Конспект занятия средняя группа "Рассказывание русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе.
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: ознакомление детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 города Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Конспект занятия
по «Речевому развитию» в средней группе.
Тема:
«Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»».
Составил: Старцева Ирина Петровна
воспитатель 1 квалификационной категории
г.Болотное
Цель: ознакомление детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам
Словарная работа:
Один-одинешенек.
Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, фонограммы музыки «В гостях у сказки», песенки «Шел козел по лесу»; раскраски по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Путешествие по русским народным сказкам», макет телевизора с картинками к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заготовки для моделирования сказки «Теремок».
Список литературы:
Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»:-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва, 2011.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».
Воспитатель: Дети, что за музыка нас с вами вместе собрала?
Дети: «В гостях у сказки».
Воспитатель: А вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным сказкам. А в этом нам помогут веселые гномики. Они приготовили интересные загадки.
Игра «Из какой сказки персонажи».
(Отгадывание загадок детьми из презентации «Путешествие по русским народным сказкам»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки, правильно отгадали загадки. Но это еще не все. Гномики приготовили для нас еще одно интересное задание. Ребята, приглашаю вас к столу.
-Что лежит на нем?
Дети: Геометрические фигуры .
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат перед вами?
Дети: Круги, квадрат и треугольник.
Воспитатель: Какой предмет можно составить из треугольника и квадрата?
Дети: Дом.
(Ребенок составляет дом.)
Воспитатель: Круги все одинаковые или они отличаются друг от друга? Чем?
Дети: Цветом, размером.
Воспитатель: Назовите цвета.
Дети: Белый, оранжевый, зеленый, черный, коричневый.
Воспитатель: Ребята, я вам открою тайну, гномики превратили героев из одной известной вам сказки в эти геометрические фигуры и предлагают вам подумать и отгадать, название сказки и составить ее по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета.
Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за сказка?
Дети: «Теремок»
Моделирование сказки.
(Дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки и из моделей- заместителей составляют сказку.)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас еще с одной русской народной сказкой. Для этого приглашаю вас посмотреть мультфильм. А поможет мне в этом волшебный телевизор.
(Показ макета телевизора, изготовленного из картонной коробки и картинок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказ сказки воспитателем с передвижением кадров из мультфильма.)
Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие зрители, предлагаю вам посмотреть мультфильм по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
- Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
- Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
- Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
- Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
- Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком...
Метод «Мозговой штурм»
Воспитатель: Ребята, а как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком? (Ответы детей)
(Продолжение сказки)
Воспитатель: Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села на стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
- О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:
- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.
А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок...
Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, - делать нечего, купец согласился:
- Ну, зарежь его...
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
- Ну, сходи.
Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Алёнушка из реки ему отвечает:
- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
- Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
А из реки ему отвечают:
- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец. Ребята, вам понравилась сказка?
(Ответы детей.)
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Что произошло с Иванушкой?
Дети: Превратился в козленочка.
Воспитатель: Я предлагаю вам тоже превратиться в козлят.
Физминутка: «Наш козёл-стрекозёл»
Наш козёл-стрекозёл
Очень умный был:
Он и воду носил,
Он и тесто месил,
И дрова рубил,
И деток кормил,
Деток кормил и приговаривал:
«Кушайте, козлятушки,
Кушайте, ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки».
(Дети выполняют движения под потешку «Наш козёл-стрекозёл»
вместе с воспитателем.)
Вопросы по содержанию сказки и словарная работа.
Воспитатель: Ребята, с кем жили Аленушка и Иванушка. (Одни-одинешеньки)
-Почему случилась беда с Иванушкой? (Ответы детей)
-Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Купца).
-А кто такой «купец»? (Ответы детей.)
- Что произошло с Аленушкой? (Ответы детей.)
-Кто спас Аленушку? (Ответы детей.)
-Кого бы вы назвали хорошими, положительными героями сказки? (Ответы детей.)
- Кто в сказке является злыми героями и почему? (Ведьма.)
-На каких героев из других сказок похожа ведьма? (Баба Яга-«Гуси-лебеди», хозяйка – «Хаврошечка», Баба Яга-«Баба Яга» и т. д.
Игра.
Воспитатель: -Ребята, предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Давайте встанем в круг. Я бросаю мяч и называю какое -нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением. ( Добрый-злой, вежливый-грубый, грустный- веселый, трусливый- храбрый, щедрый- скупой, радостный-печальный и т.д.)
Воспитатель: -Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? (Ответы детей.)
-Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей.)
- Вы запомнили, как она называется? (Ответы детей.)
- Ребята, вы со своим воспитателем можете еще раз вспомнить эту сказку и попробовать превратить героев в геометрические фигуры (модели-заместители) и с их помощью составить сказку.
-Чтобы наша с вами встреча закончилась легко и весело, приглашаю вас встать и вместе со мной спеть песенку и потанцевать.
Подвижная игра - песенка «Шел козел по лесу…»
( Мальчики встают и под музыку приглашают девочек на танец по желанию. Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом.)
Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам.
- Что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей.)
-Хочу, ребята, вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам запомнилась наша встреча.
(Дети выбирают раскраски по желанию.)
Воспитатель: Когда вы раскрасите свои раскраски, то с воспитателем можете из них изготовить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель: До свидания, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия " В мире русских народных сказок"
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-212478-1379231630.jpg)
Конспект занятий по сюжету русской народной сказки «Теремок»
Нетрадиционное занятие по физкультуре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-378415-1389369785.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЮЖЕТУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» (подготовительная группа)
Цель: Закрепление порядкового счета в пределах 10 и развитие логического мышления.Задачи:1. Образовательные:- Закрепить умение складывать изображение из геометрических фигур.- ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/22/picture-423389-1521707621.jpg)
Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Репка"
С использованием современных образовательных технологий:-здоровьесберегающих;-педагогических;-обучающих;-игровых;-воспитательных....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/22/picture-423389-1521707621.jpg)
Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Три медведя"
познавательное занятие-игра по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-496986-1515916650.jpg)
Конспект предварительной лексической работы по изучению русской народной сказки "Аленушка и братец Иванушка"
Вспомогательная работа по изучения комплекта книг для развития по программе "Социокультурные истоки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/05/picture-931261-1499268398.jpg)
Конспект занятия Тема: «Модификация русской народной сказки «Колобок» в средней группе ,
Учить детей изменять сказку, модифицировать ее, создать новую ситуацию, используя элементы ТРИЗ; модифицировать голос; составлять рассказ используя мнемотаблицы;Формировать умения читать схемы по сказ...