план по самообразованию Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
материал (средняя группа)

Темнорусова Ольга Анатольевна

Правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи дети выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Темнорусова Ольга Анатольевна

 «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

                                                               

 Актуальность темы:  

   В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи дети выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

     На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Всё это связано, в первую очередь, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, а также с недостаточностью общения детей друг другом и с взрослыми.  

       Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Дидактическая игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни.  Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

 Дидактические игры – это эффективное средство закрепления грамматических навыков , они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Цель:

  • Создание условий для развития речи детей посредством дидактической игры.

Задачи:

  • Продолжать изучать учебную, методическую литературу по вопросу развития речи.
  • Повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие речи детей дошкольного  возраста.
  • Обогатить предметно-развивающую среду группы
  • Подготовить консультации для родителей
  • Изготовить папки-передвижки по данной теме
  • Составить картотеку дидактических игр по развитию речи
  • Создать «Педагогическую копилку»; картотеку дидактических игр,  артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, сборник консультаций
  • Обобщить и распространить педагогический опыт по теме самообразования.
  • Укрепить связи между ДОУ и семьёй.

Планируемый результат:

  • Повышение культуры речевого общения детей
  • Развитие связной речи, её выразительности
  •  Обогащение словарного запаса.
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие познавательной активности детей
  • Развитие творческих способностей
  • Умение самостоятельно играть в игры

Этапы и содержание самообразования:

  • Изучение  теоретического  материала по данной теме 2024 – 2025г.
  • Ознакомление с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана на 2024 – 2025г
  •  Составление картотеки использованной литературы
  • Подборка методического материала по изготовлению дидактических игр.
  • Пополнение и обновление  дидактических игр в группе
  • Проведение занятий по развитию речи: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Зимующие птицы», «Овощи и фрукты», «Времена года» и т. д.
  • Разработка дидактических игр: «Где кто живет?», «Кто чем питается?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Времена года », «Продолжи ряд», «Животный мир»  «Профессии». Создание картотеки дидактических игр.

План самообразования на 2024-2025 год

Срок

                Тема

Содержание работы

Сентябрь

«Роль игры в жизни детей»

Подбор и изучение литературы по теме;

Октябрь

Изготовление пособий и дидактических игр своими руками

 Дидактические  игры и упражнения.

Ноябрь

«Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»             

Уточнение знаний и обогащение словарного запаса детей посредством дидактических игр. Дидактические игры на занятиях.

 Декабрь

«Влияние русских народных сказок на развитие речи детей дошкольного возраста»

Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания

 

Январь

«Игры и упражнения для развития речи детей среднего возраста»

«Говорим правильно»

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Подготовка дидактического материала.

Консультация для родителей.

 Февраль

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

  Март

Оформление уголка на тему: «Дидактические игры для развития речи детей» 

«Развитие связной речи через театральную деятельность»

Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Апрель

Игра на развитие словарного запаса.

Совместное творчество детей и родителей

Буклет для родителей.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, В передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Май

Оценка результатов проведённой работы по самообразованию.

Подготовка к летней оздоровительной работе.

Мониторинг.

Прогноз на будущее.

Отчёт.

Перспективное планирование практической деятельности по теме самообразования

Для детей

(игры, пособия)

Для родителей

(консультации, папки-передвижки)

Для педагогов

(рекомендации, картотеки)

Д\И «Дикие и домашние животные»

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Картотека словесных дидактических игр для детей средней группы

Д\И «Четвертый лишний»

Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни»

Консультация для педагогов

«Значение дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Д\И  «Времена года»

Д\И «Какой? Какая? Какое?»

Консультация «Значение дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

 Картотека артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет

Д\И «Кто чем питается?»

Д\И  «Кто где живет?»

Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

 Картотека пальчиковой гимнастики

Д\И «Времена года»

Д\И «Подарки для матрёшки»

Д\И «Украшаем шапки»

Буклет «Тренируем пальчики - развиваем речь»

 Презентация своего опыта работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благода...

План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

перспективный план самообразования "Моделирование сказки как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Актуальность К.Д. Ушинский утверждал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит и...