Конспект занятия средняя группа "Рассказывание русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Старцева Ирина Петровна

Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе.

Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: ознакомление  детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Задачи:

Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №16 города Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

Конспект занятия

по «Речевому развитию» в средней группе.

Тема: 

«Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»».

                                                                 Составил: Старцева Ирина Петровна

воспитатель 1 квалификационной категории

г.Болотное

Цель: ознакомление  детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Задачи:

Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам

Словарная работа:

Один-одинешенек.

Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук,  фонограммы музыки «В гостях у сказки», песенки «Шел козел по лесу»;  раскраски по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Путешествие по русским народным сказкам», макет телевизора с картинками к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заготовки для моделирования сказки «Теремок».

Список литературы:

Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстой  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»:-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва, 2011.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».

Воспитатель: Дети, что за музыка нас с вами вместе собрала?

Дети: «В гостях у сказки».

Воспитатель: А вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным сказкам.  А в этом нам помогут веселые гномики. Они приготовили интересные загадки.

Игра «Из какой сказки персонажи». 

(Отгадывание загадок детьми из презентации «Путешествие по русским народным сказкам»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки, правильно отгадали загадки. Но это еще не все. Гномики приготовили для нас еще одно интересное  задание. Ребята, приглашаю вас   к столу.

-Что лежит на нем?

Дети: Геометрические фигуры .

Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат перед вами?

Дети: Круги, квадрат и треугольник.

Воспитатель: Какой предмет  можно составить из треугольника и квадрата?

Дети: Дом.

(Ребенок составляет дом.)

Воспитатель: Круги все одинаковые или  они отличаются друг от друга? Чем?

Дети: Цветом, размером.

Воспитатель:  Назовите цвета.

Дети: Белый, оранжевый, зеленый, черный,  коричневый.

Воспитатель: Ребята, я вам открою тайну, гномики  превратили героев из одной известной вам  сказки  в эти геометрические фигуры и предлагают вам подумать и отгадать, название сказки и составить ее по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета.

Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за сказка?      

Дети:  «Теремок» 

Моделирование сказки.

(Дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки и из моделей- заместителей составляют сказку.)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас еще с одной русской народной сказкой. Для этого приглашаю вас посмотреть  мультфильм. А поможет мне в этом волшебный телевизор.

(Показ  макета телевизора, изготовленного из картонной коробки и картинок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказ сказки воспитателем с передвижением  кадров из мультфильма.)

Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие зрители, предлагаю вам посмотреть мультфильм по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.

Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.

Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

- Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

- Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

- Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

- Не пей, братец, телёночком станешь!

Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

- Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!

- Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Иванушка говорит:

- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

- Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком... 

Метод «Мозговой штурм»

Воспитатель: Ребята, а как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком?                  (Ответы детей)

(Продолжение сказки)

Воспитатель: Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Залилась Алёнушка слезами, села на стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

- О чём, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:

- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.

Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.

А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал.

Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:

- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок...

Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.

Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, - делать нечего, купец согласился:

- Ну, зарежь его...

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.

Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:

- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.

- Ну, сходи.

Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:

- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Алёнушка из реки ему отвечает:

- Ах, братец мой Иванушка!

Тяжёл камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:

- Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.

Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:

- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А из реки ему отвечают:

- Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.

А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.

Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец. Ребята, вам понравилась сказка?

 (Ответы детей.)

Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?  

(Ответы детей.)

Воспитатель: Что произошло с Иванушкой?

Дети: Превратился в козленочка.

Воспитатель: Я предлагаю вам тоже превратиться в козлят.

Физминутка: «Наш козёл-стрекозёл»

Наш козёл-стрекозёл

Очень умный был:

Он и воду носил,

Он и тесто месил,

И дрова рубил,

И деток кормил,

Деток кормил и приговаривал:

«Кушайте, козлятушки,

Кушайте, ребятушки,

Кашку-малашку

Да сладкие оладушки».

(Дети выполняют движения под потешку  «Наш козёл-стрекозёл»

вместе с воспитателем.)

Вопросы по содержанию сказки и словарная работа.

Воспитатель: Ребята, с кем жили Аленушка и Иванушка. (Одни-одинешеньки)

-Почему случилась беда с Иванушкой? (Ответы детей)

-Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Купца).

-А кто такой «купец»? (Ответы детей.)

- Что произошло с Аленушкой? (Ответы детей.)

-Кто спас Аленушку? (Ответы детей.)

-Кого бы вы назвали хорошими, положительными  героями сказки? (Ответы детей.)

- Кто в сказке является  злыми героями и почему? (Ведьма.)

-На каких героев из других сказок  похожа ведьма? (Баба Яга-«Гуси-лебеди», хозяйка – «Хаврошечка», Баба Яга-«Баба Яга» и т. д.

Игра.

Воспитатель: -Ребята,  предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Давайте встанем в круг. Я бросаю мяч и называю какое -нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным  значением. ( Добрый-злой, вежливый-грубый, грустный- веселый, трусливый- храбрый, щедрый- скупой, радостный-печальный и т.д.)

Воспитатель: -Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? (Ответы детей.)

-Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей.)

- Вы запомнили, как она называется? (Ответы детей.)

- Ребята, вы со своим воспитателем можете еще раз вспомнить эту сказку и попробовать превратить героев в геометрические фигуры (модели-заместители) и с их помощью составить сказку.

-Чтобы наша с вами встреча  закончилась легко и весело, приглашаю вас встать и вместе со мной спеть песенку и потанцевать.

Подвижная игра -  песенка «Шел козел по лесу…»

( Мальчики  встают и под музыку приглашают девочек на танец по желанию. Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом.)

Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам.

- Что вам понравилось больше всего?    

(Ответы детей.)

-Хочу, ребята, вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам запомнилась наша встреча.

 (Дети выбирают раскраски по желанию.)

Воспитатель: Когда вы раскрасите свои раскраски, то с воспитателем можете из них изготовить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Воспитатель:  До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " В мире русских народных сказок"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЮЖЕТУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» (подготовительная группа)

Цель: Закрепление порядкового счета в пределах 10 и развитие логического мышления.Задачи:1.     Образовательные:- Закрепить умение складывать изображение из геометрических фигур.- ...

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Репка"

С использованием современных образовательных технологий:-здоровьесберегающих;-педагогических;-обучающих;-игровых;-воспитательных....

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Три медведя"

познавательное занятие-игра по развитию речи...

Конспект предварительной лексической работы по изучению русской народной сказки "Аленушка и братец Иванушка"

Вспомогательная работа по изучения комплекта книг для развития по программе "Социокультурные истоки"...

Конспект занятия Тема: «Модификация русской народной сказки «Колобок» в средней группе ,

Учить детей изменять сказку, модифицировать ее, создать новую ситуацию, используя элементы ТРИЗ; модифицировать голос; составлять рассказ используя мнемотаблицы;Формировать умения читать схемы по сказ...