Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Евса Татьяна Александровна

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.

Задачи:

1. Развивать умение пересказывать знакомое содержание сказки с опорой на модель; обогащать речь детей путём подбора слов-синонимов, логически мыслить;

2. Совершенствовать фонематический слух, слуховое внимание; развивать художественное восприятие, эстетический вкус, творческое воображение, фантазию;

3. Развивать умственные способности детей: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение и моделирование;

4. Развивать мелкую моторику; умение элементарного музицирования;

5. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

6. Развивать диалогическую и монологическую речь.

7. Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей. 

       

Предварительная работа: чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Материал и оборудование: магнитная доска, заместители (круги разного размера белого цвета, красного, 3 — коричневого и чёрного цвета), текст сказки, аудиозапись, музыкальные инструменты (металлофон, маракасы, шуршащая бумага, треугольник, две небольшие емкости с водой), картина Васнецова.

Ход занятия:

Воспитатель, стоя у книжного уголка:

— Ребята, для того, чтобы быть разносторонними, увлекательными и интересными людьми, мы с вами сегодня попробуем быть и сказочниками, и художниками, и музыкантами.

— У нас много увлекательных книг. А вы любите читать? Вы знаете, где живут сказки?

— А мои сказки живут в волшебном ларце. Хотите, откроем его?

Волшебный ларец, чудеса соверши:

Нам сказки свои покажи.

— Сколько здесь сказочных вещей: и кисть, и книга, и модели-круги. А это что? Это кокошник. Кокошник — это старинный русский головной убор. Я его одену и превращусь в сказочницу.

Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы сказки,

Одну я переняла да вам принесла.

— Садитесь поудобнее да слушайте повнимательнее.

Рассказывается начало сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

— Узнали сказку? Как она называется? Да, вот эта книга из ларца. Посмотрим, что ещё в ларце. Что это? (волшебная палочка) Она будет моей помощницей.

Волшебной палочкой взмахну.

В рассказчиков вас превращу.

— Давайте вспомним героев сказки (показываю 2 белых круга разного размера).

— Какой из этих кругов обозначает Иванушку? Почему? Соотносим модели-круги с героями.

— Итак, я начинаю, а вы продолжайте.

Рассказывание сказки до слов: Иванушка увидел коровье копытце.

— Что было дальше? Каким голосом спрашивает Иванушка? Какое у него выражение лица? Что отвечает Алёнушка? Каким голосом? Каким движением руки это можно показать?

Дети рассказывают сказку с помощью взрослого до того момента, как Иванушка стал козлёночком.

— Сказку можно не только пересказать, но и написать картину по ней. Это сделал великий русский художник Василий Васнецов. Однажды в детстве он услышал сказку про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку от своей няни, а когда вырос, написал картину и назвал её «Алёнушка». Вот она. Посмотрите.

Волшебной палочкой взмахну,

В художников вас превращу.

—Вместе с вами и я превращусь в художника. Кого изобразил художник Василий Васнецов?

—Что делает Алёнушка?

— Какого цвета вода в пруду? (тёмная, чёрная, тяжёлая, мрачная)

— Сидит Алёнушка на камушке и думу думает. А вокруг лес густой притих. Не шелохнётся. Какую краску взял художник, когда рисовал лес?

— Как одним словом назвать эти краски? (тёмные, мрачные)

— Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту картину? (грустное, печальное, тревожное)

Физминутка (выразительное движение)

Встаньте, пожалуйста. Давайте возьмём в руки воображаемую кисть и как художники изобразим пруд (овальные движения руками), лес (горизонтальные движения), белые берёзы на фоне тёмного леса (вертикальные движения). Положите кисти и покажите, как Алёнушка склонила голову. Садитесь.

— Сказку можно не только слушать, не только рисовать сказками, но и изобразить звуками. Композитор Ирина Кореневская написала музыку. Послушайте.

Аудиозапись

Волшебной палочкой взмахну,

В музыкантов вас превращу.

— Представьте, что картина ожила. Какие звуки картины можно отобразить? (плач, шум леса, шум воды, камыша, шуршание листьев)

Далее идёт распределение музыкальных инструментов (металлофон, маракасы, шуршащая бумага, треугольник, две небольшие емкости с водой) Показ техники работы. Совместное исполнение под музыку И Кореневской.

— Вот наша картина и ожила.

Волшебной палочкой взмахну,

В ребят вас снова превращу.

— Закончилась наша сказка. Убираю в волшебный ларец все волшебные вещи. Мне понравилось, что вы были активны, интересно пересказывали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», подбирали удачные, разнообразные, точные слова, описывающие картину, замечательно, в такт музыкального произведения, играли на музыкальных инструментах.

 Дополнительная информация для воспитателя. Описание картины Васнецова В.М. «Аленушка»

Картина «Аленушка» была написана Васнецовым В.М. в 1881 году. Можно увидеть молодую девушку в центре картины, которая сидит на камне рядом с поросшим осокой прудом. Она склонила голову на свои руки, сложенные на коленях.

В ее фигуре видна усталость, а широко распахнутые глаза выражают отчаяние и насилу сдерживаемые слезы. Длинные волосы девушки свободно рассыпались по ее плечам, ноги босые, в грязи и в пыли, подол цветного сарафана порван. Очевидно, что перед тем, она долго ходила по лесам в поисках своего пропавшего братика.

Художник запечатлел именно этот момент, когда девушка присела отдохнуть после длительных и безуспешных поисков. Вся природа, которая окружает Аленушку, как будто замерла, охраняя короткие моменты ее покоя. Густой хвойный лес стоит неподвижно, а гладь воды нарушена лишь несколькими листочками, опавшими с берез и осин, растущих на берегу. И хотя деревья еще зеленые, изредка листва деревьев уже озолотилась – вероятно, вот-вот придет осень.

Глядя на эту картину, нельзя не переживать вместе с Аленушкой – до такой степени чувственно и ярко художник показал ее грусть и усталость.

И девушка, и природа, окружающая ее, изображены так реалистично, что, казалось бы, ступив шаг – очутишься на берегу, вдохнешь запах воды, заговоришь с Аленушкой. Не зря эта картина является одной из лучших работ в русской школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в подготовительной группе.

«Слетались птицы с моря,Садились у нас на заборе,Пели птицы сказки,Одну я переняла да вам принесла»....

КОНСПЕКТ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"

Формирование живого интереса к русскому фольклору, развитие речевой активности у детей, логического мышления, внимания памяти посредством игровых, наглядных, сллвесных и практических методов....

Конспект занятия средняя группа "Рассказывание русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе.Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Цель: ознакомление ...

Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Конспект НОД по О.О «Речевое развитие» с использованием метода наглядного моделирования

Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и  братец Иванушка»Конспект НОД по О.О «Речевое развитие»с использованием метода наглядного моделирован...