Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: "Знакомство с творчеством В.Н.Орлова"
презентация к уроку по художественной литературе (старшая группа)

Морозкова Наталья Сергеевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ

В.Н.ОРЛОВА».

Подготовила: воспитатель Морозкова Наталья Сергеевна

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Дать детям представление о личности писателя и его книгах.

2. Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.

3. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.

4. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

5. Довести до сознания детей замысел автора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение произведений Владимира Натановича Орлова.

«Тимошкина гармошка».

«Сказка о Медведь горе».

«Я рисую море».

«Отважный вороненок»

«Четыре коня».

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

МАТЕРИАЛ:

1. Портрет В.Н.Орлова.

2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам  Орлова

Ход ЗАНЯТИЯ.

В книжном уголке сделать выставку книг В.Н.Орлова, его портрет). Обратить внимание детей на выставку. Дети стоят полукругом около воспитателя.

1.Организационный момент.


Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся. 
Дети: Здравствуйте. 
 

Воспитатель- Каждому из нас нравятся книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся. Это художники- иллюстраторы.

- А как называют людей, которые пишут для нас стихи, сказки, рассказы и многое другое (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие. А куда – догадайтесь сами. Из какого стихотворения эти строки, и кто автор?
 Я рисую море,

Голубые дали

Вы такого моря

Просто не видали («Я рисую море» В.Н.Орлов)


Дети: «Я рисую море» В.Н.Орлов


Воспитатель: Правильно, эти стихи написал В.Н.Орлов
Посмотрите на его портрет. Владимир Натанович Орлов - известный детский поэт и драматург. Родился 8 сентября 1930 года в Симферополе в семье типографского рабочего. Прежде чем стать любимцем детворы, успел поработать слесарем и матросом, растирал краски в художественной мастерской и учился портняжить. . Первые его стихи привез в Москву Маршак, разглядевший в рукописи крымского паренька, пришедшего к нему в ялтинский Дом творчества писателей, вполне сложившегося поэта. Многие стихи, вошедшие в первые книжки, давно уже стали классикой детской литературы, и порой знают их, не зная даже фамилии автора.

Его перу принадлежат книги для детей «Кто в доме живет», «Первая дорожка», «Утренний поезд», «Если мы вместе», «Хрюшка обижается» - всего около пятидесяти книг, выходивших в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Астрель» и на родине поэта в Крыму. В Крыму в 1983 году вышла книга сатирических и юмористических стихов «Прочтите взрослым». Перу Владимира Орлова – драматурга принадлежат около двух десятков пьес для кукольных театров, из которых самая известная, «Золотой цыпленок», обошла почти все сцены детских театров в России и многих театров за рубежом.

На стихи Орлова написано немало популярных песен для детей.

Воспитатель: А вы любите сказки?
Дети: Да.
 

Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.

Чуковский очень любил  свой родной край.  Может вы знаете в каком произведении он восхвалял природу Крыма

Ответы детей«Сказка о Медведь горе»

- Послушайте, я вам зачитаю эту сказку, кто знает помогайте мне:

 

СКАЗКА
О МЕДВЕДЬ-ГОРЕ


На юге Крыма
С давних пор,
От времени стара,
Среди других
Известных гор
Лежит Медведь-гора.
У головы её прибой
Шумит не первый век.
Внизу, под этою горой,
Раскинулся Артек.

Но как-то ночью,
Верь не верь,
Осеннею порой
Очнулся вдруг
Огромный зверь
От спячки вековой.

Физминутка «Мы отважные пилоты».

Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко –  (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)

 

Стихи Орлова великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Иван Натанович Орлов отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детейстихи, сказки.

- Воспитатель предлагает прочитать стихи автора по памяти (Кто какие знает)

(Дети читают стихи Орлова).

1 ребенок:
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!

У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая –
Просто как живая!

Я сижу тихонько
Около прибоя –
Окунаю кисточку
В море голубое.


2 ребенок:
Тучи небо заклубили,
И сейчас же по горам
Ветры в горны затрубили,
Гром ударил в барабан.

Рассыпая дождь по крышам,
Тучи скрылись налегке.
Барабан уже не слышен,
Горны смолкли вдалеке.


3 ребенок:
Под крымское солнце,
На Чёрное море
Ребята приехали
С Белого моря
.
Приехали белые
С Белого моря,
Уехали чёрные
С Чёрного моря.


4 ребёнок:
На горбатом Аю-Даге
В вышине,
В абсолютно абсолютной
Тишине
В старом дереве
Нашёл себе приют
Бородатый и усатый
Абсолют.

5 ребёнок
Вот и расставание.
Море, до свидания!
До свиданья, синее,
Не вздыхай, прибой!
Море, ты ведь сильное,
Что это с тобой?
Ветром занесённые,
Капают в песок
Капельки солёные
У меня со щёк.
Что за настроение,
Просто не пойму.
Видно, скрыть волнение
Нелегко ему.
 

- Нет среди нас В.Н.Орлова. Но книги его живут, и будут жить долго.

- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.

Воспитатель: Ребята, эту книгу вы хорошо знаете. Давайте поиграем с книгой в игру «Чему нас учат сказки В.Н.Орлова?» 
Дети сидят полукругом. Будем передавать книгу из рук в руки и говорить чему нас научили эти сказки.
Быть дружными,  добрыми, сильными, гостеприимными, весёлыми, воспитанными, заботливыми, хорошими , умными , бережливыми, любящими свой родной край и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня 
занимались. (Читали отрывки произведенииВ.Н.Орлова. Играли в игру: «Чему нас учат сказки?», «Назови строчку» и т д.)
 

