Конспект " Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Прохоренко Марина

Предварительный просмотр:

Конспект «Чтение русской народной сказки

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: формировать живой интерес к русскому фольклору.

Задачи. Развивать: речевую активность детей; артикуляционный аппарат;

зрительное восприятие; логическое мышление; внимание, память,

стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, используя карты Проппа.

воспитывать: умение слушать других, не перебивая

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Оборудование и материалы: иллюстрированная книжка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», кукла бабушка Агафья, театральная ширма.

Предварительная работа. В книжном уголке разместить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с красочными иллюстрациями. Рассмотреть рисунки по содержанию сказки, иллюстрации Васнецова по сказкам.

Ход занятия:

Мотивационный момент.

Воспитатель: Ребята, в нашем книжном уголке вы видели книжку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», рассматривали иллюстрации.

А хотите узнать, о чём эта книга?

Дети: Да.

Воспитатель: Она куда-то исчезла надо её найти.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какой пассажирский транспорт вы знаете? (Ответы детей).

А на чем мы поедем?

Дети: На поезде.

Воспитатель: Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками.

Основная часть.

Кто первый назовет слово, тот и становится за мной.

Словесная игра «Подбери словечко»

Начинаем.

слон большой, а котёнок– маленький

летом тепло, а зимой – холодно

я высокая, а Наташа – низкая

папа молодой, а дедушка – старенький

дорога широкая, а тропинка – узкая

днем светло, а ночью – темно (дети по очереди становятся в паровозик)

Воспитатель: Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.

Поехали на скором поезде (ш-ш-ш)

На почтовом (ч-ч-ч)

Выпускаем пар (с-с-с)

Тормозим (з-з-з)

Воспитатель: Вот ребята мы и приехали на полянку, остановились (сели на стульчики).

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А – ах!”.

Вот домик. Давайте, ребята, постучим.

-Тук, тук, тук, кто здесь живёт?

Кто нам двери отопрёт?

Детей встречает Бабушка.

-Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки.

Рада видеть всех сейчас,

Ведь давно ждала я вас.

Я Бабушка, к себе в гости приглашу, да и сказку расскажу.

А вы любите сказки? Я приготовила для вас сказочку, да потеряла её.

Мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем сказку мы искать!

Находят книгу р.н. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушки».

Воспитатель (бабушка): рассказывание сказки с использованием иллюстрации и карт Проппа.

Карты: Жили-были, Особое обстоятельство, Герой покидает дом, Запрет, Нарушение запрета, Враг начинает действовать, Враг оказывается поверженным, Мораль.

Объяснение трудных слов.

а). Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. (солнце высоко – значит жарко, жар донимает – даже трудно переносить такую жару.

б).Мочи нет – сил нет.

в).Залилась Аленушка слезами (горько, сильно заплакала).

г).Красная девица (красивая девушка).

д).Оборотиться Аленушкой (превратиться в Аленушку).

е).Купец не распознал (купец - богатый человек который занимается торговлей, не распознал – не узнал).

Физкультурная минутка:

Физкультурная минутка: 

В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед (поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка-Яга живет (другой рукой).

Нос крючком (показывают,

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая.

Страшно нашим детям? (да)

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Сейчас по картам мы с вами расскажем эту сказку. (Рассказываем по цепочке)

Какая в конце выставлена карта?

Дети: Карта мораль.

Воспитатель: Правильно. Мораль сказки нас с вами чему-то учит. Какая мораль в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

Ответы детей

Воспитатель: Каждый из вас может составить свою сказку по этим картам.

Дети выбирают героев сказки (иллюстрации), составляют свою сказку.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Этюд на имитацию (музыка дождя и грома)

Воспитатель:

Ой , ребята , набежала тучка (делают руками «домик» над головой),

закапал дождь(стучат пальцами по коленям),

засверкала молния(ладошками),загремел гром(кулачками).

Пора нам возвращаться в детский сад(слышится гудок паровоза),прощаемся с бабушкой.

Становимся друг за другом паровозиком и отправляемся в путь:

-Вот поехал паровоз,

-Деток в садик он повез.

-Ту – ту – ту.

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие? На чём мы путешествовали? У кого побывали в гостях? Как называется сказка, с которой она нас познакомила? Что вам ещё понравилось?

- Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, потом обычным голосом и покричим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

КОНСПЕКТ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"

Формирование живого интереса к русскому фольклору, развитие речевой активности у детей, логического мышления, внимания памяти посредством игровых, наглядных, сллвесных и практических методов....

Конспект занятия средняя группа "Рассказывание русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе.Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Цель: ознакомление ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки "Сесрица Алёнушка и братец Иванушка"...