План по самообразованию на 2020-2021
учебно-методический материал

Кравцова Наталья Леонидовна

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 

Цель:

  • выявление эффективности использования приёмов мнемотехники,

  • повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

 

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники.

  • Изучить и использовать инновационные технологии в работе по формированию связной речи у детей.

  • «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В.

  • Разработать рекомендации для родителей по применению мнемотехники в домашних условиях.

  • Разработать методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kravtsova_2020-2021.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад» «Рябинушка» Смоленского района Смоленской области

План по самообразованию педагога

Кравцовой Натальи Леонидовны

2 года

(стаж работы)

Тема: «Использование приёмов мнемотехники

в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

старшая

(возрастная группа)

2020-2021 учебный год

Актуальность:

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.

Владение родным языком - это не только умение правильно строить

предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать

существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны

быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть

речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста

является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста

речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими

людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста,

пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком

на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника

в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и

речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

  • трудности в построении монолога, например: сюжетный или описательный
  • рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
  • сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое
  • предложение;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
  • регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
  • недостаточный словарный запас;
  • плохая дикция.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для

связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст

зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.


Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: 

  • выявление эффективности использования приёмов мнемотехники,
  • повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники.
  •  Изучить и использовать инновационные технологии в работе по формированию связной речи у детей.
  •  «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В.
  • Разработать рекомендации для родителей по применению мнемотехники в домашних условиях.
  • Разработать методическое обеспечение.

Месяц

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми

с педагогами

самообразование

с родителями

1 ЭТАП Информационно - аналитический

Сентябрь

 

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Изучение нормативных документов:

1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Конвенция о правах ребенка

4. ФГОС ДО

Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по речевому развитию дошкольников

2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения образовательного процесса

Октябрь

Определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

Изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей

  1. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком

Ноябрь

Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено)

Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Изучить научно-педагогическую литературу по использованию

мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»

Декабрь

Использование мнемотаблицы для заучивания стихотворений, составления описательных рассказов, составление и отгадывание загадок, для работы над пересказами

Создание картотеки  по разучиванию стихотворений, описательных рассказов, мнемотаблиц, мнемотаблиц –загадок

Тематические консультации «Как учить стихи играючи»

Январь

Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено)

Разработка  ООД с использованием мнемотаблиц

Консультации для родителей (папки – передвижки) на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Февраль

«Мой папа»

(составление описательного рассказа о папе, дедушке и всех защитников Отечества с опорой на мнемотаблицу).

Создание сундучка «Стихи для заучивания детям»

Создание буклетов для родителей по обучению связной речи

Март

. «8 марта»

(заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц про маму и бабушку, а так же всех представителей женского рода).

Взаимодействие со специалистами ДОУ:

консультация учителя –логопеда, психолога

Дополнение предметно –развивающей среды мнемотаблицами (картотеки мнемотаблиц с играми, загадками, пальчиковой гимнастикой, стихами, сказками).

  1. «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Апрель

 Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем

Создание сундучка «Сказки, пословицы и поговорка  для заучивания детям»

Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов.

3 ЭТАП Заключительный. Обобщение опыта работы.

Май

Диагностика уровня развития связной речи

Отчет по теме самообразования

Провести конкурс совместно родители вместе с детьми: «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей»

Выход темы:

  • повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  • разработка дидактического и наглядного материала;
  • создание сундучков
  • разработка методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по данной теме.

Источники:

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.
  2. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  4. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  6. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
  7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
  8. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
  9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
  10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.
  11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
  12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.
  13. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.
  14. Максаков, А. И. Учите, играя / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - М.: Просвещение, 2013. 88с.
  15. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
  16. Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  17. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
  18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
  19. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  20. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.
  21. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. - М.: Просвещение, 2010. 90 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2020-2021 г.г.

Самообразование педагога -это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений...

Перспективный план по самообразованию на 2020 - 2021 учебный год

Цель: привитие первоначальных навыков  творческого ансамблевого музицирования и развитие системы музыкальности в целом. Сохранение и укрепление здоровья детей посредством элементарного музицирова...

план по самообразованию на 2020-2021 уч год

план профессианализма педагога научебный  год...

План по самообразованию на 2020-2021 год "Мастер -классы по нетрадиционным техникам рисования"

Материал предназначен для воспиталей и старших воспитателей...

План по самообразованию на 2020 - 2021, воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" школы 2120 Д8 Москва

План по самообразованию воспитателя младшей группы №4 "Игрушка" Титовой Альбины Револеновны Тема: «Развитие интереса к рисованию, в работе с детьми младшего дошкольного возраста, испол...

Реализация Плана по самообразованию на 2020-2021

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОО, так как детский сад ...

Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благода...