Методическая разработка «Сказкотерапия»
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Макарина Ольга Сергеевна

Взаимоотношения дошкольников развиваются успешно, если они правильно воспринимают и учитывают в своем поведении эмоциональное состояние и настроение, с кем общаются. Поэтому дети должны научиться в старшем возрасте различать такие эмоциональные проявления, как радость, печаль, удивление, задумчивость, страх, гнев, обида, нежность, любовь, доброта, восторг, счастье

Задача состоит в том, чтобы научить детей видеть и понимать выражения разных эмоциональных состояний, обращать внимание на характерные особенности внешних проявлений той или иной эмоции. (выражение лица: глаза, положение бровей, уголков рта; типичные жесты, интонация речи).

 

Особое влияние на развитие эмоционального мира дошкольника имеет применение в практической деятельности педагогов элементов сказкотерапии, арт-технологии (изонитьтерапии, тестопластики)

Ценность русских народных сказок нельзя не переоценить, она заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

А сейчас бы мне хотелось более подробно остановиться на таком плюсе применения сказок как изучение основных эмоций и развитие данных эмоций в ребенке.

В соответствии с возрастом по ознакомлению с художественной литературой, для I младшей группы можно взять русскую народную сказку «Курочка Ряба». Выбрать такие 2 момента сказки:

— когда курочка Ряба снесла яичко непростое, а золотое. Детям предлагается выбрать эмоцию деда и бабы (радость или грусть);

— когда мышка яичко разбила. Детям предлагается выбрать эмоцию деда и бабы (радость или грусть).

Для I младшей группы выбрана по возрасту русская народная сказка «Репка». В презентации представлен заключительный момент сказки, когда герои вытащили репку. Детям предлагается выбрать эмоции, которые испытывали герои. (радость, удивление, можно познакомить с эмоцией умиления – бабка)

Для средней группы в качестве примера была выбрана русская народная сказка «Гуси-лебеди». Такие 2 момента сказки:

— когда сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой убегала от гусей;

заключительный момент: когда они встретили родителей.

Для старшей группы в качестве примера была выбрана русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». В презентации представлен такой момент сказки, когда воробей отправил блина в лес за грибами, а там его поджидала лиса. Какие эмоции испытывал блин? лиса? (блин страх, испуг, ужас…., лиса-радость, удовольствие….)

Сегодняшний мастер-класс будет посвящён сказке. Я хочу предложить Вам побывать в сказке. А в какой, попробуйте отгадать…

В некотором царстве, в некотором государстве. Жил был царь. И было у него три сына. Вот когда сыновья стали на возрасте,царь им и говорит:

— Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

— Вот что сынки, возьмите по стреле,выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. …

Догадались? («Царевна — лягушка»). Правильно, молодцы. Это сказка старинная, а у нас сказка современная, среди нас лягушек нет, все красавицы – царицы и не меньше. Мы все достойны быть царицами — женами царевичей.

Итак, согласно сказке царь сыграл три свадьбы.

И дает задание:

– Хочу посмотреть, какие вы хозяйки, поварихи – умелицы, рукодельницы.

Снова царь дает заданье – Приготовьте-ка вы мне диво дивное, чудо чудное. Расшейте рубахи златом и серебром! (раздает рубахи)

(Повесить рубахи) А теперь скажите, какие эмоции вы испытывали во время украшения рубахи, какие чувства отозвались у вас? А какие эмоции испытал царь, увидев такую красоту?

Следующее задание царя может быть таким: Приготовьте мне пирог, каравай, да не простой, а царский.

Присаживайтесь за стол. (На столе перед участниками лежит тесто для лепки различных цветов на подложке, стеки, украшения для изделий, подносы или одноразовые тарелочки). Вы видите, что перед вами лежат различные материалы для лепки. Каждая подгруппа должна приготовить каравай царский.

Выносите к нам пироги ваши. (Участники выносят пироги на тарелочках)

Царь принял пироги от своих невесток. А какие эмоции испытал царь увидев такую красоту?

Да какие они красивые! Аж душа радуется! А вам как? Понравилось готовить? (Возможные ответы.) Какие эмоции вы испытывали во время приготовления? (Возможные ответы участников). А после того как увидели свое произведение, какие чувства у вас возникли? (Возможные ответы участников).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Сказкотерапия»

Взаимоотношения дошкольников развиваются успешно, если они правильно воспринимают и учитывают в своем поведении эмоциональное состояние и настроение, с кем общаются. Поэтому дети должны научиться в старшем возрасте различать такие эмоциональные проявления, как радость, печаль, удивление, задумчивость, страх, гнев, обида, нежность, любовь, доброта, восторг, счастье

Задача состоит в том, чтобы научить детей видеть и понимать выражения разных эмоциональных состояний, обращать внимание на характерные особенности внешних проявлений той или иной эмоции. (выражение лица: глаза, положение бровей, уголков рта; типичные жесты, интонация речи).