Ну что ребята, мы с вами познакомились с творчеством В.Н.Орлова, спасибо вам вы молодцы. Хочу предложить вам раскраски по сказкам В.Н. Орлова (воспитатель раздает раскраски по сказкам).

Давайте, мы гостям покажем какие мы дружные, добрые, заботливые, поможем художнику докрасить рисунки так как у него закончились краски и не смог докрасить их. Присядем за столы. 


 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : воспитатель МДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» г.Алушта Морозкова Наталья Сергеевна

Слайд 2

Владимир Натанович Орлов- и звестный детский поэт, прозаик, драматург Его называют «крымским Маршаком»

Слайд 3

В своей жизни Владимир Натанович пробовал себя в разных профессиях, и этот опыт пригодился ему в дальнейшем

Слайд 4

Из воспоминаний В.Н. Орлова: «Я думаю, что жизнь не напрасно учила меня держать портновскую иглу, слесарный молоток и штурвал корабля. Все это пригодилось мне в поэтическом творчестве. И, может быть, потому я считаю, что стихи должны быть острыми, как иголка, звонкими, как звон слесарного молотка, точными, как курс корабля, прозрачными, как морская вода в ясную погоду»

Слайд 5

«Писать стихи я начал рано, но никому не показывал. Первая публикация появилась в газете «Боевая слава». На выплаченный гонорар была куплена губная гармошка. В 1956 году напечатаны стихи в «Крымской правде», «Крымском комсомольце». Все это окрылило. Владимир Орлов решил полностью посвятить себя литературной деятельности. Занимался самообразованием, много читал, особенно классику. Первая книжка «Тимошкина гармошка» вышла в 1958 году в «Крымиздате». Она понравилась детям. Понравилась и тем взрослым, у кого тропинка в детство не заросла густой травой важных взрослых забот.

Слайд 6

У Тимошки Есть гармошка. Если сядет он играть, Видно две коротких ножки, А Тимошки не видать

Слайд 12

Поэт В.Орлов и начальник пионерского лагеря композитор А. Орлов

Слайд 17

Мультфильмы КАВАРДАК ЗОЛОТОЙ ЦЫПЛЕНОК КТО ПЕРВЫЙ (веселая карусель№27) ВОРОНА (веселая карусель№24) ЦВЕТНОЕ МОЛОКО

Слайд 18

Воспоминания друзей поэта :

Слайд 19

Друг Владимира Натановича писатель Леонид Сорока вспоминал: «Владимир Орлов вошел в детскую литературу как-то сразу, минуя период ученичества, поиска своего почерка. Орловская мудрая и чуть лукавая интонация сразу узнаваема. Первые его стихи привез в Москву Маршак, разглядевший в рукописи крымского паренька, пришедшего к нему в ялтинский Дом творчества писателей, вполне сложившегося поэта. Многие стихи, вошедшие в первые книжки, давно уже стали классикой детской литературы, и порой знают их, не зная даже фамилии автора.»

Слайд 20

Я. Аким: «Владимир Орлов нашел путь к сердцу юного читателя. А это самое дорогое, о чем может мечтать каждый, кто посвятил свою жизнь детской литературе». «Владимир Орлов нашел путь к сердцу юного читателя. А это самое дорогое, о чем может мечтать каждый, кто посвятил свою жизнь детской литературе». Я. Аким «Поэзии Владимира Орлова... свойственны свежесть образов, жизнеутверждение, глубокий лиризм... Он может увидеть сказку в жизни, чудо в обыденном. В его юморе ощущается народное, фольклорное начало. И, конечно, сердечность». В. Приходько «Вот если выйдет у Вас взрослая книжка, я ее поставлю на полочку. И она будет там храниться. Но если появится детская, положу рядышком на столе». М. Светлов

Слайд 21

« Это был один из самых лучших детских писателей. Замечательный придумщик, тонкий лирик, блестящий юморист, он на всю жизнь сберег в своей душе озорную мальчишинку... Его книгам не грозит состариться, ибо все истинное непреходяще. Не грозит сойти со сцены и его интереснейшим остроумным пьесам, ведь они о вечном – о добре, о любви, о мечте. И, конечно же, будут звучать… написанные на его стихи песни.» Э. Басария, В. Гоцуленко, А. Давыдов и другие «Владимир Орлов был... волшебником. Впрочем, им остался. Ведь в отличие от простых смертных, Всевышний награждает настоящих поэтов бессмертием. Ты открываешь книгу, и душа Поэта говорит с тобой». Л. Шершнева

Слайд 22

Имя В. Н. Орлова носит сейчас Крымская республиканская детская библиотека.

Слайд 23

Но если минутки ты тратил не зря И жил, доброту свою людям даря, Тогда твоё имя уже никогда Не смогут стереть никакие года В. Орлов Скончался В.Н. Орлов 25 ноября 1999 года, похоронен в Симферополе на Старом кладбище


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Грибок – Теремок»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Грибок – Теремок»Программное содержание: Продолжить учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказк...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Вершки и корешки&r...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Крошечка - Хаврошечка»

Познакомить детей со сказкой, учить внимательно и заинтересованно слушать воспитателя, развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Учить сопережив...