОУ и семьёй.

Планируемый результат:

Для детей

  • Повышение культуры речевого общения детей
  • Развитие связной речи, её выразительности
  •  Обогащение словарного запаса.
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие познавательной активности детей
  • Развитие творческих способностей
  • Умение самостоятельно играть в игры

Для педагога

  • Новые знания об особенностях развития речи детей
  • Повышение самообразования
  • Укрепление взаимоотношений с детьми и родителями

Для родителей

  • Сближение с детьми и педагогом

Этапы и содержание самообразования:

  • Изучение  теоретического  материала по данной теме 2020 – 2021г.
  • Ознакомление с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана на 2020 – 2021г
  •  Составление картотеки использованной литературы
  • Подборка методического материала по изготовлению дидактических игр.
  • Пополнение и обновление  дидактических игр в группе
  • Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Зимующие птицы», «Овощи и фрукты», «Времена года» и т. д.
  • Разработка дидактических игр: «Где кто живет?», «Кто чем питается?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Варим суп и компот», «Продолжи ряд»,  «Украшаем шапку» и т. д.
  • Создание картотеки дидактических игр.
  • Изготовление атрибутов к дидактическим играм.

План самообразования на 2020-2021 год

Срок

                Тема

Содержание работы

Сентябрь

Октябрь

«Роль игры в жизни детей»

«Развитие речи в средней группе»

 Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Дидактические игры на занятиях.

Ноябрь

«Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»             

Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр. Дидактические игры на занятиях.

 Декабрь

«Влияние русских народных сказок на развитие речи детей дошкольного возраста»

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы

 

Январь

«Игры и упражнения для развития речи детей среднего возраста»

«Говорим правильно»

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Подготовка дидактического материала.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр.

Консультация для родителей.

 Февраль

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Просмотр мультфильмов, слушание песен. Картотека песен, мультфильмов

  Март

Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи детей» 

«Развитие связной речи через театральную деятельность»

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Апрель

Игра на развитие словарного запаса.

Совместное творчество детей и родителей

Буклет для родителей.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Май

Оценка результатов проведённой работы по самообразованию.

Подготовка к летней оздоровительной работе.

Мониторинг.

Прогноз на будущее.

Отчёт.

Перспективное планирование практической деятельности по теме самообразования

Для детей

(игры, пособия)

Для родителей

(консультации, папки-передвижки)

Для педагогов

(рекомендации, картотеки)

Д\И «Дикие и домашние животные»

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Картотека словесных дидактических игр для детей средней группы

Д\И «Четвертый лишний»

Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни»

Консультация для педагогов

«Значение дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Д\И  «Варим суп и компот»

Д\И «Какой? Какая? Какое?»

Консультация «Значение дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

 Картотека артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет

Д\И «Кто чем питается?»

Д\И  «Кто где живет?»

Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

 Картотека пальчиковой гимнастики

Д\И «Времена года»

Д\И «Подарки для матрёшки»

Д\И «Украшаем шапки»

Буклет «Тренируем пальчики - развиваем речь»

 Презентация своего опыта работы