Особое влияние на развитие эмоционального мира дошкольника имеет применение в практической деятельности педагогов элементов сказкотерапии, арт-технологии (изонитьтерапии, тестопластики)

Ценность русских народных сказок нельзя не переоценить, она заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

А сейчас бы мне хотелось более подробно остановиться на таком плюсе применения сказок как изучение основных эмоций и развитие данных эмоций в ребенке.

В соответствии с возрастом по ознакомлению с художественной литературой, для I младшей группы можно взять русскую народную сказку «Курочка Ряба». Выбрать такие 2 момента сказки:

— когда курочка Ряба снесла яичко непростое, а золотое. Детям предлагается выбрать эмоцию деда и бабы (радость или грусть);

— когда мышка яичко разбила. Детям предлагается выбрать эмоцию деда и бабы (радость или грусть).

Для I младшей группы выбрана по возрасту русская народная сказка «Репка». В презентации представлен заключительный момент сказки, когда герои вытащили репку. Детям предлагается выбрать эмоции, которые испытывали герои. (радость, удивление, можно познакомить с эмоцией умиления – бабка)

Для средней группы в качестве примера была выбрана русская народная сказка «Гуси-лебеди». Такие 2 момента сказки:

— когда сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой убегала от гусей;

заключительный момент: когда они встретили родителей.

Для старшей группы в качестве примера была выбрана русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». В презентации представлен такой момент сказки, когда воробей отправил блина в лес за грибами, а там его поджидала лиса. Какие эмоции испытывал блин? лиса? (блин страх, испуг, ужас…., лиса-радость, удовольствие….)

Сегодняшний мастер-класс будет посвящён сказке. Я хочу предложить Вам побывать в сказке. А в какой, попробуйте отгадать…

В некотором царстве, в некотором государстве. Жил был царь. И было у него три сына. Вот когда сыновья стали на возрасте,царь им и говорит:

— Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

— Вот что сынки, возьмите по стреле,выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. …

Догадались? («Царевна — лягушка»). Правильно, молодцы. Это сказка старинная, а у нас сказка современная, среди нас лягушек нет, все красавицы – царицы и не меньше. Мы все достойны быть царицами — женами царевичей.

Итак, согласно сказке царь сыграл три свадьбы.

И дает задание:

– Хочу посмотреть, какие вы хозяйки, поварихи – умелицы, рукодельницы.

Снова царь дает заданье – Приготовьте-ка вы мне диво дивное, чудо чудное. Расшейте рубахи златом и серебром! (раздает рубахи)

(Повесить рубахи) А теперь скажите, какие эмоции вы испытывали во время украшения рубахи, какие чувства отозвались у вас? А какие эмоции испытал царь, увидев такую красоту?

Следующее задание царя может быть таким: Приготовьте мне пирог, каравай, да не простой, а царский.

Присаживайтесь за стол. (На столе перед участниками лежит тесто для лепки различных цветов на подложке, стеки, украшения для изделий, подносы или одноразовые тарелочки). Вы видите, что перед вами лежат различные материалы для лепки. Каждая подгруппа должна приготовить каравай царский.

Выносите к нам пироги ваши. (Участники выносят пироги на тарелочках)

Царь принял пироги от своих невесток. А какие эмоции испытал царь увидев такую красоту?

Да какие они красивые! Аж душа радуется! А вам как? Понравилось готовить? (Возможные ответы.) Какие эмоции вы испытывали во время приготовления? (Возможные ответы участников). А после того как увидели свое произведение, какие чувства у вас возникли? (Возможные ответы участников).

Рефлексия занятия:

Спасибо вам большое за такую отличную работу. Какие вы все царицы, находчивые, умелые, умные, красивые, добрые, спокойные. Молодцы вы все! «Сказка лож, да в ней намек, добрым девицам — урок!» Я надеюсь, что вы усвоили, прочувствовав на себе сегодняшнее занятие, и оно вам пригодится в вашей педагогической практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СКАЗКОТЕРАПИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СКАЗКОТЕРАПИЯ»Цель: «Создание психологической комфортности и безопасности пребывания детей в детском саду».Задачи:1.     Воспитательные  - развивать ...

Методическая разработка «Сказкотерапия для детей. Духовно- нравственное обучение сказкой».

laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и ...

Методическая разработка "Сказкотерапия"

   Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей и педагогов–психологов.  Данный материал разработан с целью обучения эффективному взаимодействию детей дошк...

Методическая разработка. Сказкотерапия

Развивать желание ценить своих друзей,любить их,заботиться о них,поддерживать довеительные отношения,проявлять интрес к совместной деятельности....

Методическая разработка «Сказкотерапия как эффективный метод развития детей дошкольного возраста»

Метод сказкотерапии предоставляет возможность ребенку познать себя через волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, дошкольник неосознанно выделяет героя, близкого себе, представляет себя на...

Методическая разработка "Сказкотерапия для дошкольников"

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми. При этом трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но достаточно типичные...

Методическая разработка. Сказкотерапия на тему: "Доброе дело"

                                                      ...